Семенович

Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребенка. Учет индивидуальных особенностей ребенка, сформированности эмоционально-волевой сферы, особенностей темперамента и характера должен являться основой для коррекционной работы. Незрелость мо- тивационной сферы ребенка требует дополнительных умений от пси-холога, чтобы активизировать ребенка, сформировать нужную мотива-цию, вызвать у него интерес к коррекционным занятиям.

Принцип опоры на сохранные формы деятельности. В детском возрасте достаточно сложно выделить поврежденность и недоразвитие ВПФ. У ребенка в отличие от взрослого нет такого богатого опыта интеллектуальной, речевой, трудовой, игровой и в особенности соци-альной деятельности. Выполнение не до конца сформированных навыков еще не перешло на автоматизированный, непроизвольный уровень. Поэтому использование остаточных возможностей наиболее упроченных форм деятельности, которое является одним из основных принципов восстановительного обучения, не всегда предоставляется возможным. Тем не менее опора на сохранные формы деятельности в процессе нейропсихологической коррекции позволяет временно перевести пострадавшую функцию на другой, более низкий и доступный для ребенка уровень ее осуществления.

Принцип опоры на предметную деятельность и ее организацию. Поскольку все психические процессы формируются в предметной деятель-ности, в коррекционной работе необходимо использовать методы вос-становления и формирования через деятельность, как вербальную, так и невербальную. Усвоение материала происходит через деятельность субъекта, которую необходимо организовывать.

Принцип программированного обучения. Этот принцип преду-сматривает разработку программ, состоящих из ряда последовательных операций, выполнение которых приводит к восстановлению или фор-мированию ВПФ. На начальных этапах осуществляется серия развернутых внешних операций, затем внешние операции постепенно свертываются при участии внешней речи и переносятся во внутреннюю речь и начинают выполняться как автоматизированные умственные действия. Исследования ряда авторов показали, что при различных формах диз-онтогенеза нарушается спонтанное формирование тех или иных навыков, что необходимо учитывать в коррекционной работе.

Коррекционные программы должны соответствовать следующим требованиям: индивидуальность в содержании программы (программа составляется по индивидуальному нейропсихологическому профилю ребенка), многократная повторяемость частей программы ребенком (упражнения), опора на внешние вспомогательные средства.

Принцип от простого к сложному.

Принцип использования игровой деятельности. Поскольку игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, необходимо строить коррекционную работу в игровой форме. В игре гораздо активнее включаются в коррекционный, обучающий и творческий процесс физические, умственные и эмоциональные качества ребенка, актуализи-руются социальные взаимодействия, легче усваиваются и закрепляются развивающие программы, формируются различные навыки. В зависи-мости от возраста ребенка игра может носить различный характер. В более младшем возрасте коррекционную программу можно вплетать в сказочный сюжет. Для школьников используются варианты игр с правилами.

Эмоциональный контакт с ребенком. Эмоциональное подкрепление в коррекционной работе обеспечивает естественное повышение работоспособности, повышение эффективности работы мозга. При хорошо развитой эмоциональной сфере ребенка она является опорой в организации всей коррекционной работе. При недо-статочном эмоциональном развитии первоочередной стоит задача ра-боты по развитию эмоциональной сферы ребенка.

А теперь поговорим о когнитивной коррекции.

Аналитические подходы. То есть тогда, когда различаются сильные и слабые звенья ребёнка.

Следующий подход, это коррекция с опорой на сильные сохранные звенья. Я уже вам упоминала имя Эсфирь Георгиевны Семерницкой, Третий подход интерактивный говорит не важно, какие сильные, какие слабые звенья. Важно вовлечь ребёнка во взаимодействие с вами, и он сам найдёт способ выполнения действия.

Холистический подход. мы должны лечить больного человека, а не болезнь. То есть мы должны готовить больного к социальной среде, в которой он обычно живёт. То есть максимально приблизить его к возможности полноценного функционирования в среде. Отсюда все теперешние подходы к реабилитации.

