Роль физических упражнений в обеспечении здоровья. Изменения в организме под влиянием мышечной деятельности
Прочную основу проблемы «движение – здоровье» получила сравнительно недавно. Изнурительный физический труд и тяжелые мышечные утомления в те времена, когда механизация производства только появлялась, воспринимались не как средство оздоровления, а как факторы расстройства здоровья, истощения и износа организма.
Любой двигательный акт, независимо от того, выполняется ли он под контролем сознания, по приходу высших отделов коры головного мозга или осуществляются по механизму безусловного рефлекса, так или иначе, сопровождается развертыванием физиологических механизмов и биологических процессов обеспечения энергетики движения.
Физическая активность человека, в конечном счете, направлена на изменение состояния его организма, на приобретение нового уровня физических качеств и способностей. Благодаря реализации в процессе тренировки физиологического механизма адаптации происходит накопление человеком все новых физических кондиций, мобилизация и развертывание новых ресурсов организма.
В осуществлении жизнедеятельности организма, человек расходует энергию, источником которой для него в течение всего филогенеза являлись естественные продукты и вещества в пище, вода и кислород воздуха. Борьба за существование требовала затраты дополнительной энергии, преимущественно на мышечную деятельность, объем которой был гораздо выше основного обмена (энергии, затрачиваемой на поддержание жизнедеятельности). Такая возникшая в эволюции зависимость сохранения жизни от двигательной активности, закрепилась в генетическом коде любого вида животных и человека. Т.е., без определенного объема постоянной двигательной активности, человек не может в полной мере реализовать те возможности, заложенные в него природой, не может быть здоровым и дожить до предопределенных для него генетически возрастных границ. Современный человек для сохранения жизни затрачивает на движение гораздо меньше энергии, чем это запрограммировано в его генетическом коде, что изменило жизнедеятельность и функционирование организма. Возникнув в эволюции как ведущий фактор адаптации, движение стало основным регулятором согласованной деятельности систем организма. По мнению В.А. Энгельгарда, именно движение регулирует все три потока, составляющих основу жизни, через структурное, упорядоченное повышение качества взаимодействия между отдельными системами и органами, и, в конечном итоге, – через снижение энтропии организма.
Принципиальная схема восстановления энергетического потенциала функциональной системы после выполнения работы выглядит следующим образом.
← Схема восстановления энергетического потенциала функциональной системы после выполнения работы (по Аршавскому)
Таким образом, на определенном этапе восстановления энергетики и работоспособности, их величина оказывается выше исходного значения, что и определяется как суперкомпенсация. И.А. Аршавский определяет это явление следующим образом: «Двигаясь, организм и восполняет израсходованное, стараясь не просто «добрать» недостающее, а вернуться к исходному состоянию, и обязательно накопить больше, чем истратил. Это процесс индукции избыточного анаболизма, то, что в экономике – «расширенное воспроизводство».
Максимальный объем повторной работы, выполненной в период сверх-восстанавления, может быть выше, чем предыдущий, а суперкомпенсация после повторной работы оказывается на еще более высоком уровне, выше первой, - в этом, собственно и заключается эффект тренировки системы. Суперкомпенсация протекает в две фазы: 1. Избыточное накопление массы, что и обуславливает рост и накопления внутренней энергии, причем этот эффект касается не только мышечной системы, но и нервной, и железистой, и др.; 2. Избыточное накопление структурно-энергетических потенциалов, увеличивающих не массу, а свободную энергию».
По мнению Г. Селье, определенный объем двигательной деятельности как реакции на стресс, создает энергию адаптации, без достаточного уровня которой человек не может реализовать в жизни заложенную в него генетическую программу, не может дожить до старости и не может быть здоровым. По мнению И.А. Аршавского, рожденный незрелым плод без необходимого объема двигательной активности не может пройти все фазы формирования (созревания), а взрослый не может накапливать структурную энергию, необходимую для обеспечения нормальной жизнедеятельности.
Непосредственно, во время мышечной деятельности в скелетной мускулатуре и в тканях, обеспечивающих двигательной активности систем (в т.ч. и нервной), возникают структурные изменения (в частности распад белка). После же нагрузки, поступившей с пищей, пластический материал не только восполняет разрушенную структуру, но и через измененный тканевый обмен создает предпосылки для дальнейшего развития.
Здесь двигательная активность выступает как регулятор, увязывающей генетической программой с условиями существования в каждый данный момент. Понятно поэтому, что пища не сама по себе обеспечивает рост и развитием, а лишь в случае возникновения в результате движения в работающей ткани, в которой она может встроиться, именно поэтому используемые в спорте для наращивания мышечной массы анаболические астероиды дают эффект только в мышцах, выполняющих в течение тренировочных нагрузок наиболее значительную работу, но не сказывается на мышцах, не специфичных для специализации человека.
