Управление персоналом как система
Одной из составляющих и является управление персоналом и работа с персоналом. Для больших и малых предприятий, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг. Без людей нет предприятия. Без нужных людей ни одна организация (предприятие) не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление персоналом является одним из важнейших аспектов теории и практики управления.
Изучаемая нами отрасль знаний опирается на объективные законы общественного развития, описываемые философией, демографией, социологией, и, главным образом, науки об организации и управлении производством.
Как и любой комплексный управленческий процесс, управление персоналом включает:
- планирование;
- организацию;
- регулирование;
- контроль;
- учет.
Циклическая модель управления персоналом представлена на рис.2.
Процесс планирования, символом которого является определение цели управления и средств ее достижения, моделирование и прогнозирование объекта управления, включает такие этапы, как:
- установление правовых норм работы с персоналом;
- проектирование организационной структуры предприятия;
- оценка потребностей предприятия в кадрах и возможности их удовлетворения;
- прогнозирование распределения рабочей силы между производствами.
Процесс организации кадров включает профориентацию, профотбор, привлечение рабочей силы на предприятия, организацию приема работников, расстановку их по рабочим местам, профессиональную подготовку и переподготовку как рабочих кадров, так и руководящего звена, совершенствование условий труда занятого персонала.
Регулирование процессов управления персоналом состоит из повышения, перемещения и понижения работников, увольнения их, регулирования их заработной платы.
Контроль сводится к контролю за ходом работы с кадрами, к оценке ее эффективности как в целом, так и отдельных этапов.
Учет состоит в ведении государственной и внутренней кадровой отчетности, в оценке трудовых усилий занятого персонала.
Данная модель управления персоналом максимально приближена к основным элементам управления, с которой знакомы из предыдущих курсов. Но она не противоречит модели УТР (управления трудовыми ресурсами), управления персоналом. Она включает в себя следующие этапы (элементы), (рис.3).
Рис.2. Циклическая модель управления персоналом
Планирование трудовых ресурсов | Набор | Отбор | Определение зарплаты и льгот | |||||
Профориен-тация и адаптация | Обучение | Оценка трудовой деятельнос-ти | Подготовка руководите-лей кадров, управление продвижением по службе | |||||
Повышение, понижение, перевод, увольнение |
Рис.3. Управление трудовыми ресурсами (персоналом)
1)Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения будущих потребностей в ресурсах;
2)Набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям;
3)Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора;
4)Определение заработной платы и льгот: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сокращения персонала;
5)Профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от него предприятие и какой труд на нем получает заслуженную оценку;
6)Обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы;
7)Оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведение ее до работника;
8)Повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов перемещения работников с должности с повышенной или пониженной ответственностью, развития их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма;
9)Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров.
Таким образом, управление персоналом включает все управленческие решения и действия, которые прямо действуют или косвенно влияют на людей, работающих в организации (предприятии, фирме.
В процессе анализа работы с кадрами выделяются составные части этой деятельности:
- разработка кадровой политики;
- непосредственно работа с кадрами - практическое осуществление кадровой политики на всех уровнях хозяйственного руководства;
- совершенствование форм организации труда и производства: разработка структур конкретных предприятий, установление прав и обязанностей отдельных подразделений и работников, улучшение документооборота, организация трудового процесса;
- организация собственно кадровой администрации;
- методы управления кадрами.
Таким образом, управление персоналом на предприятии следует рассматривать как систему. Система "персонал (кадры) промышленного предприятия представляет собой коллектив людей, образующих структуру, определенную и соответствующую:
- применяемой технике и технологии (их уровню, сложностям, особенностям;
- условиям обеспечения процессов производства рабочей силой, что требует знания процессов движения рабочей силы, и возможности использования этих процессов для целей обеспечения стабилизации текучести кадров;
- установленному регламенту управления (комплексу юридических норм, определяющих управление тpудовым коллективом).