Особенности литературного развития рубежа
Параллельно развивается множество ли. Направлений – атмосфера конкурентности. Появдяются новые жанры. Начинается процесс взаимодействия нац-х литератур. Впервые лит-ра начинает ощущать на себе влияние рус-й лит-ры. Фр. Л – Толстой, Америк – Дост., Зап.драма – Чехов.
Большая степень политизированности (Золя,Шоу,Киплинг). На лит-ру влияет сильно живопись. На фран. л-ру ок-ет влияние(на уровне приема) импрес-зм.(К. Моне, Э,Мане,Эдгар де Га)- субъективное цветовое впечатление.
Осн-е лит-е напр-я:реализм, натурализм,символизм, эстетизм, неормантизм.
Реализм(Мопассан, Сорси,М.Твен,Гарди) входит в свою последнюю стадию: углублется псизологизм, проникают др-е лит-е направления. Актуализируется жанр романа-эпопеи( осн тема: разрушение семьи в связи с историческими событиями).Обновления реализма затрагивают и драматургию.
Натурализм (Европа и Америка последняя треть 19 века). На него повлияли: филос-ия позитивизма, социал-дарвинизм, открытия биологии, физиологии(Теория наследственности Бернара). Концепция писателя- исследователя, беспрестрасно изучающего ч-ка и твор-во. Натуралисты настаивают на позитивном, безличном изображении реальности, основываясь на фактах. Характер ч-ка опр-ся не только соц-й(как в реализме), но и биологической средой. Вы двигается новый тип героя – из низов соц-й среды, ч-к, чье существование оправд=ся его физиологической прироой. Часто предметом изобр-ия явл-ся рабочая среда с ее наследственными заболеваниями. Важная черта нат-мв – детерминизм- обусловленность чел-го характера соц. и биол. средой. Его жизнь - его –рганизм. Героини часто проститутки, освещается сексуальная жизнь. Снятые нат-ом табу не восстанавливались больше никогда.
Символизм (1870-1890). Развивается прежде всего во франции. Фил-я основа – философия интуитивизма Анри Берцона.(познание только с помощью разума невозможно. Большую роль играет интуиция). Представители : Верлен, рембо, Малларме, Бельгия: Метерлинк, Верхарг, Герм: Георге. В центре- идеи парнасцев. Идеолог Ш. Бодлер, который создает эстет-е основы символизма: эстетизация безобразного, уранистического мира, обыденности. Большое влияние оказали фил-е основы Канта,Гегля,Шопенгауэра. В истокх лежит идея двоемирия: мир реальный и мир идей. Мир идей первичен, реальный –вторичен и явл-ся бледным отражением мира идей. Гл. задача иск-ва6 постижение и выражение мира идей, выражение сути мира.
Символизм противостоит натурализму и реализму, ведь они считают все мистическое фантазией, недостойной серьезного рассмотрения. Одна из основ эстет.символизма – мир символов. Идеи выражаются с помощью символа.Главное для символистов- границу между реальным и духовным сделать прозрачной. Теория символизма использует т-ию соответствий: все, что постигается разл-ми органами чувств м. привести в единое целое: звуку-цвет, музыке-запах.. Малларме разработал теорию подтекста: в тексте символизма д.б. подтекст, отражающий глубинный смсл, тайный смысл текста.Большое значение имеет музыка и символисты добиваются музыкального звучания стиха (Верлен). Главный принцип поэзии символизма – суггестивности(подобно магии,поэзия д. воздействовать на сознание, должна вводить ч-ка в определенное состояние, в котором он может постигнуть иной мир, уходя за пределы слов). Символисты, как и романтики, воспевают красоту.Но у ром0в эстетическое связано с природой, для символистов же – эстетическое только сфера искусства- искусственная красота.
Эстетизм(80-90гг в Англии как реакция на Викторианскую философию) противостоит реализму и натурализму. (Д.Раскин,У. Пейтер – философы- концепция искусства и красоты). Раскин: иск-во способствует возвышению души.Этическое должно преобладать над эстетическим. Пейтер: иск-во не должно учить добру. Красота выше добра и зла.Она-высшая ценность. Поэты и х-ки выступали за гедонизм: философия наслаждения. Познать красоту=познать истину. Эстетизм порождает идею чистого искусства; искусство ради искусства:реальность не должна интересовать художника. Красота проявляется не в отражении реальности, а в совершенной форме худ-го произведения.
Неоромантизм(Киплинг,Растан,Стивенсон, Конрад). Близки к симв-му и эстетизму.Они продолжают иделогию романтизма, развивая жанры романтиков.Воскрешают двоемирие, но второй ир- это мир приключений, экзот-х стран, идеал мужества, стремление к необычному. Тема морских приключений наиб-ее актуальна. Неором-й герой – обычный ч-к, и только неординарная ситуация раскрывает в нем исключительность. Неором-м создает жанры, кот-е будут развиваться в масс.лит-ре:приключенческий р-н(Стивенсон),Шпионский(Киплиг),авантюрно-исор-й, приключенческая повесть.