Карточные игровые консультационные методики
В игровых карточных системах делается попытка смоделировать основные этапы человеческой жизни (индивидуальная игра «Человек—Судьба—Чёрт» и групповая игра «Страшный суд»), а также основные этапы профессионализации человека (групповая игра «Карьера») (см.: Пряжников Н.С., 2002). Важнейшим активизирующим приемом данных методик является специально организуемый игровой «спор» консультируемого клиента с ответами, выписанными на карточках, а также определенные призы и наказания за успешность такого спора. В ходе спора консультируемый подросток (или взрослый клиент) обычно сам проговаривает связь тех или иных своих игровых возможностей и достижений игры (например, в какой степени с помощью воли можно избежать участия в преступной деятельности, ведь обычно преступники — это люди волевые... и т.п.).
В индивидуальной игре «Человек—Судьба—Чёрт» имеются различные варианты сложности в зависимости от особенностей консультируемого подростка, а в групповых играх «Страшный суд» и «Карьера» есть возможность помогать по определенным правилам тем игрокам, у которые сплошные неудачи и которые пребывают в растерянности, близкой к расстройству. В игре «Человек—Судьба—Чёрт» психолог в роли чёрта на определенном этапе начинает мешать подростку в достижении намеченных жизненных целей, что привносит в работу дополнительную интригу.
Данные игры несут в себе значительный психотерапевтический потенциал, и потому психолог должен быть немного и психотерапевтом.
Важной особенностью проведения карточных консультационных игр является их высокая динамичность, позволяющая охватывать моделируемую жизнь в целостности, а не зарываться в обсуждение частных вопросов. Опыт использования данных методик другими специалистами показывает, что к поддержанию такой Динамики готовы не все: слишком велик соблазн «рассмотреть все сразу» (все «разложить по полочкам»...).
Можно обозначить некоторые «недостатки» и проблемы практического внедрения карточных проф-консультационных методик.
Во-первых, необходимость определенных затрат времени: от 40 мин до 1,5 —2 ч в индивидуальных процедурах и от 2 до 3,5 ч в Фупповых карточных играх. Но психотерапевты тратят на своих кли-ентов гораздо больше времени, хотя рассматриваемые ими пробле-^Ь1 ничуть не сложнее проблем, связанных с планированием профессиональных и жизненных перспектив развития человека. Неуже-Ли профконсультанты сами себя так не уважают, что намерены решать сложнейшие проблемы своих клиентов в пределах одного часа?!
Во-вторых, сложности, связанные с выработкой и прио{ тением данных методик. К сожалению, в последнее время стало слс но вообще издавать все, что относится к педагогике и психолс (естественно, кроме мистики и психологии «делового общения
В-третьих, сложности самостоятельного изготовления щ консультационных карточек. Например, для того чтобы самим ] рисовать методики «Формула» и «Человек—Судьба—Чёрт» (с Пряжников Н.С., 1997), необходимо затратить на каждую из от 6 до 10 ч чистого времени.
Наконец, в-четвертых, сложность самостоятельного освое! данных методик.
Однако те специалисты, которые освоили карточные мето| ки своими силами, через некоторое время начинают самост<) тельно придумывать аналогичные методики или же значител!| модифицировать предложенные нами варианты. Таким обрг еще одним важным эффектом карточных профконсультациош методик является их активизирующий потенциал, применит но уже к самим профконсультантам, которые начинают щ лять дополнительное (методическое) творчество при работе с, ными средствами.