Методологические подходы к формированию стратегий

Методики формирования стратегий – парадигмы планирования (основа, опираясь на которую учёные ведут дальнейшие разработки)

· формальная – искусственное сужение горизонта исследуемой проблемы для использования количественной модели и технологии оптимизации

· инкрементальная – ориентация на общие подходы к достижению цели

· системные – состояние системы определяется большим количеством взаимосвязанных факторов, которые изменчивы в динамике, что делает невозможным однозначное предсказание состояния системы в будущем.

Выбор стратегии осуществляется на основе СВОТ-анализа, матрицы БКГ, Мак Кинси, матрица жизненного цикла, модели PIMS.

1. SWOT – сила, слабость, возможность, угроза

  возможность угроза
сила
слабость

Матрица Бостонской консалтинговой группы

Народ, дорисуйте сами этот квадрат, когда распечатаете .Не умею я!

Темпы роста рынка – менее 5 – низкие, более 5 – высокие.

Доля рынка определяется путём сопоставления доли продаж с основными конкурентами. Менее 1 – высокая доля рынка.

1.звезда – активная, атакующая стратегия

2. трудные дети – м.б.оптимистичная, активная или защитная, сокращение объёма

3.дойные коровы – активная стратегия, развитие, увеличение объёма продаж

4. собаки – защитная стратегия, сокращение или ликвидация

Матрица Мак Кинси

Схема

Привлекательность рынка- характеризуется абсолютным размером рынка, ростом рынка, нормой прибыли, социальная роль, юридические ограничения(безвизовый режим)

Стратегическое положение – доля рынка, способность конкурировать по цене и качеству, знание потребностей, репутация, известность торговой марки, технологические возможности, уровень компетенцию

Каждому показателю присваивается уд.вес, сумма весов = 1. Каждый показатель оценивается по шкале 1-5, где 1- оч.плохо, 5 – оч.хорошо. Агрегированная оценка определяется путём умножения весовых параметров на оценку и я суммирования результатов. 1,2, 4 – активная наступательная позиция, 6,8,9 – защитная, 3,5,7 – стратегия сочетания.

+ моменты стратегии – присутствие среднего значения, более широкий набор переменных, чем в БКГ

Матрица Жизненного цикла

1 – будущий победитель

6- потенциально проигравший

8 – дойная корова

9 – сегодняшний победитель

12 – проигравший \ собака

Модель PIMS(влияние рыночной стратегии на прибыль)

Дж.Электрик. 2я половина 60г. 20 столетия. Около 30 переменных, влияющих на долгосрочную прибыль фирмы позволяют выявить 67% успеха компании. БД охватывает около 3000 фирм Америки и Европы. Модель включает 3 блока:

1 блок – конкурентная ситуация.(характеризуется долей рынка, относительной долей рынка по сравнению с конкурентом, качество продукции

2 блок – производственная структура, вложенный капитал по отношению к сумме продаж или добавочной стоимости, ПТ

3 блок – рыночная ситуация, рост рынка, затраты на маркетинг, объём реализации

Значимость влияния факторов на прибыль – капиталоёмкость, качество продукта, доля рынка, ПТ.

12.Понятие и содержание стратегического управления предприятием туризма.

Стратегическое управление – комплекс мероприятий по управлению предприятием, обеспечивающий согласование его возможностей, целей и интересов работников.

Концепция стратегического управления сложилось в 70г.20в. Это обусловило:

- насыщение потребительского рынка

- снижение потребительского спроса

- недостаток многих видов ресурсов

- повышение требований к квалификации работников

- внедрение наукоёмких процессов

- отсутствие необходимой информации

К разработке стратегий стали привлекаться менеджеры, а не высшее руководство. Соответственно появилась гласность стратегий.

Концепция страт.управления направлена не на достижение высоких экономических результатов, а на наиболее полное удовлетворение потребностей клиента.

Требования к системе страт. управления:

- наличие необходимой информации

- обладание ресурсами для реализации стратегии

- подготовить менеджеров к стратегическому мышлению

- мотивация менеджеров на осуществление страт.управления

- непротиворечивость стратегии менеджера другим видам управленгческого менеджмента

Этапы стратегического управления:

1.определение цели

2. оценка возможностей

3. анализ стратегических альтернатив

4. выбор наиболее эффективной стратегии

5. осуществление стратегии

6. оценка стратегии

Методы стратегического управления:

1.сверху-вниз. Высшее руководство определяет цели и стратегии на уровне подразделений.

2.снизу-вверх. Структурные подразделения определяют цели, стратегии, высшее руководство их объединяет.

3. параллельная разработка

Виды стратегического направления:

1.управление на основе экстрополяции существующих тенденций на будущее (долгосрочное планирование)

2. управление на основе предвидения изменений, стратегическое планирование. Исходит из того, что будущее не обязательно прошлого и его нельзя предвидеть на основе экстрополяции.

3. ранжирование стратегических задач Когда изменения происходят так быстро, что невозможна оперативная корректировка их возможностей.

Выделяют 4 вида задач

- самые срочные, требующие немедленного решения

- важные средней срочности, м.б. решены в след.плановом периоде

- важные, но не срочные, требующие постоянного контроля

-задачи, представляющие ложную тревогу

4.управление со слабым сигналом. Стратегические решения не тогда, когда сигналы сильные, а до этого, когда проблема только появляется.

5. управление в условиях стратегич.неожиданностей. Проблема возникает внезапно, ставит новые задачи. Действия при этом: установить устойчивую связь между подразделениями, усиление контроля, сохранение психологического климата и сохранение обячного темпа работы с минимальным уровнем срыва.

Менеджер использует каждый вид страт.менеджмента в зависимости от динамики происходящих событий.

Формирование стратегического мышления:

1.умение смоделировать ситуацию (понимание закономерностей рынка, динамики потребительского спроса, действий конкурентов)

2. способность выявить необходимых изменений (реакция на изменения внешней среды

3. способность разрабатывать стратегию изменений

4. использование надёжной модели и методов принятия решений (теория игр, линейное программирование)

5. способность воплотить стратегию в жизнь.

Наши рекомендации