Тема: возрастосообразность педагогического процесса
Материал к коллоквиуму
Составитель: Карелина И.О., кандидат педагогических наук, доцент
Тема: возрастосообразность педагогического процесса
Развитие личности младшего школьника (6-7 – 10-11 лет)
Условия формирования личности младшего школьника: учитель - эталон, образец для подражания; субъективные условия - личностные особенности младшего школьника (повышенная внушаемость, высокая подражательность, повышенная эмоциональность и реактивность); сверстники (значимость этого условия возрастает в конце младшего школьного возраста, когда сверстники становятся эталоном в поведении); семья (воздействует на формирование характера младшего школьника).
В младшем школьном возрасте активно развивается мотивационная сфера, появляются потребности, связанные с учебной деятельностью: потребность точно выполнить требования учителя, потребность в высокой отметке, в одобрении успехов со стороны взрослых, потребность быть лучшим учеником, потребность в общении со сверстниками. Ведущими в этом возрасте являютсяпознавательные потребности. Особую значимость приобретает стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников.
Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста - ориентация на группу сверстников. В этом возрасте, с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», с другой – «быть лучше, чем все».
Стремление «быть как все» возникает в учебной деятельности по следующим причинам: учитель контролирует весь класс и побуждает всех следовать предлагаемому образцу; правила поведения в классе предъявляются всем вместе и каждому в отдельности; во многих ситуациях ребенок не может самостоятельно выбрать линию поведения и ориентируется на поведение других детей (первоклассникам свойственны выраженные конформные реакции: ученики, например, часто поднимают руку вслед за другими, хотя внутренне не готовы к ответу). Стремление «быть лучше, чем все» проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, правильно решить задачу, написать текст и т.п. Ребенок, таким образом, стремится утвердить себя среди сверстников.
Огромное значение для развития личности младшего школьника приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со сверстниками. Неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций.
В целом, мотивация развивается в направлении осознанности, приобретает произвольный характер. Учебная деятельность требует от детейответственностии способствует ее формированию как черты личности.
Конец младшего школьного возраста знаменуется глубоким мотивационным кризисом, когда мотивация, связанная со стремлением занять новую социальную позицию, исчерпана, а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Симптоматика кризиса: отрицательное отношение к школе в целом и обязательности ее посещения; нежелание выполнять учебные задания; конфликты с учителями.
В возрасте 6-7 – 10-11 лет интенсивно развивается самосознание: в учебной деятельности у школьника складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля и саморегуляции, развивается самопознание и личностная рефлексия– способность самостоятельно установить границы своих возможностей. Очень важно, чтобы ребенок знал, что он может и умеет делать, в том числе, лучше всех. Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников для развития у них чувства собственной умелости, компетентности, полноценности.
Развитие самооценки, ее адекватность, осознанность, обобщенность во многом зависят от того, насколько содержательно представление ребенка о самом себе: самооценка может быть адекватной устойчивой, завышенной устойчивой или неустойчивой, заниженной неустойчивой в связи с тем, что представления о себе могут быть адекватными и устойчивыми, неадекватными и неустойчивыми, могут содержать характеристики, данные взрослыми. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно-ситуативной к обобщенной самооценке.
Для развития воли младших школьников важна доступность цели деятельности, оптимальная по сложности задача, тогда как слишком легкие или сложные задания тормозят развитие волевых качеств и действий. Условием развития волевых качеств является такая организация деятельности, при которой ребенок видит свое продвижение к цели и осознает его как следствие собственных усилий. К концу младшего школьного возраста формируются такие волевые черты характера, каксамостоятельность, настойчивость, выдержка.
Задача воспитания заключается в том, чтобы на протяжении первых лет обучения научить ребенка сознательно управлять своим поведением. С этой целью необходимо формировать у детей познавательные интересы к приобретаемым знаниям; формировать качества личности (прилежание, ответственность и пр.), которые составляют необходимое условие осуществления волевого поведения.
