Этнокультурные особенности аддиктивного поведения
Аддиктивное поведение в виде злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние, имеет специфичные этнокультурные особенности. В случаях, когда таким веществом становится алкоголь, указывается на «традиции пития», паттерны алкогольного поведения, мотивы употребления спиртных напитков. При этом традиции употребления алкогольных напитков рассматриваются в связи со структурой личности, национального характера, способами совладания со стрессовыми ситуациями. Значимым диагностическим культурально обусловленным параметром считается понятие «злоупотребления» и его дифференциация с употреблением. В традициях стран и народов со «спиртовой культурой» в отличие от «винных и пивных» культур грань между патологией (или девиацией) и нормой алкогольного поведения крайне незначительна. Так, например, считается, что нормой является способность хорошо переносить большие дозы алкоголя («Чем больше, тем здоровее, нормальнее человек»). Нередко в таких культурах девиацией называют трезвеннические установки и поведение, обосновывая это нетактичностью, нелюдимостью, недружелюбностью отказывающегося от употребления спиртных напитков. Интересным представляется широкая платформа оправдания или осуждения алкогольного поведения, сочувственного или негативного отношения к выпившему (пьяному).
Для оценки влияния этнических факторов на формирование тех или иных психопатологических синдромов и даже на частоту возникновения некоторых психических заболеваний интересным представляется анализ факта меньшей распространённости алкоголизма среди итальянцев (R.F.Bales), чем среди других европейских этнокультурных групп. Данный факт объясняется культуральными традициями реагирования на стрессовые ситуации. В этой этнокультурной группе на фрустрирующую ситуацию принято реагировать не увеличением приёма алкоголя, а увеличением приёма пищи [51, с.169].
В рамках клинического аспекта выделяется раздел, изучающий этнокультуральное влияние на формирование исходов (дефектов, изменений личности и пр.) поведенческих девиаций. Анализу традиционно подвергаются отдалённые последствия алкоголизма. Так считается, что деградация личности при алкоголизме не напрямую связана с токсическим воздействием алкоголя на головной мозг. Определённые культуральные особенности человека способны препятствовать или способствовать скорости нарастания изменений личности при алкоголизме. Этнокультуральные влияния на формирование алкогольных изменений личности сходны с подобными влияниями на выбор формы поведения в момент алкогольного опьянения. В этнических группах, нацеливающих своих членов на рефлексивный тип поведения, алкогольное опьянение не носит дезорганизующего и антисоциального характера.
Структура употребления наркотических веществ менее, чем алкоголя, подвержена этнокультуральному влиянию. Однако известно, что в некоторых государствах употребление «лёгких наркотиков» (марихуаны) не расценивается как серьёзная девиация и даже узаконено их использование.
Нарушения пищевого поведения в виде нервной анорексии характерны для лиц с высоким культурным уровнем (W.Baeyer, H.Bruch, A.Wolf). Существенное значение для формирования девиаций пищевого поведения имеет значимость процесса питания. Для многих культур и стран с западным психологическим типом взаимоотношений еда не является ценностью (особенно её количество). В других же регионах мира (на Востоке) гостеприимство подразумевает обильное потребление пищи и угощение ею. Кроме того, разнятся стандарты красоты и внешней привлекательности, влияющие на способ приёма пищи и пищевые стереотипы. Восточный тип красоты подразумевает полноту, западный – худобу. Определённые личностные культурально обусловленные особенности проявляются и в таком нарушении пищевого поведения как гиперфагическая реакция на стресс. Оно появляется вследствие невозможности найти правильный (непищевой) выход из конфликтной ситуации или использовать совершенные способы психологической защиты.
Считается, что сексуальные девиации и перверсии имеют существенную этнокультуральную обусловленность. Их диагностика и оценка нередко всецело зависит от культуральных традиций и верований. По мнению И.С.Кона, сексуальное поведение – это социокультуральное, а не биологическое явление и, следовательно, оценка девиаций должна строится лишь с учётом сексуальной культуры индивида.
Некоторые формы сексуальных отклонений поведения регистрируются чаще, чем иные. Так гиперсексуальность более типична для представителей южных народов по сравнению с северными, выбору гиперсексуального поведения нередко способствует стиль жизни, причастность к определённому субкультуральному кругу людей («богеме»). Известно, что оценка сексуальных девиаций может зависеть от конфессиональных регламентаций.
Из сверхценных психологических увлечений лишь некоторые имеют этнокультуральную специфику. Так, считается, что трудоголизм присущ в большей степени выходцам из западной психологической культуры (немцам, американцам), а увлечение азартными играми (гемблинг) характерно для лиц с восточной психологией.
Возникновение коммуникативных девиаций зависит от этнокультурального понимания нормы коммуникации, в частности общительности. Известно, что представители южноамериканских и африканских государств более экспрессивны и коммуникабельны, чем северяне.
В.Д.Менделевич выделяет коррекционно-терапевтический аспект этнокультуральной психологии девиантного поведения, включающий в себя оценку влияния различных традиционных и приоритетных способов психологического воздействия (психокоррекции и психотерапии) на эффективность купирования поведенческих девиаций. В отношении злоупотребления алкоголем он отмечает, что существуют два принципиально разных психотерапевтических подхода. При первом - аверсивной психотерапии – физиологическая алкогольная зависимость заменяется психологической зависимостью от психотерапевта и страхом нарушения табу, в то время как при использовании рациональной психотерапии подобных зависимостей не формируется, и пациенту предоставляется достаточно большая свобода действий. Безосновательно считается, что больному алкоголизмом (особенно при II и III стадиях заболевания) в силу изменений личности, т.е. сформировавшихся субкультуральных свойств, не показано применение «гуманистически-ориентированных» психотерапевтических методик. Анализ сравнения эффективности двух принципиально различных психотерапевтических методик показывает, что результат зависит не только и не столько от стадии заболевания, сколько от культуральных особенностей пациентов и в первую очередь от ориентации на демократический или авторитарный стили общения. Девиантам с демократической направленностью личности, в которую включаются такие психологические качества, как способность выслушивать чужую точку зрения, находить компромиссы при общении с людьми не показаны культурально чуждые им методы «кодирования». Тогда, как пациентам с авторитарной направленностью личностных качеств в виде традиций требования от окружающих подчинения, непререкаемости, жесткости в общении, а значит, уважения силы малоэффективны психотерапевтические методики, апеллирующие к морально-нравственным ценностям.
Таким образом, видно, что этнокультуральные факторы оказывают значительное влияние на возникновение, развитие, течение, исход, психологическую коррекцию и психотерапию аддиктивного поведения.
Лекция № 5