Семинар № 10. Потребности и мотивы

Вопросы для самоподготовки и обсуждения:

1. Понятие потребностей, виды и особенности.

2. Понятие о мотивации и структура мотивационной сферы человека.

3. Понятие о деятельности, виды и способы деятельности.

4. Значение потребностей и мотивов в жизни человека.

Основные понятия: актуальная потребность, базальные потребности, мотив, цель, интерес, намерение, иерархия мотивов, экстериоризация и интериоризация действий.

Под потребностью часто понимают состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребностные состояния всегда связаны с наличием неприятного внутреннего чувства неудовлетворенности, некоего беспокойства, с объективным дефицитом того, что требуется (отсюда и название «потребность») организму для его устранения.

Потребности есть у всех живых существ, но их количество и качество зависит от уровня их организации, образа и условий жизни. Меньше всего потребностей у растений, больше всего – у человека, у которого, кроме органических потребностей, есть еще материальные, духовные и социальные. Потребности имеют следующие характеристики: сила, периодичность возникновения и способы удовлетворения. Когда речь идет о потребностях человека, весьма важной и существенной характеристикой является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов, с помощью которых данная потребность для данного конкретного человека может быть полностью удовлетворена. Дайте определение потребностей, опишите их свойства и особенности у человека.

Второе после потребности по своему значению мотивационное понятие – это мотив. Принято считать, что в отличие от потребностей мотивы есть только у человека. А.Н. Леонтьев определил мотив как тот предмет, который, отвечая актуальной потребности, т.е. выступая в качестве средства ее удовлетворения, организует и определенным образом направляет поведение. При одной и той же потребности мотивами наблюдаемого поведения могут выступать самые различные предметы. Мотив выступает в сознании человека как некий объект, или цель, на которую направлено в конечном счёте поведение. Это не обязательно должен быть сам предмет, способный удовлетворить актуальную потребность здесь и теперь: это может быть какой-то промежуточный результат, ведущий к нему.

Следующим понятием после мотива является цель. Целью называется тот непосредственный, обязательно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено поведение. Итак, основными составляющими мотивационной сферы человека являются: потребности, мотивы и цели. Каждая из потребностей может быть удовлетворена с помощью различных мотивов (предметов), а каждый из мотивов может быть удовлетворен различной совокупностью взаимосвязанных, последовательно достигаемых целей. Дайте определение каждой компоненте мотивационной сферы и оцените ее по следующим параметрам: развитость, гибкость и иерархизированность (одни потребности (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще, чем они, другие слабее и актуализируются реже). Кроме потребностей, мотивов и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассмотрите также интересы, задачи, желания, настроения, стремления.

Деятельность человека выступает как сознательная активность, которая проявляется в системе действий, направленных на достижение поставленной цели. Деятельность человека характеризуется не только целями и мотивами, но и определенными способами, при помощи которых она осуществляется. Во всех видах деятельности люди пользуются врожденными (безусловно-рефлекторными) и приобретенными (условно-рефлекторными) движениями. Врожденные движения в процессе жизни и результате опыта, обучения и воспитания перестраиваются под воздействием внешних условий, культуры трудовых отношений и поведения. Систему движений, направленных на присвоение предмета или его удержание, называют действиями. Различают предметные и умственные действия. Предметные, или внешние действия, направлены на овладение предметами, контакты с людьми, животными, растениями и т.п. Умственные действия проявляются в восприятии, мышлении, мнемонических процессах и др. Умственные действия возникают на основе внешних, предметных действий. Совокупность целенаправленных осознаваемых действий представляет собой деятельность. Успешное выполнение любой деятельности требует от человека овладения необходимыми для ее осуществления способами, т.е. выработке у человека умений и привычек, чтобы пользоваться ими для достижения поставленной цели. Определите и опишите способы деятельности, т.е. процесс формирования умений, навыков, понятия экстериоризации и интериоризации действий.

Практические задания к семинару(по материалам книги Сапоговой Е.Е. «Задачи по общей психологии»)*:

Задача 1○. Вставьте пропущенные слова в следующих суждениях.

1. Деятельность человека не только ... , но и мотивирована.

2. Сознание человека зарождается, развивается и проявляется в ... .

3. Потребности являются источником ... личности.

4. Цель является предпосылкой ... .

5. Потребности обнаруживаются в ... , побуждающих к деятельности.

6. Осознанная ... становится мотивом поведения.

Задача 2○. Прокомментируйте следующие суждения. Выберите наиболее правильные суждения, выбор аргументируйте.

1. Личность формируется в деятельности.

2. Всякая деятельность человека детерминируется, как правило, внутренними стимулами.

3. Деятельность обусловлена только сознанием человека.

4. Мотивами деятельности могут быть потребности, установки, мысли, чувства, идеалы.

5. Деятельность является решающим фактором формирования и развития активности личности.

6. Деятельность - исторически отработанная система воспроизводства предметного мира, природы человека и человеческих отношений.

Задача 3○. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

Труд, деятельность, трудовое действие, нажатие педали тормоза, трудовая операция, мышечные сокращения.