В этом возрасте происходит усвоение моральных норм и правил поведения: ребенок более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома, в общественных местах, проявляет повышенное внимание к нравственной стороне поступков, стремится дать поступку нравственную оценку, нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе. Тем не менее, для младшего школьника характерна неустойчивость нравственного облика: сознательно принимая правила и «обучая» им других, он как бы сам утверждается в том, что действительно соответствует образцу, а при противоречии между образцом и собственным поведением легко утешает себя тем, что он «сделал так случайно». Важные условия воспитания дисциплинированности школьников, формирования моральных качеств личности – четкая формулировка норм и правил, поощрение исполнительности, соответствующая реакция на разболтанность.
Развитие эмоциональной сферы младших школьников характеризуется усилением сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций, повышением эмоциональной устойчивости. Младший школьник начинает более сдержанно выражать свои эмоции, особенно негативные, что связано с различением ситуаций, в которых можно или нельзя обнаруживать свои чувства. Однако, в целом, для детей характерна впечатлительность и отзывчивость. В младшем школьном возрасте изменяется содержательная сторона эмоций и чувств. Активно развиваются высшие чувства: интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие), нравственные (чувство товарищества, дружбы, долга, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости и пр.), эстетические.
Преобладающее жизнерадостное настроение – это возрастная норма эмоциональной жизни младшего школьника. Однако у некоторых учащихся в этот период начинает проявляться склонность к острым аффективным состояниям, обусловленная как неудовлетворенной потребностью в благоприятных взаимоотношениях с окружающими, так и расхождением между завышенным уровнем притязаний и уровнем собственных возможностей при наличии неосознаваемой неуверенности в себе. Для предупреждения эмоциональных срывов учитель должен знать индивидуальные особенности учащихся. Большое влияние на формирование эмоций младших школьников оказывают складывающиеся отношения с учителем и коллективом класса. Именно эмоциональное отношение к учителю является своеобразным «маяком» в эмоциональной сфере учащегося, особенно важной является функция учителя как арбитра, так как именно его оценки задают ориентиры не только собственной успешности в учении, но и всех остальных одноклассников.
На рубеже 9 – 10 лет возникает также кризис самооценки, что отражается в бурном росте негативных самооценок десятилетних школьников по сравнению с уравновешенностью позитивных и негативных суждений о себе в 9 лет. Основным психологическим содержанием предподросткового кризиса является рефлексивный оборот на себя - «ориентировка на себя», на свои качества и умения как основное условие решения разного рода задач. Это узловой рубеж, когда ребенок осознает себя субъектом, испытывает потребность реализовать себя как субъекта.
Основные новообразования личности младшего школьника:ориентация на группу сверстников; формирование личностной рефлексии; формирование осознанной и обобщенной самооценки; осознанность и сдержанность в проявлении чувств, формирование высших чувств; осознанность волевых действий, формирование волевых качеств.
Развитие личности в подростковом возрасте (10-11 – 14-15 лет)
В переходный период происходят кардинальные изменения мотивации: на первый план выходят мотивы, связанные с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. «Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка» Л.С. Выготский считал проблему интересов. Он выделил несколько групп интересов («доминант») подростка:«эгоцентрическая доминанта» (интерес к собственной личности), «доминанта дали» (субъективная значимость отдаленных событий), «доминанта усилия» (тяга к сопротивлению, к преодолению, к волевому усилию, что может проявляться и в негативных формах: в упрямстве, хулиганстве и т.п.),«доминанта романтики» (стремление к неизведанному, рискованному, к приключениям, к героизму).
Младший подростковый возраст характеризуется расширением познавательных интересов, пик любознательности приходится на 11-12 лет, однако проявления любознательности поверхностны. Причины устойчивого и полного отсутствия интересов кроются часто в отсутствии ярких интересов у окружающих подростка взрослых, чрезмерной активности взрослых в развитии у подростка интереса, оказывают влияние и социальные условия (высокая стоимость оплаты секции и т.п.).
