Gt; 2. Общие тактические положения производства допроса
> 3. Психологические основы допроса.
> 4. Тактика допроса свидетелей и потерпевших.
Литература
1.Ищенко Е.П., Топорков А. А. Криминалистика: Учебник / Под ред.
Е.П. Ищенко. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА-М,
2007. С. 410-446.
2. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2005. С. 485-517.
3. Ищенко Е.П. Криминалистика: Краткий курс. — 2-е изд., испр. и
доп. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА-М, 2006.
С. 165-184.
4. Яблоков Н.П. Криминалистика. Учебник для вузов и юридических
факультетов. —М.: ЛексЭст, 2003. С. 238-252.
У 1. Допрос — самое первое по возникновению и самое распространенное следственное действие. Его суть заключается в получении от допрашиваемого показаний об обстоятельствах, подлежащих установлению и доказыванию по расследуемому уголовному делу. При кажущейся простоте допрос — очень трудоемкое, многоплановое, сложное следственное действие, требующее от следователя высокой профессиональной подготовки и мастерства. Для его эффективного проведения необходимо хорошо разбираться в психологии, уметь устанавливать доверительные отношения, варьировать тактические приемы и методы психологического воздействия с учетом складывающейся
_________________________________________________________ 239
ситуации, личности и процессуального статуса допрашиваемого, имеющихся в деле доказательств.
Общая задача допроса — получение от каждого из допрашиваемых всех известных ему достоверных сведений об обстоятельствах, при которых было совершено расследуемое преступление, и лицах, виновных в содеянном. Обеспечение полноты и достоверности получаемых сведений — трудная задача, ибо допрашиваемый, даже если он искренне желает изложить всю правду, не всегда в состоянии сделать это, вспомнить все важные обстоятельства. Кроме того, он не всегда понимает, какие именно факты и детали интересуют следователя. Допрашиваемый вполне может добросовестно заблуждаться относительно того, как в действительности развивалось преступное событие. Еще более трудна ситуация, когда он дает ложные показания, умалчивает об отдельных существенных обстоятельствах, отказывается от дачи показаний, стремится любым путем помешать следователю в выяснении истинной картины произошедшего. Это особенно характерно для пенитенциарных рецидивистов — членов организованных преступных формирований.
Показания допрашиваемого значимы не только тогда, когда они касаются основных, главных обстоятельств расследуемого преступления, но и когда они раскрывают детали, на первый взгляд, второстепенные. Сообщенная на допросе якобы незначительная информация, не имеющая доказательственного значения, может помочь установить важных свидетелей, данные об их личности, выявить противоречия в показаниях других лиц, заполнить пробелы в доказательственном материале.
У 2. Виды допроса различаются в зависимости от процессуального положения допрашиваемого. Это допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, специалиста, эксперта. В зависимости от возраста различаются допросы взрослых, несовершеннолетних, малолетних, престарелых. В зависимости от последовательности проведения — первичные, повторные и дополнительные допросы. По субъекту проведения — допрос, проводимый следователем, дознавателем, прокурором, начальником следственного подразделения, судьей. Особой разновидностью является допрос на очной ставке. По достоверности получаемых сведений различают допрос лица, дающего правдивые показания, и допрос человека, который заведомо лжет. Показания субъекта, рассказывающего правду, могут подразделяться на достоверные, соответствующие объективной действительности, и недостоверные, когда в зависимости от различных причин в показаниях имеются неточности, искажения, пробелы. С учетом складывающихся между следователем и допрашиваемым взаимоотношений различаются допросы в конфликтной и бесконфликтной ситуациях.
240_________________________________________________________
Стадии допроса. Общие правила проведения допроса установлены ст. 189 УПК РФ. Выделяются четыре основных стадии допроса: предварительная, свободного рассказа, вопросно-ответная и заключительная.
На предварительной стадии следователь удостоверяется в личности допрашиваемого лица, заполняет анкетную часть протокола, разъясняет лицу его права и обязанности. Эта стадия помогает ознакомиться с личностными особенностями допрашиваемого, составить о нем общее впечатление, выяснить его позицию и установить с ним психологический контакт.
