Эмоции как переживания
В отечественной психологии имеет место традиция рассматривать психические явления как отражательные, обеспечивающие адекватное поведение в связи со знанием действительности. Это обусловило научно-исследовательский интерес преимущественно к когнитивным процессам, позволило выделить основные формы психического отражения - образную и понятийную, в конечном итоге привело к построению уровней (сенсорно-перцептивный, представлений, речемыслительный) познавательной регуляции (17). Однако для психологии эмоций указанная традиция оказалась нереализованной вплоть до 70-х годов нашего столетия.
В целом ряде психологических трудов, начиная с момента возникновения научной психологии (Рибо Т., Джеймс У., Вундт В.), а также в отечественной психологии (Выготский Л.С.; Шингаров Г.Х.; Вилюнас В.К.; Додонов Б.И.; Веккер Л.М.; Ломов Б.Ф.) отмечалась слабая проработанность теории эмоциональных явлений.
Так, по мнению Рибо, психология эмоций может быть охарактеризована как "темная" и мало изученная область (21); по мнению Джемса, она "представляет самый скучный отдел психологии" (10, с. 273). Н.Н. Ланге образно описал проблему эмоций в психологии: "Чувство занимает в психологии место Сандрильоны, нелюбимой, гонимой, извечно обобранной в пользу старших сестер "ума" и "воли". Ему приходится обыкновенно ютиться на задворках психологической науки, тогда, как воля, а особенно ум (познание) занимают все парадные комнаты" (цит. по: Роговин М.С. Введение в психологию, М. , 1969. С. 29).
Выготский, рассматривая состояние теории эмоций в научной психологии, характеризует последнюю как безраздельное господство чистого натурализма, который исключил возможность "адекватного изучения того, что составляет специфические особенности эмоции человека" (8, с. 418). Нет в психологии глав более темных, чем ... две главы" - чувство и воображение; именно здесь "мы не имеем сколько-нибудь признанной и законченной системы учения" (9, с.246).
В.К. Вилюнас, осуществляя обзор современного состояния проблемы эмоций в психологии и констатируя в целом ее кризисный характер, предлагает вести научно-исследовательскую работу по ряду направлений: накоплению, упорядочиванию и описанию феноменологических данных; выявлению функционального назначения эмоций; осуществлению психологического исследования в отношении эволюционно исходных функций эмоций.
Уместно также сослаться на точку зрения Б.Ф. Ломова по поводу понимания психических процессов как процессов субъективного отражения объективной реальности. Привлекая внимание исследователей к этой точке зрения, он задает вопрос: "Справедливо ли положение об отражательной природе психики в отношении других процессов и явлений (не познавательных)?" (17, с. 172). И далее отвечает на этот вопрос так:"...эмоции возникают и развиваются не вне процесса психического отражения, а необходимым образом включены в процесс психического отражения. Неясно, являются ли они специфической формой отражения (наряду, например, с образной или знаковой) или их компонентом. … несомненно, что эмоции характеризуют состояние субъекта отражения и поэтому не могут не влиять на процесс отражения" (17, с. 173). Заключая вопрос о необходимости рассмотрения эмоций не только как регулятивных, но и отражательных явлений, обратимся к определению эмоциональных процессов Рубинштейном. "Эмоции никак не сводимы к голой эмоциональности, или аффективности, как таковой, - это всего лишь одна, специфическая, сторона процессов, которые в действительности являются вместе с тем познавательными процессами, отражающими - пусть специфическим образом - действительность. Эмоциональные процессы … никак не могут противопоставляться процессам познавательным как внешние, друг друга исключающие противоположности. Сами эмоции представляют собой единство "эмоционального и интеллектуального" (22, с. 141).
Итак, неудовлетворительное состояние проблемы эмоций в психологии исследователи разных лет объясняли следующими обстоятельствами:
1)наличием междисциплинарных подходов к анализу эмоций, вследствие чего выявленные феноменологические и экспериментальные данные, а также их отражение в различных концептуальных схемах (терминологическая неоднозначность) затрудняли создание теории эмоций (разумеется, необходимость междисциплинарного анализа эмоций обусловлена спецификой самого предмета исследования) (5; 6; 8; 9);
2)исключительной субъективностью, сложностью, внутренней природой эмоций (5; 6; 30);
3)отсутствием научно обоснованных границ эмоциональной сферы, отделяющих ее от других возможных видов переживаний (7);
4)отрывом психологии эмоций от психологии личности (6; 13) и от психологии когнитивных процессов (5; 6; 8; 9; 17).
