Gt; 2. Общие тактические положения производства допроса

> 3. Психологические основы допроса.

> 4. Тактика допроса свидетелей и потерпевших.

Литература

1.Ищенко Е.П., Топорков А. А. Криминалистика: Учебник / Под ред.
Е.П. Ищенко. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА-М,
2007. С. 410-446.

2. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2005. С. 485-517.

3. Ищенко Е.П. Криминалистика: Краткий курс. — 2-е изд., испр. и
доп. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА-М, 2006.
С. 165-184.

4. Яблоков Н.П. Криминалистика. Учебник для вузов и юридических
факультетов. —М.: ЛексЭст, 2003. С. 238-252.

У 1. Допрос — самое первое по возникновению и самое распро­страненное следственное действие. Его суть заключается в получении от допрашиваемого показаний об обстоятельствах, подлежащих уста­новлению и доказыванию по расследуемому уголовному делу. При кажущейся простоте допрос — очень трудоемкое, многоплановое, сложное следственное действие, требующее от следователя высокой профессиональной подготовки и мастерства. Для его эффективного проведения необходимо хорошо разбираться в психологии, уметь уста­навливать доверительные отношения, варьировать тактические приемы и методы психологического воздействия с учетом складывающейся

_________________________________________________________ 239

ситуации, личности и процессуального статуса допрашиваемого, имеющихся в деле доказательств.

Общая задача допроса — получение от каждого из допрашиваемых всех известных ему достоверных сведений об обстоятельствах, при которых было совершено расследуемое преступление, и лицах, винов­ных в содеянном. Обеспечение полноты и достоверности получаемых сведений — трудная задача, ибо допрашиваемый, даже если он искрен­не желает изложить всю правду, не всегда в состоянии сделать это, вспомнить все важные обстоятельства. Кроме того, он не всегда пони­мает, какие именно факты и детали интересуют следователя. Допраши­ваемый вполне может добросовестно заблуждаться относительно того, как в действительности развивалось преступное событие. Еще более трудна ситуация, когда он дает ложные показания, умалчивает об от­дельных существенных обстоятельствах, отказывается от дачи показа­ний, стремится любым путем помешать следователю в выяснении ис­тинной картины произошедшего. Это особенно характерно для пени­тенциарных рецидивистов — членов организованных преступных формирований.

Показания допрашиваемого значимы не только тогда, когда они ка­саются основных, главных обстоятельств расследуемого преступления, но и когда они раскрывают детали, на первый взгляд, второстепенные. Сообщенная на допросе якобы незначительная информация, не имею­щая доказательственного значения, может помочь установить важных свидетелей, данные об их личности, выявить противоречия в показани­ях других лиц, заполнить пробелы в доказательственном материале.

У 2. Виды допроса различаются в зависимости от процессуально­го положения допрашиваемого. Это допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, специалиста, эксперта. В зависимости от возраста различаются допросы взрослых, несовер­шеннолетних, малолетних, престарелых. В зависимости от последова­тельности проведения — первичные, повторные и дополнительные допросы. По субъекту проведения — допрос, проводимый следовате­лем, дознавателем, прокурором, начальником следственного подразде­ления, судьей. Особой разновидностью является допрос на очной став­ке. По достоверности получаемых сведений различают допрос лица, дающего правдивые показания, и допрос человека, который заведомо лжет. Показания субъекта, рассказывающего правду, могут подразде­ляться на достоверные, соответствующие объективной действительно­сти, и недостоверные, когда в зависимости от различных причин в пока­заниях имеются неточности, искажения, пробелы. С учетом склады­вающихся между следователем и допрашиваемым взаимоотношений различаются допросы в конфликтной и бесконфликтной ситуациях.

240_________________________________________________________

Стадии допроса. Общие правила проведения допроса установлены ст. 189 УПК РФ. Выделяются четыре основных стадии допроса: предва­рительная, свободного рассказа, вопросно-ответная и заключительная.