Стадия свободного рассказа предполагает изложение допрашиваемым тех обстоятельств, в связи с которыми он вызван для дачи показаний. На этой стадии не рекомендуется без крайней необходимости перебивать рассказ, даже если он явно уклонился от темы допроса. Необходимо дать ему выговориться, что в ряде случаев позволяет следователю узнать о таких обстоятельствах, о которых он даже не подозревал. В вопросно-ответной стадии следователь задает допрашиваемому, отправляясь от полученной в ходе свободного рассказа информации, уточняющие, дополняющие, напоминающие, конкретизирующие, контрольные вопросы, предъявляет (в случае необходимости) доказательства. Вопросы должны ставиться в понятной, однозначной форме и не содержать скрытой подсказки ответа. Иными словами, наводящие вопросы недопустимы.
Ход и результаты проведенного допроса процессуально оформляются на его заключительной стадии. Протокол допроса составляется в соответствии со ст. 166, 167 и 190 УПК РФ, содержащими в общей сложности 22 пункта.
Подготовка к допросу является необходимым условием получения от допрашиваемого лица полных и достоверных показаний. Она включает:
• тщательное изучение с этой целью материалов расследуемого
уголовного дела;
• определение предмета допроса, т.е. круга обстоятельств, о ко
торых нужно получить показания;
• анализ психологических особенностей допрашиваемого, его ха
рактера, морально-волевых установок, отношения к расследуемому
делу и взаимоотношений с основными участниками процесса, прежде
всего с обвиняемым (подозреваемым) и потерпевшим;
• изучение собранных по делу доказательств, их оценку, подго
товку к использованию в ходе допроса;
• обеспечение участия в допросе предусмотренных законом лиц
(защитника, педагога, законного представителя несовершеннолетнего,
переводчика, специалиста и др.);
_________________________________________________________ 241
• проверку готовности технико-криминалистических средств фиксации речевой информации.
Готовясь к допросу, следователь должен заранее продумать формулировки вопросов, а также последовательность их постановки. Ему нужно как можно точнее спрогнозировать реакции допрашиваемого на предъявление того или иного доказательства (например, уличающего его во лжи), предусмотреть собственные убедительные аргументы, если допрашиваемый попытается опровергнуть или опорочить предъявленные доказательства.
Когда по делу необходимо провести допросы нескольких лиц, важно определить, в какой последовательности. Существует криминалистическое правило: первыми допрашиваются те лица, которые располагают наиболее важными сведениями (о сути произошедшего, свидетелях-очевидцах, других ценных источниках доказательственной информации) или вследствие разных причин могут забыть отдельные обстоятельства и детали произошедшего (например, из-за болезненного состояния, престарелого возраста, малолетства). Раньше других рекомендуется допрашивать лиц, находящихся в какой-либо зависимости от подозреваемого (обвиняемого), чтобы последний не успел на них повлиять. Не следует торопиться с допросами тех лиц, которые могут передать подозреваемому, что его персоной интересуется следователь.
При наличии нескольких обвиняемых первыми допрашиваются те, от кого предполагается получить более правдивые показания. Имеются в виду субъекты, которые играли в совершенном преступлении малозначительную роль, ранее к уголовной ответственности не привлекались, а также те, виновность которых подкреплена убедительными и достоверными доказательствами.
Немаловажен также способ и порядок вызова на допрос (по телефону, повесткой, через родственников, знакомых). Нужно заранее определить время, которое будет затрачено на допрос и сопутствующие формальности. Если намечается проведение нескольких допросов, то следует спланировать их так, чтобы допрашиваемые не маялись ожиданием в коридоре. Это позволит исключить возможность их нежелательного общения между собой.
Завершается подготовка к допросу составлением письменного плана, в котором отмечается время, задачи, круг вопросов, подлежащих выяснению, последовательность их постановки, вещественные, письменные и иные доказательства, намеченные к предъявлению, и др.
У 3. Допрос, будучи регламентированной законом специфической формой общения, может проходить в русле либо сотрудничества, либо противостояния и даже психологической борьбы. Общение на допросе
242_________________________________________________________
проявляется во взаимодействии, в котором могут участвовать и другие лица (переводчик, адвокат, педагог, специалист и пр.). При этом происходит обмен информацией, взаимное влияние, обоюдная оценка, формирование позиций, убеждений, установок. Ведущая роль в таком взаимодействии должна принадлежать лицу, производящему допрос.
Руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства и рекомендациями криминалистики, следователь определяет порядок производства допроса, корректирует действия других лиц, степень их участия, обеспечивая при этом получение от допрашиваемого лица тех сведений о расследуемом преступном событии, которыми тот располагает. Стремясь получить как можно более полные и правдивые показания, следователь из тактических соображений до поры до времени не афиширует собственную осведомленность в деталях произошедшего, сообщая дозированно лишь те сведения, которые он считает целесообразным использовать на данной стадии допроса.
Психологический контакт. Особую роль в обеспечении результативности допроса играет его коммуникативная сторона — общая благоприятная для общения психологическая атмосфера, наличие взаимопонимания, стремления к продуктивному общению. Психологический контакт — это такой уровень взаимоотношений при допросе (либо другом следственном действии), при котором участвующие в нем субъекты могут и желают воспринимать информацию, исходящую друг от друга. Установление контакта состоит в создании благоприятной психологической атмосферы следственного действия, при которой противоположная сторона внутренне готова участвовать в диалоге, выслушивать и обдумывать вопросы, воспринимать доводы и аргументы, предъявляемые доказательства даже в условиях конфликтной следственной ситуации, когда она намеревалась скрыть истинные обстоятельства произошедшего, сообщить ложную информацию, помешать следователю разобраться во всем досконально.
Установлению психологического контакта благоприятствуют коммуникабельность следователя, его способность располагать к себе людей, умение учитывать индивидуальные особенности допрашиваемых (возраст, уровень развития, характер, круг интересов, отношение к расследуемому делу, психологический настрой и др.), находить верный тон, пробуждать желание к правдивости. Установлению психологического контакта очень способствуют доброжелательность и корректность следователя, его объективное, непредвзятое отношение, готовность и умение внимательно выслушать допрашиваемого, исключить напряженность, связанную с официальной обстановкой и другими негативными факторами.
_________________________________________________________ 243
Психическое воздействие на допрашиваемого применяется в ситуациях психологического противоборства, когда он не просто умалчивает об известных ему обстоятельствах содеянного, но дает ложные показания, пытается сбить следователя с правильного пути, т.е. противодействует выявлению истинной картины расследуемого преступления.
Сущность психического воздействия состоит в использовании тактических приемов, обеспечивающих наиболее эффективную форму предъявления доказательственных материалов, а также направленных на изменение хода психических процессов, субъективной позиции допрашиваемого, на убеждение его в необходимости дать показания, соответствующие действительности.
Психическое воздействие должно осуществляться в строгих рамках закона. УПК РФ (ст. 164, 302) запрещает домогаться нужных показаний путем насилия, угроз, шантажа, иных незаконных действий. Недопустимы тактические приемы, основанные на обмане, сообщении заведомо ложных сведений, использовании низменных побуждений допрашиваемого. Особое значение следователь должен придавать методу убеждения, сущность которого состоит в воздействии на сознание допрашиваемого, обращении к его собственному критическому суждению. Предварительный отбор и логическое упорядочение имеющихся фактов и аргументов, их предъявление в оптимальной последовательности предопределяют успешность психического воздействия, изменение установки противоборства со следователем на установку взаимодействия с ним.
Оказывая психическое воздействие, следователь обязательно использует рефлексивные рассуждения, в которых с учетом эмоциональных, интеллектуальных, волевых качеств, психологических свойств и состояния допрашиваемого предвосхищает ход его мысли по поводу тех доказательств, которые, как считает допрашиваемый, может использовать следователь. Моделируя рассуждения допрашиваемого, его выводы и возможную линию поведения на допросе, следователь избирает оптимальные способы оперирования имеющимися доказательствами и информацией. Сообщение допрашиваемому фактических оснований для принятия им решения, способствующего раскрытию и расследованию преступного события, называется рефлексивным управлением.
Процесс формирования показаний. Сообщаемые на допросе сведения должны анализироваться следователем путем сопоставления их с уже известными, установленными обстоятельствами, выделения в них внутренних противоречий, несоответствий ранее данным показаниям и др. Понятно, что имеющиеся в показаниях пробелы и неточности не должны интерпретироваться следователем как сообщение ложных данных. Различные искажения возможны в показаниях и вполне
244_________________________________________________________
добросовестных лиц. Это вызвано разными объективными причинами и психологическими закономерностями, которые определяют содержание будущих показаний от момента восприятия каких-либо обстоятельств до их передачи во время допроса.