Существуют обстоятельства, которые следует учитывать при организации используемые в оздоровлении нагрузок – мышечных, температурных, иммунных и др.:
1. Суперкомпенсация возникает лишь как эффект утомления, поэтому нагрузка должна иметь определенные характеристики объем и интенсивность. Величины определяются индивидуально и с учетом состояния организма.
2. Повышение функциональных возможностей системы возможно только при условии постепенного повышения нагрузок. Такое требование диктуется уже предыдущим условием: выполняемая в периоде суперкомпенсация, повторная нагрузка, учитывая более высокий уровень энергетических возможностей, дает утомление при более значительных ее величинах.
3. Между используемыми нагрузками должен быть определенный оптимальный интервал: при его укорочении повторная нагрузка будет приходиться на и неполное восстановление – при сохранении такого режима это чревато перенапряжением и переутомлением; если интервал превышает оптимальное время, то повторная нагрузка будет приходиться не на фазу суперкомпенсации с повышенной работоспособностью организма, а на период возвращения его к исходному состоянию, что исключает повышение функциональных возможностей организма. Г.Л. Апанасенко было показано, что различные показатели состояния здоровья человека в той или иной степени коррелируют с максимальным потреблением кислорода, являющимися интегративными критериями уровня функциональной подготовки. Это дало ему основание разработать энергетическую модель индивидуального здоровья с выявлением феномена «базисного» уровня здоровья и определением механизмов развития наиболее распространенных хронических соматотичных заболеваний при выходе за пределы базисной зоны. Так как большинство людей, не занимающихся физкультурой и другими средствами регулирования своей энергетики, даже при выполнении небольших (профессиональных, бытовых) физических усилий, уже выходят за порог аэробного обмена, то в этих условиях энергопотенциал организма обеспечивается гликолитическими процессами. При этом в клетках тканей накапливаются продукты промежуточного обмена, нарушается утилизация жиров и чувствительность инсулинозависящих рецепторов, развиваются гипоэнергетика клетки и наступает аутолиз, ее разрушение. Регулированием потока энергии в организме занимается не только двигательная активность, но и весь комплекс факторов, действующих на него. Среди них важное место принадлежит психическим воздействиям. Это обусловлено сформировавшейся в эволюции тесной взаимосвязи двигательной и нервной деятельностью, которая заставляет рассматривать нервно-мышечную систему в единстве, которое у человека претерпело определенные изменения, обусловленные всевозрастающем значениемсоциального компонента, что выразилось в большой нагрузке на психику и в отчетливом снижении двигательной активности. Нынешние психические нагрузки для человека должны рассматриваться как имеющие серьезные отрицательные влияния на естественные физиологические механизмы регулирования потока энергии в организме. По-видимому, выход здесь может быть найден в освоении человеком методов целенаправленного регулирования психических нагрузок, саморегуляции и освоения методов распределения и нормализации потоков энергии в организме.
Несмотря на выраженный оздоровительный эффект физической культуры, она до настоящего времени еще не получила широкого распространения среди населения, особенно нашей страны. Например, физический имидж человека среди важнейших личностных показателей назвали 85% респондентов США и менее 40% женщин России. К сожалению, лишь 6% семей в России начинают день с утренней зарядки, тогда как в США этот показатель равен 78%, в Японии - 75%, в ФРГ - 68 %.
Современная концепция влияния физических нагрузок на организм должна основываться на том, что двигательная активность является необходимым условием поддержания состояния здоровья, фактором совершенствования механизмов адаптации, главным фактором физического развития в жизни ребенка. Для детей движение - это одно из самых часто используемых средств невербального общения, самовыражения и познания. Через движение осознается собственное «Я» и окружающий мир. Поэтому детям необходимо дать возможность участвовать в хорошо продуманном и осуществляемом процессе физического воспитания. Для достижения этих целей следует выработать полноценную программу физического воспитания, которая в своей основе была бы ориентирована на оптимизацию двигательного развития, а через нее – на всестороннее развитие личности.
Здоровье и физическая подготовленность детей и молодежи - важнейшие слагаемые здоровья и физического потенциала всего народа. Однако многие факты вызывают сегодня острую тревогу за здоровье подрастающего поколения, что, в первую очередь, связано с неудовлетворительной организацией физического воспитания школьников, которое осуществляется на основании действующих школьных программ.