Но уже с начала 70-х годов психология эмоций, как в сказке, из "Золушки" превратилась в "принцессу" (11, с. 3). Это оптимистическое заключение следует понимать как иллюстрацию роста научного интереса к проблеме эмоций. Они стали рассматриваться как явления, которые наряду с познавательными процессами специфическим образом отражают действительность. Наиболее полно это было представлено в работах Шингарова Г.X., Веккера Л.М. , Вилюнаса В.К. Несмотря на определенные различия в теоретических посылках, существующих между исследованиями указанных авторов, в целом удалось с привлечением психофизиологических, эволюционно обусловленных и рассмотренных по аналогии с познавательными процессами научных факторов выявить особенности эмоционального отражения действительности. Целесообразно отметить, что эти особенности раскрываются через:
а)представление о том, что ощущение "действительно является простейшей формой не только познавательного, но и всякого психического процесса" (5, с. 53);
б)понимание эмоции как целостного акта психического отражения, в котором представлено "единство аффективного и интеллектуального, переживания и познания" (22, с. 153);
в)сравнение характеристик аффективного и интеллектуального.
Первым и традиционным вопросом в связи со спецификой эмоционального отражения является следующий: что именно эмоции отражают? Ответ на этот вопрос можно условно разделить на две части.
По первой его части существует согласованность во мнениях практически всех исследователей; эмоции не отражают объективных качеств предметов реальности, содержания предметов внешнего мира. В отличие от познавательных процессов, которые рассматриваются как направленные по своей сути на внешний мир и субъективные образы которых имеют аналоги в объективной действительности, эмоции имеют более эндогенное происхождение, а предметы внешнего мира не могут быть образцом для их описания и анализа. "Вне субъекта не существует решительно ничего, что представляло бы объективный "коррелят" любви, страха, или любого другого эмоционального переживания, т.е. что находилось бы с ними в том же отношении, какое обнаруживают, например, звуковые волны и слуховое ощущение" (6, с. 31).
Во второй же части интересующего нас ответа имеют место различные исследовательские позиции. Итак, что же отражают эмоции? Они отражают значение объективных качеств предмета для жизнедеятельности субъекта (30); отражают мир в "форме субъективного отношения человека к предметам и явлениям этого мира" (31, с. 27); значение воздействующих на субъекта объектов и ситуаций для осуществления его жизни (15); отражают отношения между мотивами и успешностью реализации соответствующей деятельности (15); "выражают состояние субъекта и его отношение к объекту" (22,с. 140); выражают "смысл объективного содержания с точки зрения потребностей живого существа" (6, с. 132).
Во всех приведенных определениях прослеживается неотделимость эмоций от определенного знания предметов и явлений действительности. Если эмоция и есть отношение к чему-либо, то последнее в психической жизни субъекта должно выступить для него в соотнесении с его потребностями, мотивами, интересами. Иначе говоря, эмоции рассматриваются как двойственные по своей детерминации, как содержащие в своей структуре два момента:
1)отражаемое содержание (6) или когнитивный компонент (5), т.е. отражение посредством различающихся по степени непосредственности-опосредованности когнитивных процессов характеристик объекта эмоции;
2)собственно эмоциональное переживание (7) или субъектный компонент (5), т.е. непосредственная данность субъекту собственного состояния в связи с определенным отражаемым содержанием.
Двойственная детерминация эмоций присутствует и в теоретической схеме анализа эмоций, выполненного с позиции информационной теории (23). Согласно ей, в структурном строении эмоций выделяется потребность, содержание и динамика которой определяет характеристики эмоций, и информация, представляющая собой опыт субъекта.
Разумеется, двойственность эмоций вовсе не означает, что она представляет сумму когнитивного и субъективного компонентов, а означает, что эмоция, как отражательное явление, представляет единство знания и переживания, но в этом единстве переживание в сознании субъекта выступает на первый план.
Второй характеристикой эмоционального отражения является его непосредственно-чувственная форма (5-7; 15). Анализируя различные дефиниции эмоций и признавая, что определение эмоций как отражения отношений субъекта к значимым для него объектам, является наиболее адекватным, Веккер справедливо замечает, что эти отношения могут отображаться не только в эмоциях, но и в мыслительных процессах, т.е. быть опосредованными. Эмоциональное же отражение данных отношений является именно непосредственным как по своим временным характеристикам, так и по итоговым последствиям.
Наконец, эмоциональное отражение есть отражение в высокой степени субъективное, пристрастное. Вопрос о субъективном характере психического отражения вообще и эмоций в частности обсуждается в литературе (17; 30). Обосновывая гипотезу о механизмах возникновения субъективного, Г.X. Шингаров определяет последнее как такую форму отражения действительности, в которой "содержание психики… еще не имеет предметного характера. Это содержание лишь качествует, не соотнесено субъектом с каким-то внешним объектом" (30, с. 79).
Эмоция существует как пристрастное, субъективное отношение субъекта к объекту в непосредственно-чувственной форме. Такая форма отражения получила название переживаний.
