Эмоциональное здоровье как предмет социально-психологического исследования
Эмоциональное здоровье рассматривается как нoвый прeдмeт coциaльнo-пcихoлoгичecких иccлeдoвaний, кaк cиcтeмooбрaзующий фaктop бытия индивида и функциoнaльнoe проявление его coциaльнo-пcихoлoгичecкoй зрелости, потенциальная уcтpeмлённocть жить в coглacии c coбoй и вмecтe c другими людьми. Bыявлeнo, что признаки эмoциoнaльнoгo здopoвья чeлoвeкa пpeдcтaвлeны его взаимодействием со cpeдoй, с разнообразными видами человеческих oтнoшeний и содержат ocмыcлeннocть эмoций, эмпатию, модальность эмоциональных образов других, интерес к делу, переживание взаимности, чувство принадлежности группе.
Интересы современных социальных психологов направлены на социальную природу и социокультурные факторы, обусловливающие происхождение и ход эмоций человека и групповых эмоций. И не потому, что отвергается весомость эндогенных и психофизиологических оснований в их регуляции, а потому что поле деятельности социальных психологов – это психология общения, психология взаимодействия, которые и воспроизводят социальные эмоции. Эмоции, несомненно, являются междисциплинарной проблемой. Однако важно, чтобы каждый специалист осознавал свой вклад в ее решение, свои возможности и особые задачи в пересечениях многообразных факторов и условий становления эмоциональной зрелости взрослеющего поколения, а также функционирования эмоционального здоровья cocтoявшeйcя личности.
Выполненные наблюдения современных исследований эмоций в социальной психологии и представленные как отечественными, так и зарубежными авторами свидетельствуют, что чёткого и общепризнанного определения эмоций в современной литературе не существует. Эмоции трактуются разными авторами довольно широко. Традиционный структурный подход разделяет эмоциональную сферу на простые эмоции, эмоциональные состояния, чувства. Однако данный подход ограничивает понимание и интерпретацию эмоционального опыта человека с точки зрения его функционирования как целостного, системного образования с устойчивым направлением в преодолении преград и разрешении конфликтных ситуаций. Эмоциональный мир не ограничен отдельными процессами и состояниями, обслуживающими мимолётные жизненные ситуации, а выступает целостным,
устойчивым и системным образованием, активно функционирующим в утверждении совместного бытия.
Оценочная функция эмоций повсеместно признается как основная в ряду других функций. Любое состоявшееся событие оценивается как радостное или печальное. Любой человек также оценивается как доброжелательный или отрицательный. Являясь сквозным психическим процессом, эмоции сопровождают мышление, внимание, восприятие, память, волю, мотивацию. Внутренний мир переживаний одновременно наполнен тревогой и радостью, страхом и любопытством, печалью и любовью. Здоровье и болезнь также сосуществуют как одно целое. Эмоциональное здоровье представлено многообразием эмоций. Самое важное, что эмоциональное здоровье как особое предназначение и «инструмент» функционирования и эмоциональной регуляции человека по своему происхождению имеет социальную природу и личностную историю своего формирования.
Таким образом, в осмыслении человеком своего эмоционального здоровья особую значимость имеют его представления о жизненных перспективах, стратегиях делового взаимодействия, общение с различными людьми, участие в группах и межгрупповых связях. Выступая ориентиром функциональной и социально-психологической зрелости, образ эмоционально здорового человека (общества) является инструментом эмоциональной регуляции, а по своему происхождению имеет социальную природу и личностную историю становления отношений в группах.