Предмет исследования и методическое обеспечение

ВВЕДЕНИЕ

Научно-исследовательская производственная практика проходила с 30 марта по 26 апреля 2015г на базе ГУО ВПО «Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова» на кафедре психиатрии.

Руководитель практики – старший преподаватель Капитанаки Вероника Евгеньевна.

Содержание производственной практики: проведение психодиагностического исследования и ознакомление с практическими навыками клинического психолога.

Перечень заданий реализованных в ходе прохождения практики:

1. Знакомство с основными задачами и направлениями деятельности клинического психолога

2. Выполнение психодиагностических мероприятий по программе учреждения (и по программе курсовой работы)

3. Освоение навыков психологической беседы и клинического интервью

4. Освоение навыков наблюдения за психической деятельностью пациентов.

Цель практики: приобретение навыков психодиагностической работы, а также навыков по организации и проведению психодиагностического обследования; навыков обработки полученных данных; навыков анализа и интерпретации полученных данных.

Реализация поставленной цели предполагала решение в ходе практики следующего ряда задач:

- определение обследуемого контингента и формирование на основе этого выборки (15 человек);

- определение предмета исследования;

- подбор методического обеспечения;

- организация обследования;

- проведение обследования;

- первичная обработка полученных в ходе обследования данных;

- определение среднегрупповых значений;

- анализ и интерпретация полученных результатов;

- написание отчета о прохождение практики.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЙ

В качестве объекта исследования были приняты пациенты Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова, с диагнозом «Эндогенное психическое заболевание» (шифр F 20, по МКБ-10) и «Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства» (шифр F 40-F 48, по МКБ-10). Было обследовано 15 человек в возрасте от 18 до 45 лет (средний возраст 26,7). В целом, на обследование пациенты были настроены положительно, резких негативных эмоций не наблюдалось. Сначала с пациентами проводилась индивидуальная беседа, сбор анамнестических данных и установление доверительных отношений. Затем замерялись показатели артериального давления и ЧСС, перед непосредственным проведением методик. После проводилось собственно само обследование с помощью методического материала. После прохождения методик показатели артериального давления и ЧСС замерялись повторно, целью чего явилось стремление отследить изменение психофизиологических показателей у человека, после методического воздействия.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Предметом производственной практики явилось изучение психофизиологических данных у пациентов с эндогенными и невротическими заболеваниями.

В ходе обследования были применены такие методы как: тестирование, метод беседы, архивный метод. Все методики для данного обследования применялись с учетом их научной обоснованности, надежности и валидности. В соответствии с предметом исследования и особенностями выбранного нами контингента обследуемых лиц, были выбраны следующие психодиагностические методики:

1. МЛО «Адаптивность-165»

2. Анкета самооценки состояния

3. Простые зрительно-моторные реакции.

4. Сложные зрительно-моторные реакции.

5. Опросник Канторовича Н.В., 1964 г. (базирующийся на работах В.Д Небылицина).

6. Опросник “необычных” и “странных” переживаний в повседневной жизни.

7. Игровой тест познавательных психических процессов направленных на память, внимание, скорость, реакции и т.д.

Перед выполнением методик с испытуемыми проводилась индивидуальная беседа касательно их общего самочувствия на момент обследования, задавались вопросы о возможных жалобах пациентов и о состоянии сна. После замеряли показатели артериального давления и пульса. Затем испытуемым давались методики с предварительным пояснением касательно заполнения бланков и выполнения методик, давалась стандартная инструкция. После проведения методик пациенту задавался уточняющий вопрос на тему его самочувствия и в случае усталости, делался необходимый пациенту перерыв.

3.1. МЛО «Адаптивность-165»

Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» разработан А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным (1993). Предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Опросник принят в качестве стандартизированной методики и рекомендуется к использованию для решения задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности.

Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» состоит из 165 вопросов и имеет 4-е структурных уровня, что позволяет получить информацию различного объёма и характера.

Шкалы 1-го уровня: являются самостоятельными и соответствуют базовым шкалам СМИЛ (MMPI), позволяют получить типологические характеристики личности, определить акцентуации характера.

-Шкалы 2-го уровня: соответствуют шкалам опросника ДАН («Дезадаптационные нарушения»), предназначенного для выявления дезадаптационных нарушений преимущественно астенических и психотических реакций и состояний.

Шкалы 3-го уровня: поведенческая регуляция (ПР), коммуникативный потенциал (КП) и моральная нормативность (МН).

Шкала 4-го уровня: личностный адаптационный потенциал (ЛАП).

Обработка результатов проводилось с учетом совпадения ответов испытуемого с ключом, и последующем переводе полученных «сырых» данных в Т-баллы.

Наши рекомендации