Категория переживания, как центральная категория психического (7), рассматривается как "психический факт, как кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое проявление его индивидуальной жизни" (22,с. 14). В отличие от знания в переживании "на передний план выступает не само по себе предметное содержание того, что в нем отражается, познается, а его значение в ходе моей жизни" (там же). Переживание рассматривается как более широкое, чем эмоция, понятие, как конкретно-субъективная форма существования отражаемого в психическом образе содержания (7; 30).
Выделим различные области психической жизни, для объяснения которых исследователи привлекают понятие "переживание":
1)особый аспект сознания, который дан во взаимосвязи с другим его аспектом - знанием (22, с. 15); субъективную сторону процесса осознания как формы "существования психического в индивидуальном сознании" (30, с. 83). Подчеркивается, что внутренняя природа переживания определяется значением предмета для жизнедеятельности субъекта;
2)форма активности в кризисных ситуациях, проявляющаяся в преобразовании (переосмысливании) субъектом своего психологического мира (3);
3)мотивационные явления (желания, влечения, стремления), предметом которых могут быть не внешние воздействияи отражающие их познавательные образы, а определенные "гештальты" чувственных впечатлений (7). Подчеркивается, что желание есть "одна из наиболее ярких, распространенных и функционально нагруженных разновидностей переживаний" (7, с. 243);
4)любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающего для него как событие его собственной жизни (Краткий психологический словарь, 1985, с. 238-239);
5)особые состояния сознания, возникающие в моменты высшего счастья, свершения и самореализации личности – " пиковые переживания" (в гуманистической психологии);
6)единица психологического анализа и описания эмоций.
Раскроем характеристики эмоций как переживаний:
а) непосредственная внутренняя субъективная данность (а не предметное содержание психического образа и не представленность в сознании модальности самого психического процесса);
б) воздействия внешних предметов и внутренней среды организма даны субъекту как принадлежащие ему и в момент этого не соотносятся с субъектом как с чем-либо внешним ("в эмоциях субъект и объект переживаются как нечто единое" (30, с. 99), не осознается причинная связь между предметом и вызванной им реакцией человека;
в) особая пристрастность, субъективность, т.к. предметы и явления действительности отражаются не в связи с их объективными характеристиками, а в связи с отнесенностью последних к актуальным потребностям и мотивам субъекта;
г) чувственное впечатление субъекта об окружающем и происходящем, "хотя "трансформированное и упрощенное, зато унифицированное, переведенное на общий чувственный язык" (7, с.223).
Эмоции рассматриваются также в контексте проблемы смысла (В.К. Вилюнас, Д.А.Леонтьев). Так, В.К. Вилюнас использует понятие "эмоционально-смысловой процесс (6, с. 99), соотносит эмоции с различаемыми А.Н. Леонтьевым биологическим и личностным смыслами. Биологический смысл любого воздействия определяется его сигнальным значением, т.е. значением, который раскрывает отношение этого воздействия к потребностям субъекта (6, с. 86). Конкретно-субъективную форму существования биологического смысла представляют именно эмоциональные переживания. Иначе говоря, биологический смысл объекта открывается субъекту только через эмоцию.
Сопоставляя личностный смысл и эмоции, В.К. Вилюнас выделяет две формы личностного смысла: эмоционально-непосредственную и вербализованную форму, т.е. "воплощение личностного смысла в значениях" (6, с. 93). Эмоции как одну из форм существования личностного смысла он характеризует непосредственностью, большей истинностью, в то время как вербализованную форму личностного смысла – большей содержательностью, но меньшей истинностью.
В трактовке Д.А. Леонтьева (16) эмоциональная и смысловая реальности принципиально не совпадают по ряду позиций. Эмоции относятся только к субъективным переживаниям, неспецифичны, упрощают реальную сложность жизненных отношений, дают лишь общую, поверхностную характеристику личностного смысла; в то время как смыслы относятся не только к субъективным переживаниям, всегда конкретны, явно или скрыто указывает на мотивы, придающие значимость данному объекту или явлению, влияют на эмоции. Разводя эмоции и смыслы Д.А. Леонтьев прибегает к результатам психологического анализа искусства, примерам, демонстрирующим зависимость эмоций от целостной иерархии системы жизненного отношения. Д.А. Леонтьев приходит к следующим выводам. Во-первых, "эмоция является главной, но не единственной формой субъективной презентации в образе личностного смысла объектов и явлений"; эмоциональная реакция сигнализирует нам о личностном смысле (16, с. 162); во-вторых, механизм эмоциональной индикации реализует специфическую функцию личностного смысла – "функцию презентации субъекту в образе роли и места отражаемых объектов и явлений действительности в его жизнедеятельности (16, с. 168).