Анализ системы управления персоналом
Производственная, 4 недели - 3 курс.
В ходе прохождения практики студент должен ознакомиться с базой практики, изучить систему управления персоналом и ее особенности в зависимости от масштабов организации и видов деятельности, а также собрать материалы и документы, необходимые для подготовки отчета по практике.
Программа практики включает в себя обязательное выполнение каждым студентом заданий по учебно-тематическому плану (табл. 1). Руководитель практики от факультета, учитывая особенности организации - базы практики, может внести уточнения в содержание заданий.
Таблица 1
Учебно-тематический план практики
№ п/п | Этапы прохождения практики | Сроки выполнения |
Ознакомление с видами деятельности и общей структурой управления организации | 1-я неделя | |
Анализ численности персонала, его структуры, динамики, использования рабочего времени (Задание. Приложение 1) | 1-я неделя | |
Изучение и анализ документов, характеризующих систему управления персоналом | 2-я неделя | |
Изучение содержания работы по функциям управления персоналом | 3-я неделя | |
4.1. Определение потребности в персонале. Набор и отбор персонала (Задания. Приложение 2) | - | |
4.2. Организация адаптации новых работников (Задания. Приложение 3) | - | |
4.3. Система подготовки и повышения квалификации кадров (рабочих, специалистов, руководителей) в организации | 4-я неделя | |
Оформление, сдача и защита отчета по практике на конференции (дата определяется деканатом) | - |
1. Ознакомление с видами деятельности и общей структурой управления организации предполагает изучение:
· отраслевой бизнесс-среды;
· общих сведений об организации (название, цель создания, организационно-правовая форма, краткая историческая справка);
· видов деятельности и объема производства продукции (работ, услуг);
· производственной структуры (подразделения организации, функциональные взаимосвязи подразделений);
· организации управления (схема организационной структуры управления, функциональные взаимосвязи подразделений и служб);
· технико-экономических показателей деятельности за 1-2 года (объем реализации продукции (работ, услуг) в стоимостном и натуральном выражении, себестоимость);
· финансового положения (прибыль, рентабельность);
· взаимоотношений с другими организациями (поставщики, кредитно-банковские учреждения, страховые организации, благотворительные организации и др.).
2. Анализ численности персонала, его структуры, динамики, использования рабочего временипредполагает выполнение следующих работ:
· анализ численности работников по категориям (удельный вес отдельных категорий, качественный состав работников по образованию, профессиям, полу, возрасту, стажу работы);
· изучение динамики численности персонала организации (динамика среднесписочной численности, уровень текучести кадров в целом и по отдельным категориям персонала, коэффициенты оборота по приему и увольнению, основные причины текучести);
· анализ высвобождения работников организации (объемы высвобождения, функции службы управления персоналом по трудоустройству высвобождаемых работников, взаимодействие со службами занятости через передаваемые и получаемые документы и информацию);
· изучение использования рабочего времени в организации за ряд лет (2-3 года) или по кварталам в течение года (баланс рабочего времени, средняя продолжительность рабочего дня, величина и причины целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени, невыходы на работу).
3. Изучение и анализ документов, характеризующих систему управления персоналом предполагает выполнение следующих работ:
· изучение организационной структуры системы управления персоналом организации (состав подразделений и должностных лиц, их иерархическая структура, подчиненность, факторы, определяющие организационную структуру управления персоналом);
· составление схемы оргструктуры управления персоналом, оценка ее рациональности, разработка предложений по ее совершенствованию;
· изучение функций отдела управления персоналом и других подразделений системы управления персоналом на основе «Положения об отделе» (состав функций, их распределение между бюро, группами и работниками отдела, функциональные взаимосвязи отдела с другими подразделениями организации);
· анализ функционального разделения труда с точки зрения дублирования функций, наличия или отсутствия необходимых функций, централизации функций;
· изучение должностных инструкций работников отдела (наличие и качество должностных инструкций специалистов по управлению персоналом, их содержание, соответствие передовому опыту);
· анализ кадрового, методического, информационного и технического обеспечения системы управления персоналом (количественный и качественный состав работников кадровой службы на основе штатного расписания и отчета организации по труду, наличие основных регламентирующих документов кадровой службы (положения об отделах, должностные инструкции), состав и использование кадровых документов, способы их ведения, систематизации, контроль исполнения, состав и использование технических средств службы управления персоналом);
· определение внутренних клиентов (потребителей) службы управления персоналом.
4. Изучение содержания работы по функциям управления персоналомявляется одной из важнейших задач производственной практики (1 этап – 3 курс, 2 этап – 4 курс).
Этап.
По представленному ниже плану студент должен разобраться в технологиях управления персоналом. Если выполнение какой-либо из указанных ниже функций (например, обучение персонала, рекрутинг) осуществляется сторонней организацией по договору аутсорсинга, студент должен указать данный факт и показать в отчете обоснованность такой кооперации.