Доминирующие потребности подросткового возраста: потребность в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении, потребность быть и считаться взрослым.
На протяжении подросткового возраста изменяются мотивы общения со сверстниками: в 10-11 лет – желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе; в 12-13 лет – желание занять определенное место в коллективе сверстников; в 14-15 лет – стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности. Для подростка отношения со сверстниками выделяются в сферу его собственных, личных отношений.
Потребность быть и считаться взрослым удовлетворяется в общении со взрослым: подростку важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства с точки зрения прав. Конфликты и трудности подростка в общении со взрослым возникают из-за расхождения их представлений о характере прав и степени самостоятельности. Подростки, удовлетворенные своим доверительным общением со взрослыми, характеризуются развитой способностью самостоятельно анализировать и оценивать качества своих сверстников и взрослых, поведение этих подростков и взрослые и сверстники оценивают как «взрослое».
Особая форма подросткового самосознания - чувство взрослости.Этоновообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми.
Виды взрослости: подражание внешним признакам взрослости (курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, подражание взрослым в одежде и прическе, т.е. поверхностное представление о взрослости с акцентом на специфическое времяпровождение); стремление подростков-мальчиков соответствовать представлению о «настоящем мужчине», воспитать у себя силу воли, выносливость, смелость; социальная взрослость (складывается в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как помощника, часто в семьях, где подросток в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого); интеллектуальная взрослость (связана с развитием устойчивых познавательных интересов, самообразования).
Взрослые должны побуждать подростка к выяснению его сильных и слабых сторон, помочь добиться успеха. В этом случае подросток будет уделять внимание реальным проявлениям взрослости (принятие ответственности, умение отстаивать свою точку зрения).
Выделяют особую форму подросткового эгоцентризма: у подростка возникает иллюзия, будто другие люди непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мыслей, чувств.Один из компонентов эгоцентризма –феномен «воображаемой аудитории» - убежденность подростка в том, что его постоянно окружают некие зрители, а он все время находится на сцене. Другой компонент эгоцентризма –личный миф («сказка о самом себе») – вера в уникальность собственных чувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях. Постепенное преодоление подросткового эгоцентризма происходит по мере развития близких доверительных отношений со сверстниками, которые делятся друг с другом своим аффективным опытом.
Новообразованием подросткового возраста является развитиерефлексии. Рефлексия – мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, способностей, характера, отношений и т.д. (рефлексивная задача «Кто я?»). В 10-11 лет предметом рефлексивных ожиданий подростка выступают отдельные поступки. В 12-13 лет - черты характера и особенности взаимоотношений с людьми. В 14-15 лет в структуре личностной рефлексии существенно повышается критичность подростков по отношению к себе.
Новый уровень самосознания, центральное новообразование подросткового возраста - Я-концепция- развивающаяся система представлений человека о самом себе (осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и других свойств; самооценка; субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов). В 10-11 лет около 1/3 подростков дают себе полностью отрицательные характеристики; некоторые подростки, подчеркивая свои многочисленные недостатки, выделяют единственную черту, которая им нравится. В 12-13 лет наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение подростка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего, сверстников. Речь идет о комплексе «Золушки» («Гадкого утенка»): переживая сильную неудовлетворенность собой, подросток в душе надеется на перерождение. В 14-15 лет возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе в настоящее время.
Самооценка подростка носитпротиворечивый характер:во-первых, подросток одновременно воспринимает себя как взрослого и как маленького ребенка, во-вторых, наблюдается сочетание конкретной ситуативной и общей самооценки, когда каждая положительная и каждая отрицательная частная самооценка мгновенно приобретают глобальный характер. К концу подросткового возраста происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, ксамооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию. Необходимо учить подростка вырабатывать собственные критерии оценки себя, опираться на сильные стороны своей личности.