На предварительной стадии следователь удостоверяется в личности допрашиваемого лица, заполняет анкетную часть протокола, разъясняет лицу его права и обязанности. Эта стадия помогает ознакомиться с лич­ностными особенностями допрашиваемого, составить о нем общее впе­чатление, выяснить его позицию и установить с ним психологический контакт.

Стадия свободного рассказа предполагает изложение допрашиваемым тех обстоятельств, в связи с которыми он вызван для дачи показаний. На этой стадии не рекомендуется без крайней необходимости перебивать рассказ, даже если он явно уклонился от темы допроса. Необходимо дать ему выговориться, что в ряде случаев позволяет следователю узнать о таких обстоятельствах, о которых он даже не подозревал. В вопросно-ответной стадии следователь задает допрашиваемому, отправляясь от полученной в ходе свободного рассказа информации, уточняющие, до­полняющие, напоминающие, конкретизирующие, контрольные вопросы, предъявляет (в случае необходимости) доказательства. Вопросы должны ставиться в понятной, однозначной форме и не содержать скрытой под­сказки ответа. Иными словами, наводящие вопросы недопустимы.

Ход и результаты проведенного допроса процессуально оформля­ются на его заключительной стадии. Протокол допроса составляется в соответствии со ст. 166, 167 и 190 УПК РФ, содержащими в общей сложности 22 пункта.

Подготовка к допросу является необходимым условием получения от допрашиваемого лица полных и достоверных показаний. Она вклю­чает:

• тщательное изучение с этой целью материалов расследуемого
уголовного дела;

• определение предмета допроса, т.е. круга обстоятельств, о ко­
торых нужно получить показания;

• анализ психологических особенностей допрашиваемого, его ха­
рактера, морально-волевых установок, отношения к расследуемому
делу и взаимоотношений с основными участниками процесса, прежде
всего с обвиняемым (подозреваемым) и потерпевшим;

• изучение собранных по делу доказательств, их оценку, подго­
товку к использованию в ходе допроса;

• обеспечение участия в допросе предусмотренных законом лиц
(защитника, педагога, законного представителя несовершеннолетнего,
переводчика, специалиста и др.);

_________________________________________________________ 241

• проверку готовности технико-криминалистических средств фик­сации речевой информации.

Готовясь к допросу, следователь должен заранее продумать форму­лировки вопросов, а также последовательность их постановки. Ему нужно как можно точнее спрогнозировать реакции допрашиваемого на предъявление того или иного доказательства (например, уличающего его во лжи), предусмотреть собственные убедительные аргументы, если допрашиваемый попытается опровергнуть или опорочить предъявлен­ные доказательства.

Когда по делу необходимо провести допросы нескольких лиц, важно определить, в какой последовательности. Существует криминалистиче­ское правило: первыми допрашиваются те лица, которые располагают наиболее важными сведениями (о сути произошедшего, свидетелях-очевидцах, других ценных источниках доказательственной информации) или вследствие разных причин могут забыть отдельные обстоятельства и детали произошедшего (например, из-за болезненного состояния, преста­релого возраста, малолетства). Раньше других рекомендуется допраши­вать лиц, находящихся в какой-либо зависимости от подозреваемого (об­виняемого), чтобы последний не успел на них повлиять. Не следует торо­питься с допросами тех лиц, которые могут передать подозреваемому, что его персоной интересуется следователь.

При наличии нескольких обвиняемых первыми допрашиваются те, от кого предполагается получить более правдивые показания. Имеются в виду субъекты, которые играли в совершенном преступлении мало­значительную роль, ранее к уголовной ответственности не привлека­лись, а также те, виновность которых подкреплена убедительными и достоверными доказательствами.

Немаловажен также способ и порядок вызова на допрос (по телефону, повесткой, через родственников, знакомых). Нужно заранее определить время, которое будет затрачено на допрос и сопутствующие формально­сти. Если намечается проведение нескольких допросов, то следует спла­нировать их так, чтобы допрашиваемые не маялись ожиданием в коридо­ре. Это позволит исключить возможность их нежелательного общения между собой.

Завершается подготовка к допросу составлением письменного пла­на, в котором отмечается время, задачи, круг вопросов, подлежащих выяснению, последовательность их постановки, вещественные, пись­менные и иные доказательства, намеченные к предъявлению, и др.

