Поведение в кругу сверстников. Второй наиболее важной областью социального поведения подростков является среда сверстников
Второй наиболее важной областью социального поведения подростков является среда сверстников. Степень притягательности среды сверстников также зависит от индивидуальных особенностей тинэйджеров, однако подавляющее большинство из них находится в той или иной степени в тесном, продуктивном контакте со сверстниками. Около 80 % подростков входят в группы сверстников, и только 20 % являются одиночками. Общение со сверстниками необходимо формирующейся личности для развития коммуникативных навыков и самосознания. Опыт общения, приобретенный в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении в самостоятельную жизнь.
Помимо этой основной функции общение в этом возрасте выполняет, как отмечает И. С. Кон, ряд специфических функций.
Во-первых , оно представляет собой канал той информации, которую не сообщают взрослые (например, по вопросам пола).
Во-вторых , общение со сверстниками способствует отработке навыков социального взаимодействия.
В-третьих , общение дает подростку возможность пережить эмоциональный контакт с группой, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит к переживанию подростком не только чувства автономии от взрослых, но и чувства устойчивости и эмоционального комфорта (Кон И. С., 1989, с. 128).
Кроме того, как уже было сказано, общение с равными по возрасту, но разными по личным качествам людьми способствует дальнейшему развитию самосознания личности подростка посредством социального сравнения (Крайг Г., 2000, с. 615).
Подростковые группы
Стремление молодых людей к объединению в группы в подростковом возрасте настолько велико и типично, что оно рассматривается в качестве еще одной характерной для этого возраста реакции, получившей название реакции группирования (Личко А. Е., 1983).
В образовании подростковых групп наблюдается определенная возрастная динамика: в младшем подростковом возрасте это почти исключительно однополые группы; в период, совпадающий по времени с первыми свиданиями, к однополой группе целиком присоединяется группа противоположного пола, после чего происходит процесс дальнейшей дифференциации и группирования, и группы становятся смешанными.
Половые различия
В стиле и содержании взаимодействия молодых людей имеются определенные половые различия.
В целом общение мальчиков более предметно и инструментально: они вступают в контакт друг с другом ради игрового или делового взаимодействия, в ходе которого у них появляется и эмоциональная и духовная близость. Девочки, наоборот, выбирают партнеров на основе симпатии, содержание же совместной деятельности для их общения имеет второстепенное значение. Общение мальчиков в среднем более экстенсивное, девочек – более интимное, интенсивное.
Для тех и для других большую роль играет дружба как средство самопознания и формирования мировоззрения, удовлетворения потребности в понимании и установления более глубокой эмоциональной и духовной близости.
Конфликты в группе
Подростковая и юношеская группа – это своеобразный социальный «полигон», на котором отрабатываются и усваиваются мужские и женские роли, устанавливаются более зрелые отношения со сверстниками, формируется социально ответственное поведение (Хевигхерст Р., цит. по Ремшмидт Х.). В группах подростками отрабатывается также и умение разрешать кофликтные ситуации, при этом часто или постоянно со сверстниками конфликтует только 7,5 % подростков, иногда – 31 % (Образ жизни…). Конфликты с ровесниками в основном служат проявлением борьбы: у мальчиков – за лидерство, за успехи в физической или интеллектуальной областях или за чью-то дружбу, у девочек – за представителя противоположного пола (Ремшмидт Х., 1994).
Полоролевое поведение
Специфика полоролевого поведения молодых людей в этом возрасте заключается в следующем:
– в росте интереса к противоположному полу;
– в опережающем, устойчивом и более персонифицированном усвоении половой роли девочками;
– во все большем использовании форм поведения, прямо или косвенно связанных с половой ролью. При этом непосредственно с половой ролью связаны все виды собственно психосексуальной активности (косвенно у мальчиков – состязания и поединки, у девочек – интерес к нарядам и домашнему хозяйству).
В полоролевом поведении как у юношей, так и у девушек могут быть значительные и иногда весьма существенные индивидуальные отклонения от описанных форм
Девушки больше стремятся к любви, нежности, уважению и безопасности. Они склонны к более длительным отношениям, и сексуальность для них является составляющей общих доверительных отношений с партнером.
Юноши более склонны к получению непосредственного сексуального опыта и стремятся к более частым половым сношениям (Ремшмидт Х., 1994).
Однако следует учитывать, что в полоролевом поведении как у юношей, так и у девушек могут быть значительные и иногда весьма существенные индивидуальные отклонения от описанных форм.
Развитие увлечений, хобби
Еще одной характерной для подросткового и юношеского возраста формой активности является та деятельность, которой заполняется время, свободное от основной, ведущей в данном возрасте учебной деятельности. Увлечения, или хобби, в этом возрасте настолько распространены, что они выделяются в особый тип подростковых реакций – реакцию увлечения, или хобби-реакцию . «Подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр» (Личко А. Е., 1983).
Типы увлечений
Увлечения подростков разнообразны, но в то же время достаточно типичны и поддаются классификации. Помимо распространенных увлечений футболом, хоккеем, мотоспортом, автомашинами, компьютерами, поп– и рок-музыкой, А. Е. Личко и Ю. А. Строцкий в своей рабочей классификации, основанной «на стремлении разобраться в мотивах, толкающих на то или иное увлечение», приводят следующие типы увлечений подростков:
– интеллектуально-эстетические, основной характеристикой которых является глубокий интерес подростка к любимому делу – музыке, рисованию, древней истории, электронике, разведению цветов и т. д., сюда же относится изобретательство и конструирование;
– телесно-мануальные – связаны с намерением молодого человека развить силу, выносливость, ловкость и вообще моторную искусность в различных сферах;
– лидерские увлечения – поиск ситуаций, где можно руководить, организовывать, направлять других;
– накопительские увлечения представляют собой коллекционирование во всех видах;
– эгоцентрические – любые занятия, внешняя сторона которых позволяет подростку оказаться в центре внимания. Например, художественная самодеятельность, увлечение модной одеждой, а также любые модные занятия;
– азартные увлечения – картежные игры, ставки и пари на деньги, лотереи и разнообразные лото;
– информативно-коммуникативные увлечения связаны с повышенной жаждой общения, «тусовок», где можно получить легкую информацию, не требующую критической переработки.
