Истоки историко-эволюционного подхода к пониманию человека
Системный историко-эволюционный анализ развития исходит из положений о необходимости изучения феномена человека в процессе эволюции порождающей его системы и об изучении целевой детерминации развивающейся системы, предполагающей освещение вопроса «для чего возникает явление?» наряду с характерными для традиционного естествознания вопросами «как происходит явление?» и «почему оно происходит?» (Н.А.Бернштейн).
В системном подходе к изучению развития человека все более концентрируется внимание на общих закономерностях эволюционного процесса, открытых в научной школе эволюционной биологии А.Н.Северцова и И.И.Шмальгаузена. Вследствие этого поднимаются вопросы о критериях прогресса живых и технических саморегулирующихся систем (К.М.Завадский, В.И.Варшавский, Д.А.Поспелов), эволюционных закономерностях антропосоциогенеза и этнических общностей (В.П.Алексеев, С.А.Арутюнов, Л.М.Дробижева, Ю.В.Бромлей, Г.П.Григорьев), общих механизмах эволюции культуры (Э.С.Марканян). Важным этапом на пути изучения общих закономерностей коэволюции — гармоничного взаимообусловленного развития природы и общества — стали исследования последователя В.И.Вернадского Н.Н.Моисеева, обобщенные в его труде «Алгоритмы развития» (1987).
По Завадскому, объединение элементов в единое целое, то есть рождение систем, — это не предпосылка системного исследования, а факт, нуждающийся в объяснении. В процессе эволюции формы, ведущие изолированный образ жизни, были потеснены многочисленными формами с групповым образом жизни, которые в ходе развития осваивали одну экологическую нишу за другой. Тем самым весь ход эволюционного процесса как бы осуществил экспериментальную проверку преимуществ групповых форм жизни, по сравнению с изолированными формами жизни. Вместе с тем эта победа приводит к постановке вопросов: в чем эволюционный смысл процесса синтезогенеза — объединения в системы отдельных элементов, какого рода сообщества могут считаться системами, обеспечивающими дальнейшее развитие вида?
Синтезогенез представляет такое объединение разрозненных элементов в систему, в множество, которое открывает возможность решения задач, ранее не доступных ни одному из составивших систему элементов.
Принципы историко-эволюционного подхода:
Принцип 1. Эволюция любых развивающихся систем предполагает взаимодействие двух противоборствующих тенденций — тенденции к сохранению и тенденции к изменению данных систем.
Так, в биологических системах наследственность выражает общую тенденцию эволюционирующей системы к ее сохранению, к передаче без искажений информации из поколения в поколение, а изменчивость проявляется в приспособлении различных видов к среде обитания. Ф.Энгельс характеризует наследственность как консервативную, положительную, а приспособление, тенденцию к изменению системы — как революционизирующую, отрицательную сторону процесса развития.
Принцип 2. В любой эволюционирующей системе функционируют избыточные преадаптивные элементы, относительно независимые от регулирующего влияния различных форм контроля и обеспечивающие саморазвитие системы при непредвиденных изменениях условий ее существования.
В эволюционирующих системах возникают и проявляются различные виды активности включенных в эти системы «элементов», которые непосредственно не приводят к адаптивным прагматическим эффектам, удовлетворяющим нужды данных систем и обеспечивающим их сохранение, устойчивость.
Принцип 3. Необходимым условием развития различного рода систем является наличие противоречия (конфликта или гармонического взаимодействия) между адаптивными формами активности, направленными на реализацию родовой программы, и проявлениями активности элементов, несущих индивидуальную изменчивость.
Из этого принципа системного историко-эволюционного подхода к изучению человека как активного «элемента» разных систем вытекает следующие взаимодополняющие положения:
- Противоречие между мотивами деятельности индивидуальности, проявляющееся в виде конфликта или гармонического взаимодействия с идеалами и нормами социальной общности, может быть разрешено посредством либо поступков и действий, преобразующих родовую программу социальной общности, либо различных перестроек мотивов индивидуальности в процессе взаимодействия с социальной общностью. В том случае, если противореч-ние носит характер гармонического взаимодействия, поступки и действия индивидуальности способствуют дальнейшему прогрессу социальной общности. Если же противоречие выступает в виде конфликта, то активность индивидуальности может повлечь за собой либо перестройку родовой программы данной общности, привести к иному направлению эволюционного процесса этой системы; либо к нивелировке индивидуальности, ее изоляции или полной элиминации в социальной системе.