У 3. Допрос, будучи регламентированной законом специфической формой общения, может проходить в русле либо сотрудничества, либо противостояния и даже психологической борьбы. Общение на допросе

242_________________________________________________________

проявляется во взаимодействии, в котором могут участвовать и другие лица (переводчик, адвокат, педагог, специалист и пр.). При этом проис­ходит обмен информацией, взаимное влияние, обоюдная оценка, фор­мирование позиций, убеждений, установок. Ведущая роль в таком взаимодействии должна принадлежать лицу, производящему допрос.

Руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодатель­ства и рекомендациями криминалистики, следователь определяет поря­док производства допроса, корректирует действия других лиц, степень их участия, обеспечивая при этом получение от допрашиваемого лица тех сведений о расследуемом преступном событии, которыми тот рас­полагает. Стремясь получить как можно более полные и правдивые показания, следователь из тактических соображений до поры до време­ни не афиширует собственную осведомленность в деталях произошед­шего, сообщая дозированно лишь те сведения, которые он считает целе­сообразным использовать на данной стадии допроса.

Психологический контакт. Особую роль в обеспечении результа­тивности допроса играет его коммуникативная сторона — общая благо­приятная для общения психологическая атмосфера, наличие взаимопо­нимания, стремления к продуктивному общению. Психологический контакт — это такой уровень взаимоотношений при допросе (либо дру­гом следственном действии), при котором участвующие в нем субъекты могут и желают воспринимать информацию, исходящую друг от друга. Установление контакта состоит в создании благоприятной психологи­ческой атмосферы следственного действия, при которой противопо­ложная сторона внутренне готова участвовать в диалоге, выслушивать и обдумывать вопросы, воспринимать доводы и аргументы, предъявляе­мые доказательства даже в условиях конфликтной следственной ситуа­ции, когда она намеревалась скрыть истинные обстоятельства произо­шедшего, сообщить ложную информацию, помешать следователю разо­браться во всем досконально.

Установлению психологического контакта благоприятствуют ком­муникабельность следователя, его способность располагать к себе лю­дей, умение учитывать индивидуальные особенности допрашиваемых (возраст, уровень развития, характер, круг интересов, отношение к рас­следуемому делу, психологический настрой и др.), находить верный тон, пробуждать желание к правдивости. Установлению психологиче­ского контакта очень способствуют доброжелательность и корректность следователя, его объективное, непредвзятое отношение, готовность и умение внимательно выслушать допрашиваемого, исключить напря­женность, связанную с официальной обстановкой и другими негатив­ными факторами.

_________________________________________________________ 243

Психическое воздействие на допрашиваемого применяется в ситуа­циях психологического противоборства, когда он не просто умалчивает об известных ему обстоятельствах содеянного, но дает ложные показа­ния, пытается сбить следователя с правильного пути, т.е. противодейст­вует выявлению истинной картины расследуемого преступления.

Сущность психического воздействия состоит в использовании так­тических приемов, обеспечивающих наиболее эффективную форму предъявления доказательственных материалов, а также направленных на изменение хода психических процессов, субъективной позиции доп­рашиваемого, на убеждение его в необходимости дать показания, соот­ветствующие действительности.

Психическое воздействие должно осуществляться в строгих рамках закона. УПК РФ (ст. 164, 302) запрещает домогаться нужных показаний путем насилия, угроз, шантажа, иных незаконных действий. Недопустимы тактические приемы, основанные на обмане, сообщении заведомо лож­ных сведений, использовании низменных побуждений допрашиваемого. Особое значение следователь должен придавать методу убеждения, сущ­ность которого состоит в воздействии на сознание допрашиваемого, об­ращении к его собственному критическому суждению. Предварительный отбор и логическое упорядочение имеющихся фактов и аргументов, их предъявление в оптимальной последовательности предопределяют ус­пешность психического воздействия, изменение установки противоборст­ва со следователем на установку взаимодействия с ним.

