Тема 8 . Психология конфликта и способы его разрешения (2 часа)

Вопросы

1. Понятие конфликта, его сущность. Типология конфликтных личностей.

2. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.

3. Способы управления и предупреждения конфликтов.

4. Стресс и его особенности. Способы и приемы психической саморегуляции.

5. Социально – психологический практикум (тесты, упражнения, игры).

Контрольные вопросы для выявления коммуникативной

Компетентности

1. В чем основные причины конфликтов? Приведите их типологию.

2. Сущность конфликтогенов и их типы. Понятие эскалации конфликтогенов.

3. Каковы формулы конфликтов.

4. Охарактеризуйте основные типы конфликтных личностей.

5. Перечислите главные правила поведения в условиях конфликта.

6. Каковы основные правила бесконфликтного общения?

8. Понятие агрессивности и способы снятия напряжения.

9. Какие существуют рекомендации по управлению конфликтом?

10. Каковы основные дисфункциональные последствия конфликтов?

11. Что такое «стресс», «дисстрес» и «эутстресс»?

Задание для СРС (1,5 часа)

1. Выполните тесты:

1. Какое из характеристик по смыслу соответствует понятиям: 1) конфликт; 2)внутриличностный конфликт; 3) межличностный конфликт; 4) межгрупповой конфликт;5) конфликт между группой и личностью?

а) конфликт, возникающий между людьми из-за несовместимости их взглядов, интересов, целей;

б) столкновение противоположнонаправленных целей, позиций, мнений, взглядов партнеров по общению;

в) состояние неудовлетворенности человека какими - либо обстоятельствами своей жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей;

г) столкновение противоположнонаправленных интересов различных групп;

д) противоречия, возникающие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами общения.

2. Отметьте причины, способствующие возникновению конфликта:

а) многословие одного из партнеров;

б) коммуникативные барьеры;

в) личностно- индивидуальные особенности партнера;

г) бестактность;

д) неконтролируемость эмоционального состояния;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.

3. Конфликтная ситуация – это:

а) открытое противостояние взаимоисключающих интересов;

б) накопившееся противоречие;

в) стечения обстоятельств.

4. Конфликтогены – слова, действия (бездействия), которые:

а) помогают разрешить конфликт;

б) препятствуют возникновению конфликта;

в) способствуют возникновению конфликта.

5. К основным конфликтогенам относятся:

а) противоборство;

б) проявление эгоизма;

в) проявление бестактности;

г) стремление к подчинению;

д) стремление к успеху;

е) проявление агрессивности;

ж) стремление к превосходству;

з) соперничество.

6. Определите, какая ситуация характеризует: 1) внутриличностный конфликт; 2) межличностный конфликт:

а) конфликт, возникающий у руководителя организации в результате проявления родственных чувств к одному из подчиненных и служебного долга;

б) конфликт между руководителем и подчиненным по поводу премирования.

7. «Поиск решения, удовлетворяющего интересы двух сторон»- это:

а) компромисс;

б) избегание;

в) соперничество;

г) сотрудничество;

д) приспособление.

8. Из предложенных характеристик выберите те, которые по смыслу соответствуют: 1) сотрудничеству; 2) компромиссу; 3) избеганию;

4) соперничеству; 5) приспособлению:

а) открытая борьба за свои интересы;

б) поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон;

в) стремление выйти из конфликта, не решая его;

г) урегулирование разногласий через взаимные уступки;

д) тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.

9. Укажите позиции, которые соответствуют компромиссу:

а) одна из сторон обладает достаточной властью и авторитетом;

б) обе стороны обладают одинаковой властью;

в) обе стороны желают одного и того же, и удовлетворение этого желания имеет большее значение;

г) когда иного выбора нет и терять уже нечего;

д) возможность выработать временное решение, так как на выработку другого нет времени;

е) одна из сторон считает, что нет серьезных оснований для продолжения конфликта.