- Отстаивание человеком своих мотивов и ценностей осуществляется как происходящая в процессе деятельности самореализация индивидуальности, которая приводит к дальнейшему развитию данной культуры или порождению в ходе преобразования действительности форм и продуктов иной культуры.
* Неадаптивная активность индивидуальности перерождается в адаптивную активность по отношению к данной общности тогда, когда созданные этой активностью в процессе самореализации нормы и ценности становятся нормами и ценностями соответствующей культуры. При этом активность индивидуальности перестает выполнять функцию к изменению данной системы и начинает выполнять функцию ее сохранения, стабилизации.
Зайцева (из лекции).Системно-научный и историко-эволюционный подходы к изучению личности человека.
Системный подход характеризуется тем, что ч-к рассматривается как сложноорганизованная система, состоящая из своего рода блоков, находящейся во взаимосвязи между собой.
Системно-научный подход начинается именно с вычленения блоков:
1. Индивидные черты, связанные со строением тела;
2. Перцептивные процессы;
3. Когнитивные процессы;
4. Эмоции;
5. Индивидуальность;
6. Личность, характеризующаяся наличием самости ("Я"), мировоззрения, собственной системы ценностей;
7. Психодинамические процессы или мотивационный блок.
Можно попытаться задаться вопросом: "Что первично (возникает в первую очередь), а что развивается, наслаиваясь на предыдущее развитие?"
Индивидом человек рождается. Может ли человек быть индивидом, но не стать индивидуальностью? да, может: человек был зачат, но не развился в личность (т.е. умер в раннем детстве).
"Какие же характеристики ч-ка являются индивидными (читай врождёнными)?"
"Эмоциональная сфера и её особенности являются ли врождённой характеристикой человека?"
Ответы на эти вопросы очень важны, т.к. если это кач-ва врождённые, значит на них повлиять (их изменить) нельзя. Если же это кач-ва приобретаемые под действием внешней среды, то можно сознательно создать такие условия, чтобы ч-к развился с заранее заданными параметрами (процесс воспитания).
Индивидуальность. Как только рождается живой организм, обладающий способностью к научению и способностью формирования собственной картины мира, развивается (и меняется) его индивидуальность. Таким образом, в процессе онтогенеза меняется его индивидуальность.
Самой последней у человека возникает личность. Понятие "личность" характеризует только человека, т.к.:
- Она подразумевает сознание. Хотя одного сознания не достаточно (примеры с детьми);
- Социальное взаимодействие с окружающим миром (доступ к культуре). У древнего ч-ка личность не развивалась, т.к. не было доступа к культуре. Личность замещалась родовыми правилами и нормами поведения (в частности родовым сознанием).
При этом нельзя говорить, что стержнем личности является самооценка, т.к. это только одна из составных частей "Я".
Необходимо также заметить, что со смертью человека его личность не умирает: она продолжает существовать и влиять на поступки живых людей. Таким образом, личность "обычного" человека в тот или иной момент умирает, т.к. умирают все, кто так или иначе была связана данная личность.
Получается, что биологически личность отсутствует, а социально ещё живёт (и, возможно, долго ещё будет).
Трихотомия: индивид - индивидуальность - личность.
Когнитивная и эмоциональная сфера. Считается, что это два полюса на одной шкале. Это означает, что если человек склонен к рациональным суждениям, то это происходит за счёт эмоционального развития. Но утверждать этого с уверенностью нельзя.
Теоретический спор о местонахождении и взаиморасположении рацио и эмоцио имеет прямой выход на управленческую практику. Долгое время считалось, что подвергнуть изучению можно только интеллект (мышление и интеллект). И вот, 2-3-5 лет наза наряду с интеллектом стали (т.е. наряду с IQ) тестировать т.н. EQ (Emotional Quificient). Считается, что законы эмоционального развития очень сильно влияют на поведение индивида. Эмоциональная картина становится не менее важна, чем рациональная система мировосприятия человека.
"Что чему подчиняется?" Когда мы говорим "индивид-индивидуальность-личность", означает ли это, что личность полностью подчиняет себе индивидуальность и индивида?.. - Нет, не означает. Но с другой стороны, очень развитая личность может полностью подчинить себе индивида и индивидуальность.
Маслоу утверждает, что биологическая природа преобладает в человеке (пока не будут удовлетворены потребности биологического (первого) уровня, то все остальные потребности просто не актуализируются).
Если следовать такой логике, то с работником достаточно метода кнута и пряника. Врум ввёл понятие "достижимость". Если признать, что потребность к достижимости может актуализироваться при неудовлетворённых потребностях первого уровня, то действовать следует несколько иначе.