Оказывая психическое воздействие, следователь обязательно ис­пользует рефлексивные рассуждения, в которых с учетом эмоциональ­ных, интеллектуальных, волевых качеств, психологических свойств и состояния допрашиваемого предвосхищает ход его мысли по поводу тех доказательств, которые, как считает допрашиваемый, может исполь­зовать следователь. Моделируя рассуждения допрашиваемого, его вы­воды и возможную линию поведения на допросе, следователь избирает оптимальные способы оперирования имеющимися доказательствами и информацией. Сообщение допрашиваемому фактических оснований для принятия им решения, способствующего раскрытию и расследованию преступного события, называется рефлексивным управлением.

Процесс формирования показаний. Сообщаемые на допросе сведе­ния должны анализироваться следователем путем сопоставления их с уже известными, установленными обстоятельствами, выделения в них внутренних противоречий, несоответствий ранее данным показа­ниям и др. Понятно, что имеющиеся в показаниях пробелы и неточно­сти не должны интерпретироваться следователем как сообщение лож­ных данных. Различные искажения возможны в показаниях и вполне

244_________________________________________________________

добросовестных лиц. Это вызвано разными объективными причинами и психологическими закономерностями, которые определяют содержа­ние будущих показаний от момента восприятия каких-либо обстоя­тельств до их передачи во время допроса.

Получение и накопление информации, составляющие психологиче­ский процесс формирования показаний, отличаются сложностью и уяз­вимостью со стороны целого ряда объективных и субъективных факто­ров. Начиная с ощущений, образующих в сознании целостный образ предметов и явлений, их осмысления, восприятие переводит их в долго­временную память, чему содействует их запоминание.

В ходе допроса необходимо учитывать объективные и субъективные факторы, затрудняющие получение полной и абсолютно достоверной информации о расследуемом преступлении. К объективным факторам относятся внешние условия восприятия и особенности воспринимаемых объектов. Имеются в виду быстротечность и неожиданность события, недостаточная освещенность, шум, неблагоприятные метеорологиче­ские условия (туман, снегопад, дождь, холод, сильный ветер), удален­ность воспринимаемых предметов и др.

К субъективным — физические дефекты, а также понижение воз­можностей восприятия органов чувств (по причине усталости, стресса, болезненных состояний, нервных расстройств, опьянения и проч.). Ис­кажения и пропуски восприятия могут появиться и вследствие преду­бежденности, симпатии и антипатии, особого отношения к участникам расследуемого события. Тогда происходящее воспринимается под уг­лом определенной установки, а действия тех или иных людей интерпре­тируются в зависимости от субъективного отношения к ним. В резуль­тате часть информации непроизвольно игнорируется или искажается.

Чтобы избежать ошибок при допросе и проверить достоверность полученных показаний, необходимо детально выяснять условия вос­приятия, ту реальную основу, на которой базируются сведения, сооб­щаемые допрашиваемым.

Запечатление и сохранение информации. Запоминание, как и воспри­ятие, является избирательным; оно зависит от целей, способов, мотивов деятельности, индивидуальных особенностей субъекта. Необычность, чрезвычайность случившегося, необходимость преодоления возникших препятствий, особое внимание к определенным обстоятельствам способ­ствуют непроизвольному запоминанию, не требующему волевых усилий со стороны наблюдателя. Полно и ярко, иногда на всю жизнь запоминает­ся то, что имеет для человека особо важное значение.

Не исключено, что свидетель-очевидец (потерпевший), понимая значимость криминального события, может поставить перед собой за­дачу — сохранить в памяти наиболее важные моменты воспринятого

_________________________________________________________ 245

(например, госномер автомобиля, внешность преступников). Такое за­поминание будет произвольным, преднамеренным.

Сохранение воспринятого зависит от времени, истекшего с момента происшествия, преобладания определенного вида памяти (образной, эмоциональной, логической), индивидуальных (в частности, половых, возрастных) особенностей и наличия дефектов психики. Забыванию нередко способствуют новые яркие впечатления, напряженная умствен­ная работа, важные события в личной жизни. Тогда возникает опасность наслоения впечатлений, их смешения, подмены нужных сведений теми, которые почерпнуты из разговоров, слухов.