10. Какая стратегия поведения позволяет выработать навыки слушания, приобрести опыт совместной работы, навыки аргументации, выработать умение сдерживать свои эмоции:

а) компромисс;

б) сотрудничество;

в) избегание;

г) приспособление;

д) соперничество.

11.Укажите позиции, которые соответствуют приспособлению:

а) правда на вашей стороне;

б) недостаток власти для решения проблемы желаемым способом;

в) лучше сохранить добрые отношения с партнером, чем отстаивать свою точку зрения.

г) открытое обсуждение проблемы приведет к ухудшению ситуации;

д) предмет разногласия неважен и случившееся не особо волнует.

12. Укажите позиции правильного поведения в условиях конфликтной ситуации:

а) настаивая на своем предложения, не отвергайте предложения партнера, рассматривайте все предложения и оценивайте все «за» и «против»;

б) демонстрируйте свое превосходство;

в) не позволяйте себе отвечать агрессией на агрессию;

г) независимо от результата разрешения конфликта старайтесь не разрушать отношения с партнером;

д) старайтесь как можно чаще обращать внимание на отрицательное эмоциональное состояние партнера: «Что ты злишься?», «Не надо так нервничать!»

е) предлагайте партнеру включать механизм идентификации: «Если бы Вы были на моем месте, какие действие предприняли бы?»

13. Чего нельзя допускать в условиях конфликта?

а) преувеличивать свои заслуги;

б) обрушивать на партнера множество претензий;

в) исходить из добрых намерений партнера;

г) видеть все только со своих позиций;

д) учитывать интересы партнера по общению;

е) критически оценивать партнера.

2. Задание. Внесите в глоссарий и выучите основные понятия и термины темы: «конфликт», «конфликтоген», «конфликтоустойчивость», «инцидент», «конкуренция», «приспособление», «избегание», «компромисс», «сотрудничество», «конфликтные личности», «стресс», «эутстресс», «дисстресс».

3. Заполните по предлагаемому образцу матричную карту (таблицу 1) стратегий поведения деловых партнеров в конфликтной ситуации и проведите их сравнительный анализ. В каких случаях наиболее уместна или целесообразна каждая из них. Укажите, какой стиль взаимодействия доминирует в вашей деловой практике. Дайте обстоятельное описание этого стиля (стратегии).

Карта (таблица 1). Стратегии поведения деловых партнеров

в конфликтной ситуации.

Стратегия поведения в конфликтной ситуации Характеристика стратегии поведения
Приспособления Ориентирован на максимально конформные модели поведенческих действий, связанные со значительными уступками
Избегания
Соперничества
Компромисса
Сотрудничества

4. Какие типы конфликтогенов Вам известны. Проанализируйте, какие конфликтогены наиболее часто Вы обнаруживаете в общении с людьми (со своей стороны, со стороны сокурсников, друзей, родителей, преподавателей).

5. Ситуация: Вы – руководитель. Ваше общение с деловым партнером осуществляется в жестких статусных и этикетных рамках. Какие поведенческие стратегии нормативные или гибкие, Вам необходимо реализовать, чтобы добиться более согласованного психологического взаимодействия с партнером? Обоснуйте Ваш выбор стратегии.

6.Упражнение: «Поплавок в океане».

Цель: Научиться контролировать себя во время конфликтных ситуаций.

Инструкция: Займите удобное положение, закройте глаза, войдите в расслабленное, восприимчивое состояние сознания. Вообразите, что Вы маленький поплавок в огромном океане… У Вас нет цели, компаса, карты, руля, весел… Вы движетесь туда, куда несет Вас ветер и океанские волны… Большая волна может на некоторое время накрыть Вас, но Вы все равно выныриваете на поверхность!.. Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания… Ощутите движения волны, тепло солнца, капли дождя, подушку моря под Вами, поддерживающую Вас… Проследите какие еще ощущения возникают у Вас, когда Вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане.

Наши рекомендации