Диагностика социальных конфликтов
Конфликты представляют собой особый вид социальных отношений и общения. Это многоуровневое, проявляющееся на макро-, среднем, микро- и личностном уровнях многомерное явление, имеющее сложную структуру.
Динамика конфликта - его протекание - включает следующие стадии: 1) предконфликтная ситуация; 2) конфликтное взаимодействие; 3) исход.
Структура конфликта диагностируется с помощью карты-схемы:
1) содержание конфликта, определяемое его функциями (конструктивными или деструктивными);
2) стороны или участники конфликта, т. е. между кем происходит конфликт. Разные участники конфликта ведут себя по-разному в зависимости от той роли, которую они выполняют. В юридическом смысле основными субъектами конфликта являются противоборствующие стороны: физические или юридические лица; подстрекатели, пособники, организаторы. С психологической точки зрения выделяют: внутриличностный, межличностный, групповой конфликты и т. п., конфликты по вертикали и по горизонтали;
3) сфера возникновения;
4) причины (предмет) конфликта; образы участников конфликта - представления участников конфликта о себе, о противоположной стороне, об исходах; именно образы, а не реальные обстоятельства определяют возникновение конфликта. Поэтому говорят об объективном, ложном, иррациональном конфликте;
5) пространственно-временные характеристики конфликта (место, время, продолжительность, частота - количество столкновений участников конфликта за определенный отрезок времени);
6) возможные действия участников конфликта;
7) исход (результат) конфликта [11, 24, 26].
Вообще говоря, конфликт сам по себе обладает большими диагностическими возможностями. Нередко личность в конфликте раскрывается так, как ни в какой другой ситуации.
Для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, стиля поведения в конфликте используется тест К. Томаса.
В основании конфликтного поведения К. Томас выделил два стиля поведения: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.
Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы конфликтного взаимодействия:
а) соревнование (соперничество); стремление удовлетворить свои интересы в ущерб другому;
б) приспособление - принесение в жертву собственных интересов ради другого;
в) компромисс - соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;
г) избегание (уход) - отсутствие как стремления к кооперации, так и тенденции к достижению собственных целей;
д) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон [1].
Опросник состоит из 60 суждений, суммированных в 30 пар.
Для изучения межличностных конфликтов используются различные опросники [22], а также социометрия. С помощью социометрического опроса определяется индекс конфликтности, который асимметричен индексу сплоченности.
Поведение личности в конфликте можно изучать с помощью методики С. Розенцвейга (методики изучения фрустрационных реакций).
Методика состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации.
Ситуации, представленные в тесте, можно разделить на две основные группы:
1. Ситуации «препятствия». В этих ситуациях какое-либо препятствие, персона или предмет обескураживают, сбивают с толку словом или еще каким-то способом.
Сюда относятся 16 ситуаций - 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18,20,22,23,24.
2. Ситуации «обвинения». Субъект служит объектом обвинения. Их восемь: 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.
Между этими типами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия», и наоборот.
Инструкция. На каждом рисунке изображены два или несколько человек. Один человек (слева) всегда изображен говорящим какие-то слова. Вам надо написать в пустом квадрате первый пришедший на ум ответ на эти слова. Не старайтесь отделаться шуткой. Действуйте по возможности быстрее.
Оценка теста. Каждый ответ оценивается с точки зрения двух критериев: направления реакции и типа реакции.
С точки зрения направления реакции делятся:
1) на экстрапунитивные (реакции в форме отрицания внешней причины фрустрации);
2) интропунитивные (реакции, направленные субъектом на самого себя, он принимает вину на себя или берет ответственность);
3) импунитивные (фрустрирующая ситуация рассматривается как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины).
С точки зрения типов различаются реакции:
1) с фиксацией на препятствии;
2) с фиксацией на самозащите;
3) с фиксацией на удовлетворении потребности.
Из сочетаний этих шести критериев получают девять возможных факторов оценки и два дополнительных варианта [22].
Рисуночный тест «Деловые ситуации» является модификацией ассоциативно-рисуночного теста С. Розенцвейга. Автор создал типологию реакций на фрустрацию, которая положена в основу оценки эмоционального поведения личности в конфликте.
Тестовый материал методики состоит из 20 рисунков, изображающих конфликтные ситуации на производстве. На каждом рисунке один из персонажей произносит слова, фрустрирующие собеседника. Задача испытуемого - сформулировать ответ, адекватный, с его точки зрения, конкретной конфликтной ситуации [17].
Для изучения конфликтности личности используется соответствующий тест «Конфликтная ли вы личность?», состоящий из 11 вопросов [4].
Важным моментом социально-психологической диагностики конфликтов является разработка их симптомокомплекса, позволяющего изучать конфликты на разных этапах их развития. Впрочем, это обстоятельство позволяет диагностировать не только развитие, эскалацию конфликтов, но также их виды.
О потенциальных широкомасштабных социальных конфликтах можно судить по одним симптомам, о наличии внутриличностного конфликта - по другим.
Так, в качестве индикаторов социальных конфликтов выступают не только потоки беженцев, масштаб эмиграции, закрытых предприятий, количество нищих, забастовок, характер требований, выдвигаемых забастовщиками, но и количество укрепленных дверей, зарешеченных окон, вооруженность населения, мода на сторожевых собак и т.д.
Признаками внутриличностного конфликта выступают другие обстоятельства - невербальные и вербальные средства, аутичность или, напротив, агрессивное поведение и т. п.
Четкую симптоматику имеют семейные и супружеские конфликты: бойкот жены, бегство ребенка из дома и т.д.
Что касается конфликтов в социальной организации, то об этом можно судить по «натянутости» отношений, переходу их на сугубо официальные, неискренности, фактам сбора компромата и использованию его в межличностных отношениях и пр.
Как нет абстрактных конфликтов, а есть производственные, семейные и тому подобные, так и нет абстрактных методик, пригодных для всех случаев.
Представляет большую сложность диагностика широкомасштабных конфликтов, в частности социальной напряженности. Последняя может быть изучена на основе экспертного, анкетного опросов, социальной симптоматики, наблюдения и анализа ее составляющих:
- степени недовольства населения, его направленности и формы проявления;
- доверия к власти, лояльности силовых структур к ней;
- степени консолидации оппозиции и т. д.
Для анализа конфликтов используют математические методы: теории игр, графов (В. А. Лефевр), а также аппаратурные методики, способные моделировать конфликт (М. А. Новиков и др.).
В случае затруднений при диагностировании конфликтов специалисты могут обратиться к опыту центров по прикладной конфликтологии, где сконцентрированы наиболее квалифицированные кадры. В настоящее время такие центры есть не только в США, Англии, Австралии и т.д., но и в России. Кроме того, следует учитывать, что по этой теме издаются специальные журналы, материалы симпозиумов, периодически проводятся конференции и семинары. Определенную пользу практическим социальным психологам может оказать знакомство с изданием «Кто есть кто в социальной психологии. Российская Федерация. 1992-1993 гг.» (М., 1994), где указаны адреса центров, занимающихся изучением конфликтов.