В нравственном развитиинаблюдается противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые правила; максимализм требований; сдвиг оценки отдельного поступка на личность в целом. Решающее значение для нравственного развития подростка имеет интимно-личное общение со сверстниками: подросток овладевает нормами отношений взрослых людей, у него складываются собственные убеждения, он начинает оценивать себя и другого человека с новых взрослых позиций. Формируется нравственное мировоззрение, что приводит к стабилизации качеств личности, к формированию нравственной позиции.
Особенности развития воли: ее неорганизованность, действие по наиболее сильному мотиву. В то же время умение владеть собой высоко ценится подростком, а отсутствие необходимых волевых качеств вызывает беспокойство. Стремление «стать более волевым человеком» в этом возрасте скорее «знаемый» мотив, не подкрепленный подлинным желанием измениться. По словам Л.С. Выготского, не слабость воли, а отсутствие или слабость цели дезорганизуют поведение подростка. Задача воспитания - придать личностную значимость целям, которые ставятся перед подростком.
Эмоциональная сферахарактеризуется большой яркостью, силой, устойчивостью. Подростки чаще испытывают сильные положительные или сильные отрицательные эмоции и реже находятся в нейтральном состоянии. В этот период повышена потребность в эмоциональном насыщении, в жажде ощущений (отсюда – любовь к громкой музыке, рискованные формы поведения). У подростков в кризисный период часто встречается «аффект неадекватности» - эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу, что связано с противоречием между низкой самооценкой и высоким уровнем притязаний.
Новообразования личности подростка:чувство взрослости; становление нового уровня самосознания («Я-концепция», рефлексия); устойчивость эмоций и чувств.
Важнейшим моментом развития личности в этот период является то, что предметом деятельности подростка становится он сам. Кризис перехода к юности связан со становлением человека как субъекта собственного развития.
Развитие личности в ранней юности (15 – 17 лет)
Ценностно-смысловая доминанта общения в юности: обсуждение личных дел, взаимоотношений людей, своего прошлого, планов на будущее, взаимоотношений юношей и девушек, отношений с товарищами, учителями, родителями, собственного развития.
Специфика общения со взрослыми: растущая демократизация взаимоотношений поколений, решение проблемы авторитета родителей, взаимопонимания во взаимоотношениях с родителями; неравномерность общения, когда за стремительной интенсификацией общения наступает период спада интенсивности общения до накопления новых беспокоящих проблем. Содержанием общения являются проблемы поиска смысла жизни, познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, получение информации, связанной с областью интересов старшеклассника и профессиональной принадлежностью взрослого. Как показали психологические исследования 80-х гг., потребность в неформальном общении с родителями удовлетворяется не полностью.
В юношеском возрасте происходит увеличение потребности в общении со сверстниками, расширение круга общения (в школе, в семье, по соседству, в разных географических, социальных, виртуальных пространствах); углубление, индивидуализация общения, развитие способности к установлению более избирательных, тесных и глубоких дружеских отношений. Юношеская дружба характеризуется верностью, близостью, устойчивостью - друг впервые осознается как другой Я: один ищет в друге преимущественно подтверждение своего Я; другой сам идентифицируется с другом вплоть до потери собственной индивидуальности; третий ищет в друге дополнение, образец для подражания, психологическую защиту. От этих психологических потребностей зависит и выбор друзей, и характер взаимоотношений между ними.
В ранней юности проявляется также потребность в уединении, содержанием которой является общение с неким идеальным партнером, проигрывание ролей.
В целом, психология общения в юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и аффилиации (потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу).
Профессиональное самоопределение и построение жизненных планов на будущее– центральные психологические новообразования юношеского возраста.
Жизненный план –широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и т.д.). У старшеклассников жизненные планы весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты: старшеклассник воображает себя в разных ролях, соизмеряет степень их притягательности, но не решается что-то окончательно выбрать для себя и часто ничего не делает для достижения задуманного. О жизненных планах можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения. Жизненный план – это план деятельности.