Воспроизведение информации на допросе. Вызов лица на допрос служит определенным стимулом к припоминанию обстоятельств про­изошедшего. Человек мысленно возвращается к событиям прошлого, перебирает их в памяти, пытаясь определить, какие именно факты и детали интересуют следствие. Здесь возможно неосознанное восполне­ние некоторой части пробелов привычными представлениями о том, что должно было быть. Этот психологический феномен, именуемый «под­меной действительного обычным», необходимо учитывать при оценке полученных показаний.

Свидетель-очевидец и потерпевший нередко затрудняются изло­жить на допросе воспринятые обстоятельства полно и подробно, в том числе по причине страха перед преступником, боязни мести с его сто­роны. В подобных случаях следует убедить допрашиваемого, что его опасения неосновательны, разъяснить ему ключевые положения закона о защите свидетелей и потерпевших. Допросу может помешать волне­ние, вызванное необычной обстановкой и самой процедурой следствен­ного действия. Его рекомендуется снять беседой на нейтральные темы. Иногда не следует проводить допрос «по горячим следам»; лучше вы­ждать 2-3 дня, чтобы волнение улеглось, а воспринятая информация лучше отложилась в памяти.

Возможны дефекты восприятия информации вследствие поспеш­ности, необъективности следователя, увлечения одной версией. Ошибки могут быть вызваны и его недостаточной компетентностью в некоторых специальных вопросах. Тогда следователю необходимо ознакомиться со специальной литературой, пригласить на допрос специалиста.

У 4. В качестве свидетеля может быть допрошено лицо, которому известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по уголовному делу. Не подлежит допросу как свидетель судья, присяж­ный заседатель, защитник, адвокат, священнослужитель, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы об обстоятельствах, кото­рые стали им известными в связи с исполнением своих обязанностей. Человек имеет конституционное право не свидетельствовать против

246_________________________________________________________

самого себя, своего супруга (супруги) и других близких родственников. Если свидетель согласен дать показания, он должен быть предупреж­ден, что последние могут быть использованы в качестве доказательств и в том случае, если он впоследствии от них откажется.

Свидетели подразделяются на очевидцев, наблюдавших, как разви­валось расследуемое событие, и просто свидетелей, которые что-то знают о различных обстоятельствах (например, о подготовке к совер­шению преступления, сокрытии его следов, возможном местонахожде­нии скрывающегося преступника). Очевидцев в свою очередь можно разделить на активных и пассивных. Первые участвовали в пресечении преступления, задержании виновного лица, оказании помощи потер­певшему. Испытанное при этом психологическое напряжение может сказаться на качестве и полноте восприятия произошедшего, что следу­ет учитывать при их допросе. Пассивные очевидцы наблюдают за собы­тием со стороны. Однако на формирование их показаний могли повли­ять волнение, гнев, испуг, другие эмоции, вызванные совершаемым на их глазах преступлением.

В начале допроса свидетеля следователь должен установить с ним психологический контакт, общаясь уважительно, доброжелательно. Не лишним будет поблагодарить его за явку, готовность помочь следст­вию, разъяснить ему сущность ст. 307 и 308 УК РФ. Особенно четко предупреждение об уголовной ответственности за отказ от дачи показа­ний и за дачу заведомо ложных показаний должно быть сделано в от­ношении человека, могущего лжесвидетельствовать и умолчать об об­стоятельствах, важных для уголовного дела.

При допросе недобросовестного свидетеля, уклоняющегося от со­общения важных сведений, лгущего, важно выяснить мотивы занятой позиции и нейтрализовать их. Может сыграть роль обращение к поло­жительны чертам личности допрашиваемого, к его гражданскому долгу. К тактическим приемам допроса такого свидетеля относится детализа­ция показаний, особенно по второстепенным обстоятельствам и дета­лям, по которым трудно договориться заранее, а также выявление про-говорок, внутренних противоречий в показаниях, их несоответствия другим добытым доказательствам.

