Тема 5. Психологическая характеристика общей и специальной одаренности
Основные (ключевые) понятия:одаренность общая, одаренность специальная, креативность, соотношение креативности и интеллекта, обучаемость, математическая, педагогическая, музыкальная, художественно-графическая, моторная одаренность.
Содержание темы:
Общая (интеллектуальная) одаренность. Признаки раннего проявления интеллектуальной одаренности у детей. Умственные способности и возраст. Типы одаренных школьников (Н.С. Лейтес). Психологическая характеристика вундеркиндного и невундеркиндного путей становления одаренности. Проблемы развития интеллектуальной одаренности. Креативность. Творчество и деятельность. Креативность и обучаемость, общий интеллект и креативность. Специальная одаренность. Психологическая характеристика педагогической, математической, художественной, музыкальной, моторной (спортивной) и других видов одаренности.
Тема 6. Одаренность в русле интегрального исследования индивидуальности
Основные (ключевые) понятия:интегральная индивидуальность, принципы интегрального исследования способностей и одаренности, направления исследования одаренности, гендерный подход.
Содержание темы:
Теория интегральной индивидуальности как основа изучения способностей и одаренности человека. Принципы интегрального исследования способностей и одаренности, направления исследования одаренности. Гендерный подход в исследованиях одаренности и способностей. Исследования одаренности: педагогической (Г.И. Руденко, Т.М. Хрусталева), математической (Е.А. Крюкова), музыкальной (М.Т. Талибулина), технической (Ю.А. Шевченко).
Тема 7. Психологическая характеристика основных методов диагностики одаренности
Основные (ключевые) понятия: идентификация одаренности, комплексный подход, принципы диагностики одаренности, портфель данных, метод креативного поля, психодиагностический мониторинг одаренности.
Содержание темы:
Комплексный подход к диагностике одаренности и его преимущества в отличие от метода единой оценки. Характеристика комплексных подходов к диагностике одаренности: «портфель данных» Дж. Рензулли, метод психодиагностического тренинга Ю.Д. Бабаевой, метод креативного поля Д.Б. Богоявленской, учет творческой внешкольной активности Р. Милграм и Ю. Хонг и др. Основные принципы диагностики одаренности: комплексность, возрастной подход, динамический подход, сочетание качественного и количественного анализа данных, тесная связь с процессом обучения. Психодиагностический мониторинг одаренности и основные требования к его проведению (М.А. Холодная).
Основные методы исследования интеллектуальной одаренности. Анализ тестов, диагностирующих интеллект: тест Д. Векслера, прогрессивные матрицы Дж. Равена, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра и др. Основные методы диагностики креативности. Анализ тестов, диагностирующих невербальную креативность: - тест Торренса, вербальную креативность: - тесты Дж. Гилфорда, С. Медника (подростковый и взрослый варианты) и др. Психологическая характеристика основных методов диагностики специальных видов одаренности. Диагностика педагогической одаренности.
Содержание семинарских и практических занятий
Занятие 1. История развития и современное состояние психологии одаренности в зарубежной науке
Цель занятий:Познакомить студентов с историей развития и современным состоянием психологии одаренности в зарубежной науке. Сформировать представление о сложности и неоднозначности подходов к проблеме одаренности.
Основные (ключевые) понятия:одаренность, найтивизм, интеллект, креативность, многофакторные модели одаренности, теории одаренности.
Вопросы для обсуждения
1.Основные этапы развития теории одаренности в зарубежной науке.
2. Взгляды Ф. Гальтона, Ч. Ломброзо, Ч. Спирмена, Л. Термена на природу одаренности (найтивистский подход).
3. Многофакторные модели одаренности (К.А. Хеллер, К. Перлетт, В. Сиервальд, Дж. Фельдхъюсен, Р. Стернберг, Дж. Рензулли и др.).
4. Изучение одаренности как практико-ориентированная область исследования.
Базовый учебник:
1. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М.: Генезис, 2010.