Методологические подходы к формированию стратегий
Методики формирования стратегий – парадигмы планирования (основа, опираясь на которую учёные ведут дальнейшие разработки)
· формальная – искусственное сужение горизонта исследуемой проблемы для использования количественной модели и технологии оптимизации
· инкрементальная – ориентация на общие подходы к достижению цели
· системные – состояние системы определяется большим количеством взаимосвязанных факторов, которые изменчивы в динамике, что делает невозможным однозначное предсказание состояния системы в будущем.
Выбор стратегии осуществляется на основе СВОТ-анализа, матрицы БКГ, Мак Кинси, матрица жизненного цикла, модели PIMS.
1. SWOT – сила, слабость, возможность, угроза
возможность | угроза | |
сила | ||
слабость |
Матрица Бостонской консалтинговой группы
Народ, дорисуйте сами этот квадрат, когда распечатаете .Не умею я!
Темпы роста рынка – менее 5 – низкие, более 5 – высокие.
Доля рынка определяется путём сопоставления доли продаж с основными конкурентами. Менее 1 – высокая доля рынка.
1.звезда – активная, атакующая стратегия
2. трудные дети – м.б.оптимистичная, активная или защитная, сокращение объёма
3.дойные коровы – активная стратегия, развитие, увеличение объёма продаж
4. собаки – защитная стратегия, сокращение или ликвидация
Матрица Мак Кинси
Схема
Привлекательность рынка- характеризуется абсолютным размером рынка, ростом рынка, нормой прибыли, социальная роль, юридические ограничения(безвизовый режим)
Стратегическое положение – доля рынка, способность конкурировать по цене и качеству, знание потребностей, репутация, известность торговой марки, технологические возможности, уровень компетенцию
Каждому показателю присваивается уд.вес, сумма весов = 1. Каждый показатель оценивается по шкале 1-5, где 1- оч.плохо, 5 – оч.хорошо. Агрегированная оценка определяется путём умножения весовых параметров на оценку и я суммирования результатов. 1,2, 4 – активная наступательная позиция, 6,8,9 – защитная, 3,5,7 – стратегия сочетания.
+ моменты стратегии – присутствие среднего значения, более широкий набор переменных, чем в БКГ
Матрица Жизненного цикла
1 – будущий победитель
6- потенциально проигравший
8 – дойная корова
9 – сегодняшний победитель
12 – проигравший \ собака
Модель PIMS(влияние рыночной стратегии на прибыль)
Дж.Электрик. 2я половина 60г. 20 столетия. Около 30 переменных, влияющих на долгосрочную прибыль фирмы позволяют выявить 67% успеха компании. БД охватывает около 3000 фирм Америки и Европы. Модель включает 3 блока:
1 блок – конкурентная ситуация.(характеризуется долей рынка, относительной долей рынка по сравнению с конкурентом, качество продукции
2 блок – производственная структура, вложенный капитал по отношению к сумме продаж или добавочной стоимости, ПТ
3 блок – рыночная ситуация, рост рынка, затраты на маркетинг, объём реализации
Значимость влияния факторов на прибыль – капиталоёмкость, качество продукта, доля рынка, ПТ.
12.Понятие и содержание стратегического управления предприятием туризма.
Стратегическое управление – комплекс мероприятий по управлению предприятием, обеспечивающий согласование его возможностей, целей и интересов работников.
Концепция стратегического управления сложилось в 70г.20в. Это обусловило:
- насыщение потребительского рынка
- снижение потребительского спроса
- недостаток многих видов ресурсов
- повышение требований к квалификации работников
- внедрение наукоёмких процессов
- отсутствие необходимой информации
К разработке стратегий стали привлекаться менеджеры, а не высшее руководство. Соответственно появилась гласность стратегий.
Концепция страт.управления направлена не на достижение высоких экономических результатов, а на наиболее полное удовлетворение потребностей клиента.
Требования к системе страт. управления:
- наличие необходимой информации
- обладание ресурсами для реализации стратегии
- подготовить менеджеров к стратегическому мышлению
- мотивация менеджеров на осуществление страт.управления
- непротиворечивость стратегии менеджера другим видам управленгческого менеджмента
Этапы стратегического управления:
1.определение цели
2. оценка возможностей
3. анализ стратегических альтернатив
4. выбор наиболее эффективной стратегии
5. осуществление стратегии
6. оценка стратегии
Методы стратегического управления:
1.сверху-вниз. Высшее руководство определяет цели и стратегии на уровне подразделений.
2.снизу-вверх. Структурные подразделения определяют цели, стратегии, высшее руководство их объединяет.
3. параллельная разработка
Виды стратегического направления:
1.управление на основе экстрополяции существующих тенденций на будущее (долгосрочное планирование)
2. управление на основе предвидения изменений, стратегическое планирование. Исходит из того, что будущее не обязательно прошлого и его нельзя предвидеть на основе экстрополяции.
3. ранжирование стратегических задач Когда изменения происходят так быстро, что невозможна оперативная корректировка их возможностей.
Выделяют 4 вида задач
- самые срочные, требующие немедленного решения
- важные средней срочности, м.б. решены в след.плановом периоде
- важные, но не срочные, требующие постоянного контроля
-задачи, представляющие ложную тревогу
4.управление со слабым сигналом. Стратегические решения не тогда, когда сигналы сильные, а до этого, когда проблема только появляется.
5. управление в условиях стратегич.неожиданностей. Проблема возникает внезапно, ставит новые задачи. Действия при этом: установить устойчивую связь между подразделениями, усиление контроля, сохранение психологического климата и сохранение обячного темпа работы с минимальным уровнем срыва.
Менеджер использует каждый вид страт.менеджмента в зависимости от динамики происходящих событий.
Формирование стратегического мышления:
1.умение смоделировать ситуацию (понимание закономерностей рынка, динамики потребительского спроса, действий конкурентов)
2. способность выявить необходимых изменений (реакция на изменения внешней среды
3. способность разрабатывать стратегию изменений
4. использование надёжной модели и методов принятия решений (теория игр, линейное программирование)
5. способность воплотить стратегию в жизнь.