Тип увлечения напрямую связан с типом личности подростка и является одним из его диагностических признаков.
Индивидуализация
Индивидуальные особенности человека, обусловливающие вариативность его поведения, обнаруживаются очень рано. Из-за ограничений, связанных с объемом текста данного издания и большей важности общих закономерностей поведения детей, мы не касались проблемы их индивидуальной специфичности в младших возрастах.
Между тем уже на первом году жизни у ребенка отмечаются выраженные индивидуальные различия. Например, в реакциях «устремления» к игрушке, предмету или другому человеку, в стремлении ребенка либо к «самостоятельности» в овладении и манипулировании предметами, либо к обращению за помощью взрослого (Овчинникова Т. Н., 1987).
Различия в поведении детей стимулируют и различные реакции окружающих, что в итоге приводит к формированию предпочитаемых форм и сфер активности ребенка. «Сочетание генетических, „опытно-практических“ и социально-оценочных (социально-стимулирующих, социально-организационных) факторов приводит к тому, что в результате обобщения индивидуального опыта адаптации у ребенка возникает избирательное отношение к определенным видам деятельности и социальных взаимодействий, то есть они приобретают особую индивидуальную значимость» (Щербаков Н. Ю., 1998, с. 28).
Однако наиболее важным результатом процесса индивидуализации является то, что на основе этой индивидуальной значимости различных видов деятельности и социальных взаимодействий у ребенка «начинает формироваться „чувство особости социального Я“ – представление о « Я» как субъекте индивидуально и вместе с тем социально значимой активности, которое в дальнейшем становится своеобразным организующим центром индивидуальности» (там же, с. 28).
Важным здесь является то, что развивающийся субъект как источник активности сам оказывает влияние на формирование этого чувства «особого Я».
Наблюдения
По данным Н. И. Непомнящей, большей сформированности «особого Я» способствуют: «высокая общая активность ребенка, избирательность его побуждений, стремление к успеху в определенных видах деятельности и отношений, стремление к самостоятельности в овладении доступными на данном этапе развития умениями.
Меньшей сформированности, диффузности и неустойчивости „особого Я“ соответствуют: пассивность (реактивность) поведения ребенка, „потребительский“ характер его интересов (насыщение, комфорт, развлечения и т. п.), отсутствие избирательности побуждений, ожидание инициативы и помощи со стороны других» (цит. по: Щербаков Н. Ю., 1998, с. 29).
Характер взаимодействий ребенка с социальной средой в процессе его взросления все больше индивидуализируется, определяясь субъектным опытом , который представляет собой условие реализации субъектной активности.
Помимо прочего субъектный опыт состоит из следующих компонентов:
– опыт привычной активизации , который ориентирует субъекта в собственных возможностях;
– операциональный опыт , объединяющий конкретные средства взаимодействия с миром;
– опыт сотрудничества , который способствует объединению усилий в достижении результата деятельности (Осницкий А. К., 1996).
В подростковом возрасте увеличивающаяся потребность в автономии приводит «к резкому повышению вариативности социального поведения», что проявляется в самом образе жизни подростка (Щербаков Н. Ю., 1998).
Резюме
Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: половым созреванием подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным социальным положением подростка, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями.
Стремление к общению со сверстниками настолько характерно для подросткового и юношеского возраста, что получило название подростковой реакции группирования. Наряду с очевидным полоролевым разделением наблюдается также образование смешанных подростковых и юношеских групп.
Кроме того, актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых (реакция эмансипации), что в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки.
В связи с половым созреванием у молодых людей появляется влечение к противоположному полу, которое у юношей и девушек проявляется качественно по-разному.
Стремление молодых людей к познанию мира, своих возможностей, их желание самореализоваться в подростковом возрасте проявляются также в так называемой реакции увлечения, или хобби-реакции.
Эмоциональная реактивность– эмоциональная восприимчивость субъекта, его чувствительность к эмоциогенным воздействиям.
Генетический фактор– влияние на развитие ребенка процессов в организме, обусловленных унаследованным от родителей набором генов.
«Опытно-практический» фактор– влияние на психическое развитие ребенка опыта, приобретаемого им в процессе различных видов практической деятельности.
Социально-оценочныйфактор – влияние на психическое развитие ребенка тех оценок, которые дают ему окружающие люди как человеку, личности и субъекту деятельности.
Глава 6
Подростковая агрессия
В соответствии с когнитивно-бихевиоральной концепцией социального научения (Бандура А., 1959, 1973) процесс социализации состоит в развитии привычных ответных реакций, принятых в обществе, в котором индивид живет.
Научение определенным навыкам в системе «сигнал – ответ» требует, во-первых, вознаграждения или подкрепления, а во-вторых, наличия некоторого мотивационного процесса или драйва . При этом под драйвом понимается сильный стимул, который побуждает организм к действию.
В рамках когнитивно-бихевиоральной концепции подростковую агрессию рассматривают как результат специфичного социального научения. При этом считается, что основания развития и закрепления агрессивного поведения следует в первую очередь искать в том, как родители воспитывали своих детей в первые годы жизни, а также и в более поздние периоды, включая и собственно подростковый возраст.