В стадии вопросов и ответов после фиксации полученных сведений допрашиваемому демонстрируются выявленные противоречия, предла­гается объяснить их причины. Ускорение темпа допроса при постанов­ке дополнительных, контрольных, уличающих вопросов, не позволяет допрашиваемому найти приемлемое объяснение противоречиям, имею­щимся в его показаниях, что беспокоит его, мешает сосредоточиться на сообщении заранее подготовленной ложной информации.

_________________________________________________________ 247

При допросе свидетелей и потерпевших очень важны тактические приемы, помогающие преодолеть добросовестное заблуждение, при­помнить забытые факты и обстоятельства произошедшего. В этом нередко помогает выяснение условий восприятия и субъективных воз­можностей допрашиваемого (тугоухость, близорукость, дальнозоркость, «куриная слепота» и др.). Припоминанию способствуют благоприятная атмосфера допроса, спокойный, деловой тон следователем. Допрос должен проводиться без спешки, заинтересованно.

Воспринятые факты и события запечатлеваются в памяти в опреде­ленной связи между собой, а также с предшествующими и последую­щими впечатлениями. Напоминание или воспоминание об одном из звеньев этой «цепочки» ассоциаций позволяет вспомнить необходимые сведения полнее и точнее. Большую роль в оживлении ассоциаций иг­рает эмоциональная память. Воспоминание о впечатлении или пережи­вании может воскресить в памяти подробности преступного события.

Ассоциации различаются по смежности во времени, пространстве, по сходству и контрасту. Для срабатывания ассоциации по времени допрашиваемому рекомендуют вести рассказ в том порядке, в котором развивались события, оттолкнувшись от какого-либо лично значимого обстоятельства. Активизировать ассоциативные связи помогают вопро­сы по смежным обстоятельствам, выяснение фактических данных, от­носящихся к предшествующим и последующим событиям (а что было перед этим? а что случилось после того, как…?), допрос в логической либо хронологической последовательности произошедшего. Чтобы определить продолжительность исследуемого обстоятельства, необхо­димо уточнить его развитие в деталях, выяснить время каждого эпизода и суммировать их.

Для использования пространственных ассоциаций рекомендуется предъявить предмет, связанный с расследуемым событием, фотосним­ки, видеозапись места происшествия. Возможен допрос на этом месте, использование различных планов, схем, моделей, макетов, особенно по делам о ДТП. Предложение нарисовать схему либо тот или иной пред­мет стимулирует мысленное возвращение к деталям, их лучшее припо­минание.

Ассоциации по сходству используются для того, чтобы активизиро­вать забытую фамилию, имя, кличку человека, детали его внешности. Здесь может помочь ознакомление с телефонным справочником, типа­ми и элементами внешности, фасонами одежды, справочниками холод­ного и огнестрельного оружия, атласами марок автомобилей и др. Ас­социации по контрасту возникают при противопоставлении различных предметов и явлений, резко отличающихся друг от друга.

248_________________________________________________________

Преодолеть добросовестное заблуждение, помочь допрашиваемому припомнить значимые для дела факты можно и путем предъявления доказательств, оглашения ранее полученных показаний, воспроизведе­ния фонограмм и видеозаписей допросов других лиц, проведения очных ставок. Могут быть предъявлены вещественные доказательства, различ­ные документы, проведено предъявление для опознания подозреваемых (обвиняемых) и орудий преступления.

Основные правила использования информации, имеющей доказа­тельственное значение. В допросе эта информация может быть ис­пользована только после завершения свободного рассказа и тогда, когда следователю не удалось другими средствами, описанными вы­ше, преодолеть добросовестное заблуждение допрашиваемого, по­мочь ему вспомнить забытое. Отличие допустимого вопроса от недо­пустимого, повторим, состоит в том, что в последнем содержится подсказка ответа, который желал бы получить допрашивающий. От­вет на наводящий вопрос полностью соответствует его содержанию, не выходит за его рамки, не имеет никакой дополнительной информа­ции. При допросе, запомните, важно не подтверждение допрашивае­мым сообщенных ему сведений, а получение от него новой доказа­тельственной информации.