особый подход к диагностике – динамическая оценка и это либо просто определение зоны ближайшего развития по Выготскому, либо такой близкий вариант - Хольштейн.

«Подход без ошибок» Барбары Вилсон, которая говорит, что нельзя допускать, чтобы больной догадывался и действовал методом проб и ошибок, а надо использовать подсказку разной степени для того, чтобы закреплять нужны знания у больных, там, прежде всего, идёт речь о больных, но похожие вещи переносятся и на детей.

Скаполкинг. Это метафора, которая придумана Джеромом Брунером. Это построение лесов при строительстве дома. работа с ребёнком в зоне ближайшего развития. То есть Брунер пользуется термином Выготского. Совместно с обучающим, то есть с постепенным сокращением по мере усвоения навыков помощи обучающимся.

И следующий вариант подхода, это подход чувствительный к контексту Марка Элвисетера, он говорит, что мы должны работать на материале, максимально близком к тем задачам, которые предстоят перед ребёнком в школе и дома. Если что-то что он освоит, потом не используется, то, навыки забываются, они уходят. Поэтому нам нужен такой материал, который поддерживался в дальнейшем обучении. Чтобы он постепенно повторялся, то, что не повторяется, имеет тенденцию к исчезновению.

Теперь мы переходим к Бразилии и там Люсия Брага совместно с Марком Элвисетером разработали метод «реабилитации, поддерживаемой семьёй». Задачи, которые мы должны давать, должны повторяться и они будут повторяться , если семья будет способствовать тому, чтобы ребёнок поддерживал задачи так, а не иначе.

Теперь ещё один западный подход, который основан на идеях Л.С. Выготского. Его разработали два человека, один из них - Елена Бодрова. Особенности программы «Орудие ума». Прежде всего – использование материальных опор. Вы помните, что каждое совместно выполняемое действие в то же время и внешнее действие и это характеристика первого этапа, хоть по Выготскому, хоть по Гальперину. Развитие регуляции поведения других предшествует регуляции собственного поведения и это используется. Дети обучаются работать в паре, где ребёнок следит за поведением другого. Теперь развитие внутренней речи., переход от внешней к внутренней речи для саморегуляции, использование внутренней речи для изменения задач. И самая главная характеристика их подхода – развитие зрелых форм ролевой игры.

Теперь про наш подход. СистемныЙ, ПОДХОД С ПОЗИЦИИ Выгосткого-Лурии. Он исходит из известных принципов социогенеза,, системного и динамической организации функций. Развитие слабого звена при опоре на сильные звенья в ходе специально организованного взаимодействия ребёнка и взрослого. Форма коррекционного взаимодействия строится с учётом процесса интериоризации. И первый принцип - принцип системности работы и при эмоциональном вовлечении ребёнка во взаимодействие строится оптимальная функциональная система, учитываем принцип динамической организации. Коррекционная работа должна строится по иинтерактивной помощи. Чем отличается наш подход от позиции Выготского? Качественный анализ ЗБР.

Бонус.

Из Микадзе по поводу 2 направлений КРО и Семенович конкретно:

В отечественной нейропсихологии в настоящее время реализуются два основных направления коррекционно-развивающего обучения и интег- ративные подходы.

Первое из них отражено в программах, разработанных Т. В. Ахути- ной и Н. М. Пылаевой, Э. Г. Симерницкой, Ю. В. Микадзе и Н. К. Корсаковой, .) направлено на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в них компонентов.

Второе направление коррекционно-развивающей работы связано с идеей «замещающего онтогенеза» (Семенович А. В., 2003) и нацелено на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций. В нем используются методы моторной коррекции или телесно- ориентированные методы, направленные на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, развитие невербальных компонентов общения. Также в нем применяются и собственно когнитивные методы, направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФбб

Наши рекомендации