Методика оценки общей одаренности

Общая характеристика. Разработана автором и адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренно­сти ребенка его родителями.

Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту ме­тодик для специалистов (психологов и педагогов).

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характери­стик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Внимательно изучите их и дайте оценку Вашему ребенку по каждому па­раметру, пользуясь следующей шкалой:

5 - оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения.

4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко.

3 - оцениваемое и противоположное свойства выражены нечетко, в про­явлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга.

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.

1 - четко выражено и часто проявляется свойство, противоположное оце­ниваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности.

О - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллекту­альной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию но­вого, неизвестного.

Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении зада­вать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение лю­дей, животных и др.).

Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления то­му, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ни­чего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека.

Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию. Способность представить результат ре­шения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возмож­ные последствия действия до его осуществления.

Выявляется при решении учебных задач, распространяется на самые раз­нообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования не отдаленных во времени последствий относительно элементарных событий до возможно­стей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий разви­тия умственных способностей ребенка.

Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в придумывании новых слов для обозначения новых, введенных детьми поня­тий или воображаемых событий.

Способность к оценке. Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собст­венных мыслей и поступков, так и действий других людей.

Проявляется в способности объективно характеризовать решения про­блемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.

Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятель­ности.

Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, син­тезу, классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.

Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивость (целеустремленность). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на помехи.

Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфек-ционизм). Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соот­ветствия самым высоким требованиям.

Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не до­ведет свою работу до самого высокого уровня.

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объек­тивен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрос­лые, хорошо знающие ребенка.



№ п/п Качество Отметка
Любознательность  
Сверхчувствительность к проблемам  
Способность к прогнозированию  
Словарный запас  
Способность к оценке  
Изобретательность  
Способность рассуждать и мыслить логически  
Настойчивость  
Перфекционизм  

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычислен­ные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеаль­ный результат - правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объ­ективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации.

Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу (рис. 15).

Методика оценки общей одаренности - student2.ru 1


Наши рекомендации