Современное состояние развития зарубежной психологии
(семинарское занятие)
Цель: формирование представлений о гуманистической психологияи, предпосылках ее возникновения.
Задачи:
1. Вооружить студентов знанием понятия личности с точки зрения гуманистической психологии.
2. Охарактеризовать основные условия личностного роста.
3. Изучить понятие «конгруэнтности», и современные направления гуманистической психотерапии.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Выделение «двух психологии» на рубеже XIX -ХХ веков.
2. Различия между естественнонаучной и гуманитарной стратегиями
исследования в психологии.
3. Понимающая психология как предыстория гуманистической психологии.
4. Первые теории гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу).
5. Основные положения концепции К. Роджерса и В. Франкла.
Форма контроля:проверка рефератов, мультимедийных презентаций
Вопросы для самоконтроля
1. Почему гуманистическая психология получила название «третьего пути»?
2. В чем, по В. Дильтею, суть противопоставления эксперимента и наблюдения?
3. Каким образом формируется содержание бессознательного в концепции гуманистической психологии?
4. В чем разница между бытийными и дефицитарными потребностями?
5. Какова роль самоактуализации в развитии личности?
6. Какие виды ценностей выдвинул В. Франкл?
7. Чем различаются подходы к коррекции психического развития в психоанализе и гуманистической психологии?
Список рекомендуемых источников:
1. Братусь, Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. - 1990. - № 6. - С. 9-17.
2. Рождерс, К. К науке о личности / К. Роджерс // История зарубежной психологии (30-60-е гг. XX века) : тексты / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - С. 200-230. ,
3. Соколова, Е.Е. Диалог 10. О номотетическом и идиографическом подходах в психологии / Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. -М.: Смысл, 1995. - С. 423^59.
4. Шаронов, В.В. Смысл жизни и пути его обретения / В.В. Шаронов // Основы социальной антропологии. - СПб.: Лань, 1997. - С. 141-168.
5. Ярошевский, М.Г. Гуманистическая психология / М.Г. Ярошевский // История психологии от античности до середины XX века : учеб. пособие. -М.: Академия, 1997. - С. 300-309.
ТЕМА 14.
СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
(лекция)
Цель: формирование представлений об основных школах и направлениях в отечественной психологии.
Задачи:
1. Вооружить студентов знанием содержания теории установки и работы психологов Тбилисской школы.
2. Охарактеризовать вклад Харьковской школы в развитие психологии памяти
3. Определить принцип деятельностного подхода и культурно-исторической концепции развития высших психических функций.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Развитие российской психологии с начала 20-х до 40-х гт. XX в. (Г.Г. Шлет, М. Я. Басов, П П. Блонский).
2. Л.С. Выготский - основоположник культурно-исторической концепции развития высших психических функций.
3. Принцип деятельностного подхода в трудах М.Я. Басова, СЛ. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева.
4. Развитие теории высших психических функций в трудах A.B. Запорожца, Л. А. Венгера, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и др.
Форма контроля:проверка рефератов
Вопросы для самоконтроля
1. Выделите условия, повлиявшие на процесс формирования психологии в России.
2. В чем проявилось влияние ментальности на российскую психологию?
3. Определите роль интеллигенции в развитии российской психологии.
4. В чем, на ваш взгляд, специфика отечественного подхода к проблеме поведения и к вопросу о смысле жизни?
5. Перечислите достоинства и недостатки психологии и психотехники.
6. В чем проявилась специфика подхода к проблеме личности в российской психологии?
7. Какие тенденции в российской и отечественной психологии наметились в конце XX века?
Список рекомендуемых источников:
1. Соколова, Е.Е. Диалог 12. Психофизиологическая проблема / Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. - М.: Смысл,1995. - С. 531-582.
2. Соколова, Е.Е. Диалог 12. Возможности третьей точки зрения на решение психофизиологической проблемы. Неклассическая физиология H.A. Бернштейна / Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. -М.: Смысл, 1995. - С. 538-542.
3. Соколова, Е.Е. Диалог 12. Проблема двигательной задачи и целевая детерминация в «физиологии активности» / Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 1995. - С. 542-555.