4.1 Определение потребности в персонале, набор и отбор персоналапредполагает изучение (Задания. Приложение 1):
· используемых в организации методов планирования численности персонала;
· практики подготовки описаний работы и требований к кандидатам;
· системы набора персонала в организации (источники привлечения персонала, организация приема персонала, порядок найма и увольнения работников, регламентирующая документация по найму и приему персонала);
· системы проведения отбора персонала в организации (применяемые методы и процедуры отбора, регламентирующие документы, схемы замещения должностей, требования к кандидатам на замещение вакантных должностей, функции работников, ответственных за набор и отбор персонала).
4.2 Организация адаптации новых работников (Задания. Приложение 2)предполагает изучение:
· мероприятий по введению в должность;
· регламентирующих документов по адаптации персонала (положения об адаптации, программы адаптации и т.п.);
· методов и форм организации адаптации, функций работников, ответственных за адаптацию.
4.3 Система подготовки и повышения квалификации кадров (рабочих, специалистов, руководителей) в организациипредполагает изучение:
· организационно-методических документов (постановления, положения, приказы и т.п.);
· порядка подготовки планов обучения и повышения квалификации;
· содержания планов обучения и повышения квалификации;
· форм и методов переобучения и повышения квалификации для разных категорий работников;
· бюджета обучения персонала.
Приложение 1
Задание. (Производственная практика, 3 курс, 4 недели)
Анализ системы управления персоналом
(заполните таблицу)
вопрос | ответ | примечания |
осведомлен ли персонал фирмы о ее планах? | ||
участвует ли персонал фирмы в получении части прибыли? | ||
как фирма распределяет полномочия и устанавливает ответственность с помощью составления рабочих инструкций? | ||
как фирма определяет потребность в кадрах на перспективу? | ||
сколько работников выполняет точно такую же работу, как и 5 лет назад? | ||
какова процедура приема на работу? | ||
какая часть персонала не прошла обучение за последние 2 года? | ||
как изменился уровень травматизма и пропусков по болезни? | ||
как оценивается работа по регулированию оплаты труда на фирме? | ||
каков уровень понимания юридических обязательств фирмы? |
Приложение 2
Задание. (Производственная практика, 3 курс, 4 недели)
НАБОР И ОТБОР ПЕРСОНАЛА
1. ПРОЦЕСС НАБОРА И ОТБОРА ПЕРСОНАЛА
Задание 1.1. Дайте характеристику процессу набора и отбора персонала в организации.
1. Напишите, с какими явлениями ассоциируют у специалистов-практиков термины "набор персонала", "отбор персонала".
2. Если вы считаете, что значение эффективного набора и отбора персонала в организации возрастает, то обоснуйте своё мнение?
3. В чем заключается ценность эффективного набора и отбора персонала? Перечислите всё, что, на ваш взгляд, сюда относится.
Задание 1.2. Опишите подход организации к процессу набора и отбора персонала.
Опишите подход к процессу набора и отбора персонала, который используется в организации или коллективе в настоящее время. Укажите, какой это подход, традиционный или скорее современный, и как он влияет на психологический климат в коллективе и производительность работников.
Задание 1.3. Проведите связь между (а) стратегией организации и (б) набором и отбором персонала
Поясните, как стратегия организации (миссия, ценности, долгосрочные цели и планы) влияет на политику и методы набора и отбора персонала. Если это влияние вам представляется недостаточным, поясните, как, по-вашему, можно изменить существующую ситуацию.
Задание 1.4. Опишите процесс набора и отбора персонала в организации.
Перечислите этапы процесса набора и отбора персонала, используемые в организации. Дайте ответы на следующие вопросы относительно процесса управления набором и отбором персонала:
1. Какие элементы этого процесса действуют наиболее успешно, или каковы, по вашему мнению, положительные факторы этого процесса?
2. Какие элементы этого процесса действуют наименее успешно, или каковы, по вашему мнению, отрицательные факторы этого процесса?
3. Что конкретно вы считаете нужно сделать для улучшения процесса набора и отбора персонала в организации?
Если вы испытываете затруднения при выделении элементов процесса набора и отбора персонала, воспользуйтесь следующей классификацией:
1. описание работы;
2. определение требований к кандидатам;
3. определение цели поиска;
4. определение источников набора (где можно найти кандидата искомого профиля; будет ли информация о вакансиях распространена среди персонала предприятия; как будет распространяться информация о вакансиях);
5. распространение информации о вакансиях;
6. предварительный отбор кандидатов на основе анализа заявительных документов;
7. собеседование с отобранными кандидатами;
8. проверка информации о кандидатах;
9. повторное собеседование при необходимости;
10. принятие решения о приеме;
11. информирование отобранного кандидата;
12. информирование отвергнутых кандидатов;
13. определение и реализация программы адаптации новичка.