Новообразованием личности являетсяформированиеличной идентичности- совокупности представлений о себе как представителе разных социальных ролей. Идентичность как сознание тождественности субъекта самому себе требует ответить на вопросы: «Каков Я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают?». В период взросления, необходимо объединить различные свойства, связанные с семейными, гендерными, профессиональными ролями в непротиворечивую целостность, согласовать внутреннюю оценку себя и оценку, данную другими.
В случае негативного разрешения кризиса идентичности возникает диффузия идентичности (ролевое смешение), при этом могут возникнуть специфические трудности: диффузия времени (ощущение жесточайшего цейтнота, либо растянутости и пустоты времени); застой в работе (поглощенность бесполезными для дальнейшего развития вещами в ущерб всем остальным занятиям, неспособность продолжить образование, выбрать работу); отрицательная идентичность (отрицание всех предлагаемых ролей и ценностей, ориентация на «противоположное» - опасный, нежелательный образец).
Выстраивание жизненной перспективы может проходить относительно благополучно при оптимальном сочетании прошлого, настоящего и будущего Я. Позитивная Я-концепция, чувство самоуважения, чувство самоценности, - благоприятно сказываются на постановке перспективных целей и активном стремлении к их достижению. Отрицательная Я-концепция, низкая самооценка, низкий уровень притязаний, слабая вера в себя, - воздействуют более негативно.
Л.С. Выготский отводил центральную роль в юности развитиюсамосознания. Это возраст открытия собственного Я, собственного мира мыслей, чувств, переживаний, которые кажутся самому субъекту неповторимыми и оригинальными. Самосознание в ранней юности приобретаетцелостность. По мере накопления опыта реальной деятельности и общения складывается более реалистичная оценка собственной личности, возрастает независимость от мнения родителей и учителей. Особенностьсамооценки– ее дифференцированный характер, четкое выделение области достижения результатов. Часто встречается переоценка собственных возможностей, «юношеская самоуверенность».
Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу. Образы собственного «Я» сложны и неоднозначны: реальное «Я» (каким я вижу себя в данный момент), динамическое «Я» (каким я стараюсь стать), идеальное «Я» (каким я должен стать, исходя из своих моральных принципов), фантастическое «Я» (каким я хотел бы быть, если бы все было возможно), и целый ряд других представляемых «Я». Несовпадение реального и идеального «Я» – нормальное следствие роста самосознания, необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.
Юность – решающий этап становлениямировоззрения- системы обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности, о других людях, о самом себе и формирования готовности руководствоваться ими в деятельности. Важный компонент мировоззрения личности – ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется сущность человека. С.Л. Рубинштейн справедливо отмечал, что личностью является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы.
Активно развивается в юностиэмоциональная сфера.Направленность на будущее, ощущение расцвета физических и интеллектуальных возможностей создают оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Общий эмоциональный фон становится более ровным, резкие аффективные вспышки прекращаются, но в некоторых ситуациях, когда, например, взгляды молодого человека, его максималистские суждения расходятся со взглядами собеседника, могут возникать резкие выпады и реакции. Рост самооценочной тревожности в 9-м и 11-м классах объясняется, по-видимому, тем, что эти классы – выпускные. Таким образом, юность – это период, которому свойственны противоречивые переживания, тревожность, но они менее демонстративны, чем в подростничестве.
В юношеском возрасте продолжается дифференциация по силе эмоциональной реакции, повышается самоконтроль и саморегуляция. Эмоциональная сфера становится значительно богаче по содержанию, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию.
Эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего, с демонстративным отрицанием нравственных аксиом, вплоть до морального скепсиса, - все это отражение собственного морального поиска, стремления критически переосмыслить «азбучные истины».
Новообразования личности:профессиональное самоопределение; построение жизненных планов; формирование личной идентичности; устойчивое самосознание; наличие дифференцированной самооценки; потребность в самовоспитании; формирование мировоззрения.
Психологическим содержанием кризиса перехода к взрослостиявляется «отрыв от родительских корней».