Задача 4○. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Элементом структуры деятельности является... а) поведение; б) активность; в) действие; г) цель; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. Способ, которым выполняется действие в определенных условиях, называется... а) навык; б) операция; в) реакция; г) движение; д) рефлекс; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

3. Деятельность как специфически человеческая форма активности характеризуется... а) целенаправленностью; б) взаимодействием; в) структурностью; г) осознанностью; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4. Основными видами деятельности являются... а) политическая; б) спортивная; в) художественно-эстетическая; г) управленческая; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. Процесс накопления личностью опыта путем преобразования внешних элементов предметной деятельности и общения во внутренний план, называется... а) воспитание; б) научение; в) интериоризация; г) экстериоризация; д) социализация; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

6. Преобразование действий при интериоризации включает... а) вербализацию; б) осознание; в) обобщение; г) свертывание; д) перенос; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

7. Внешнее проявление деятельности называется... а) работа; б) поведение; в) активация; г) реагирование; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

8. Процесс объективации накопленного, личностью опыта называется... а) труд; б) экстериоризация; в) творчество; г) воображение; д) общение; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

Задача 5○. Из указанных в скобках слов выбрать те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

1. Образец: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : ТРУД

Действие : ... (сознание, рефлекс, операция, навык, интерес, человеческий фактор)

2. Образец: ЛИЧНОСТЬ: НАПРАВЛЕННОСТЬ

Деятельность : ... (мотив, цель, практика, потребность, активность)

3. Образец: ОПЕРАЦИЯ : ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Вдевание нитки в иголку : ... (кройка, построение чертежа, покупка швейной машинки, выбор ткани, поиск привлекательного фасона в журналах мод, шитье, вышивка, выполнение шва)

Задача 6○. Отберите прилагательные, относящиеся к понятиям "деятельность", "движение", "действие".

Теоретический, импульсивный, познавательный, трудовой, практический, умственный, перцептивный, идеомоторный, внутренний, учебный, предметный, речевой, врожденный, условно-рефлекторный, волевой, реальный, игровой, общественный, целенаправленный.

Задача 7○. Проанализируйте отрывок из рассказа А. П. Чехова "Детвора". Поясните, какие мотивы актуализируются в рамках одной и той же деятельности.

Самый большой азарт написан на лице Гриши. ...Играет он исключительно ради денег. Не будь на блюдечке копеек, он давно бы уже спал. ...Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображения, наполняющие его стриженую голову, не дают ему сидеть спокойно, сосредоточиться... Сестра его Аня, девочка лет восьми, ...тоже боится, чтобы кто-нибудь выиграл. Она краснеет, бледнеет и зорко следит за игроками. Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия. Другая сестра, Соня, девочка 6 лет, играет в лото ради процесса игры. По ее лицу разлито умиление. Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши. Алеша, пухлый, шаровидный карапузик. ...У него ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать - и на том спасибо. По виду он флегма, но в душе порядочная бестия. Сел он не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого. Пятый партнер, кухаркин сын Андрей... К выигрышу и чужим успехам он относится безучастно, потому что весь погружен в арифметику игры, в ее несложную философию; сколько же на этом свете разных цифр и как это они все не перепутались!

Задача 8●. В чем сходство и существенное отличие приведенных ниже двух схем взаимосвязи между потребностью и деятельностью? Какая из них, на ваш взгляд, больше соответствует реальности и почему?

1. Потребность → деятельность → потребность.

2. Деятельность → потребность → деятельность.

Список основной литературы :

1. Генкин, Б. М. Человек и его потребности : [учебное пособие для вузов] / Б. М. Генкин. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2013. - 255 с.

2. Маслоу, А.Мотивация и личность [Текст] : монография / А. Маслоу. - СПб. : ПИТЕР, 2003. - 351с.

3. Немов, Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии: учебник / 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 606с.

4. Общая психология : учебник для вузов в 7 т. / под ред. Б. С. Братуся ; Фак. психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Каф. общ. психологии. - Москва : Академия, 2010.

5. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум : [учеб. пособие для вузов] / Д. М. Рамендик. - М. : Форум, 2009. - 303 с.

6. Столяренко, А. М. Психология и педагогика [Текст] : учебник / А. М. Столяренко. - 3-е изд., доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 543с.*

Список дополнительной литературы :

1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций [Текст] : учеб.пособие / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М. : ЧеРо : Юрайт, 2002. - 334с.

2. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] : учеб.пособие / Е.П. Ильин. - СПб. : ПИТЕР, 2002. - 508с.

3. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] : учеб.пособие / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А.Леонтьева, Е.Е.Соколовой. - М. : Смысл, 2001. - 511с.

4. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии [Текст] : учеб. пособие / А.Р. Лурия. - СПб. : ПИТЕР, 2004. - 319с.

5. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учебник / А. Г. Маклаков. - СПб. : ПИТЕР, 2003. - 528с.

6. Петровский, А. В. Психология [Текст] : учебник / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - 3-е изд.,стереотип. - М. : Издат.центр "Академия", 2002. - 351с.

7. Психология мотивации и эмоций [Текст] : учеб. пособие / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - 2-е изд., стереотип. - М. : Омега-Л, 2006. - 751с.

8. Сапогова, Е.Е. Задачи по общей психологии. Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.- 448с.*

К лекции № 7

Наши рекомендации