Тема 25. Этика делового общения в сфере предпринимательской деятельности.

Вариант 25.

1. Современное понятие « деловая этика » в сфере экономики.

2. Противоречие между этикой и бизнесом.

3. Укажите, в чем следует видеть источник нравственных, этических норм в деловых взаимоотношениях:

а) в духовном мире человека;

б) в требованиях среды;

в) в законе;

г) в вере;

д) в чем либо ином.

Методические рекомендации

В первом вопросе следует рассмотреть влияние рыночных отношений на изменение представлений об этике делового общения. Охарактеризуйте понятие «этический менеджмент». Укажите, какова роль нравственной культуры в процессе усвоения личностью современных принципов делового общения в бизнесе.

Во втором вопросе рассмотрите основные принципы делового общения в бизнесе и принципы этики делового общения. Каковы средства и способы повышения уровня этичности делового общения.

В третьем вопросе следует обосновать свою позицию и проанализировать содержание выбранных вами утверждений.

Литература

Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001.

Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права: От истоков этики и права к мировоззрению: Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2000.

Парсонс Г. Человек в современном мире.- М.: Прогресс, 1985.

Тема 26. Этикет и культура делового общения

Вариант 26.

1. Этикет как важная сторона профессионального поведения.

2. Основные правила современного делового этикета.

3. Могут ли этикетные нормы противоречить нравственной позиции в деловом общении?

Методические рекомендации

В первом вопросе следует рассмотреть особенности делового этикета. Укажите, в чем заключается единство этической и эстетической стороны этикета. Возможен ли отказ от этикетных правил. Назовите и охарактеризуйте речевой этикет, этикетные церемонии, этикет делового письма.

Во втором вопросе важно рассмотреть правила делового этикета. Укажите, в чем заключается функциональное назначение существующих правил делового этикета. Приведите конкретные примеры приветствия, поведения, обращения в деловом общении и охарактеризуйте их. Назовите речевые и психологические правила делового общения.

В третьем вопросе следует обосновать свою позицию и проанализировать приведенный пример из деловой практики.

Литература

Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. – М.: Фонд «Правовая культура», 1994.

Деловое общение. Деловой этикет: Учеб.пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. – М.: Ось-89, 2004.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М.: Гардарики, 2000.

Тема 27. Этика и этикетные нормы в деловом общении.

Вариант 27.

1. Общее и различное в понятиях «этикетные нормы» и «этические нормы».

2. Понятие «этический менеджмент».

3. Проанализируйте, когда коллективизм превращается в конформизм, а индивидуализм становится эгоизмом?

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос следует соотнести определения понятий «этикетные нормы» и «этические нормы», проанализировать сущность и различие их содержания. Каковы функции этикета. При определении специфики норм морали, укажите на положение о том, что единство свободы воли и всеобщности составляет характерную особенность морали. Могут ли видоизменяться нормы этикета?

Во втором вопросе следует рассмотреть новые направления в области деловых коммуникаций. При характеристике корпоративной этики, важно указать, что она является не только теорией, но и технологией по созданию кодексов «этики поведения в организации». Задачей кодексов корпоративной этики выступает фиксирование ценностей компании и создание механизма по неукоснительному выполнению этих требований. Охарактеризуйте функции корпоративной этики: управленческая, репутационная, функция развития корпоративной культуры.

В третьем вопросе следует обосновать свою позицию и проанализировать содержание названных этических понятий.

Литература

Этический менеджмент.- М.: ЦКТ PRопаганда,2005.

Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. – М.: Фонд «Правовая культура», 1994.

Деловое общение. Деловой этикет: Учеб.пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. – М.: Ось-89, 2004.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М.: Гардарики, 2000.

Наши рекомендации