Особенности тактики допроса потерпевших в первую очередь свя­заны со спецификой формирования их показаний. Потерпевший как субъект допроса занимает особое положение, определяемое теми пси­хологическими переживаниями и физическими страданиями, которые вызваны преступлением и его последствиями. Испытываемые им страх, боль, стресс, желание поскорее выйти из психотравмирующей ситуа­ции, возбуждение и напряжение, обусловленные попытками дать отпор преступнику, острые переживания создают своеобразное психическое состояние. И хотя нередко показания потерпевших бывают достаточно полными и достоверными, всегда следует учитывать, что потерпевший лично заинтересован в исходе дела.

Под влиянием острых переживаний потерпевшие не всегда могут вспомнить детали случившегося; потому первые их допросы нередко бывают более схематичными, чем последующие. Возможны и невос­полнимые потери из памяти сведений — амнезия, связанная с рассле­дуемым посягательством, вследствие шокового нервно-психического переживания. Амнезия может стать следствием потери сознания, нане­сения ударов по голове, лицу, переломов костей носа, сдавливания шеи, сопровождавшимися контузиями, сотрясением мозга, шоковыми со­стояниями.

_________________________________________________________ 249

В показаниях потерпевших встречаются: 1) преувеличение степени опасности, роста и силы нападавшего, понесенного ущерба и др.; 2) отсут­ствие детализации в первоначальных показаниях, их обобщенность; 3) пробелы при описании отдельных ключевых моментов произошед­шего; 4) заблуждение относительно развития событий, перестановка деталей, действий конкретных участников преступления. Это, однако, не препятствует использованию показаний для выяснения истинной картины произошедшего.

Тактические приемы допроса. Допрашивая потерпевших, необхо­димо в каждом случае учитывать причину психических переживаний и те факторы, которые обусловливают их психическое состояние. Реко­мендуется не слишком спешить с допросом (дать успокоиться), но и не откладывать его надолго (может забыть, перепутать, подвергнуться негативному влиянию со стороны преступника и его связей). Если до­прос потерпевшего отложить нельзя, то следует предусмотреть его по­вторный допрос после того, как переживаемые им чувства потеряют остроту, а память — временно утраченную способность к точному вос­произведению.

Для активизации мыслительной деятельности потерпевшего реко­мендуется подчеркнуть важность получения от него как можно более подробных сведений о преступлении и виновных лицах. Цель воспроиз­ведения полной, детальной и объективной информации должна оттес­нить на второй план переживания, мешающие допросу. В конце допроса целесообразно обговорить с потерпевшим наиболее удобный для него способ вызова на повторный допрос, объяснить его необходимость.

Оценивая показания, полученные от потерпевшего, нужно учиты­вать, что в ряде случаев он может намеренно умалчивать об отдельных обстоятельствах произошедшего, давать частично ложные показания, отказываться от дачи показаний либо изменять их в ходе предваритель­ного следствия и судебного разбирательства, а также сообщать полно­стью вымышленные сведения (например, при оговоре). Это может быть вызвано особыми отношениями потерпевшего с виновными лицами, их близким окружением, боязнью мести, запугиванием, а также желанием скрыть собственное неблаговидное (в том числе виктимное) поведе­ние — стяжательство, порочащая интимная связь и т.п.

Кроме того, на показания потерпевшего может повлиять неверие в способность правоохранительных органов установить истинную причи­ну произошедшего, найти и наказать виновных, обеспечить его личную безопасность. Тогда в ходе допроса следует использовать тактические приемы, направленные на преодоление лжи и получение правдивых пока­заний. Особенно важно выяснить мотивы и попытаться их преодолеть.

250_________________________________________________________

Контрольные вопросы

1. Каковы понятие, задачи и значение допроса?

2. Раскройте общие тактические положения производства допроса.

3. Что такое психологический контакт с допрашиваемым, как он ус­
танавливается?

4. В чем состоит подготовка к производству допроса?

5. Раскройте тактику допроса свидетелей.

6. В чем состоят особенности тактики допроса потерпевших?

Лекция 2 План лекции

'> 1. Тактические особенности допроса при участии защитника.

Наши рекомендации