Получение и накопление информации, составляющие психологический процесс формирования показаний, отличаются сложностью и уязвимостью со стороны целого ряда объективных и субъективных факторов. Начиная с ощущений, образующих в сознании целостный образ предметов и явлений, их осмысления, восприятие переводит их в долговременную память, чему содействует их запоминание.
В ходе допроса необходимо учитывать объективные и субъективные факторы, затрудняющие получение полной и абсолютно достоверной информации о расследуемом преступлении. К объективным факторам относятся внешние условия восприятия и особенности воспринимаемых объектов. Имеются в виду быстротечность и неожиданность события, недостаточная освещенность, шум, неблагоприятные метеорологические условия (туман, снегопад, дождь, холод, сильный ветер), удаленность воспринимаемых предметов и др.
К субъективным — физические дефекты, а также понижение возможностей восприятия органов чувств (по причине усталости, стресса, болезненных состояний, нервных расстройств, опьянения и проч.). Искажения и пропуски восприятия могут появиться и вследствие предубежденности, симпатии и антипатии, особого отношения к участникам расследуемого события. Тогда происходящее воспринимается под углом определенной установки, а действия тех или иных людей интерпретируются в зависимости от субъективного отношения к ним. В результате часть информации непроизвольно игнорируется или искажается.
Чтобы избежать ошибок при допросе и проверить достоверность полученных показаний, необходимо детально выяснять условия восприятия, ту реальную основу, на которой базируются сведения, сообщаемые допрашиваемым.
Запечатление и сохранение информации. Запоминание, как и восприятие, является избирательным; оно зависит от целей, способов, мотивов деятельности, индивидуальных особенностей субъекта. Необычность, чрезвычайность случившегося, необходимость преодоления возникших препятствий, особое внимание к определенным обстоятельствам способствуют непроизвольному запоминанию, не требующему волевых усилий со стороны наблюдателя. Полно и ярко, иногда на всю жизнь запоминается то, что имеет для человека особо важное значение.
Не исключено, что свидетель-очевидец (потерпевший), понимая значимость криминального события, может поставить перед собой задачу — сохранить в памяти наиболее важные моменты воспринятого
_________________________________________________________ 245
(например, госномер автомобиля, внешность преступников). Такое запоминание будет произвольным, преднамеренным.
Сохранение воспринятого зависит от времени, истекшего с момента происшествия, преобладания определенного вида памяти (образной, эмоциональной, логической), индивидуальных (в частности, половых, возрастных) особенностей и наличия дефектов психики. Забыванию нередко способствуют новые яркие впечатления, напряженная умственная работа, важные события в личной жизни. Тогда возникает опасность наслоения впечатлений, их смешения, подмены нужных сведений теми, которые почерпнуты из разговоров, слухов.
Воспроизведение информации на допросе. Вызов лица на допрос служит определенным стимулом к припоминанию обстоятельств произошедшего. Человек мысленно возвращается к событиям прошлого, перебирает их в памяти, пытаясь определить, какие именно факты и детали интересуют следствие. Здесь возможно неосознанное восполнение некоторой части пробелов привычными представлениями о том, что должно было быть. Этот психологический феномен, именуемый «подменой действительного обычным», необходимо учитывать при оценке полученных показаний.
Свидетель-очевидец и потерпевший нередко затрудняются изложить на допросе воспринятые обстоятельства полно и подробно, в том числе по причине страха перед преступником, боязни мести с его стороны. В подобных случаях следует убедить допрашиваемого, что его опасения неосновательны, разъяснить ему ключевые положения закона о защите свидетелей и потерпевших. Допросу может помешать волнение, вызванное необычной обстановкой и самой процедурой следственного действия. Его рекомендуется снять беседой на нейтральные темы. Иногда не следует проводить допрос «по горячим следам»; лучше выждать 2-3 дня, чтобы волнение улеглось, а воспринятая информация лучше отложилась в памяти.
Возможны дефекты восприятия информации вследствие поспешности, необъективности следователя, увлечения одной версией. Ошибки могут быть вызваны и его недостаточной компетентностью в некоторых специальных вопросах. Тогда следователю необходимо ознакомиться со специальной литературой, пригласить на допрос специалиста.
У 4. В качестве свидетеля может быть допрошено лицо, которому известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по уголовному делу. Не подлежит допросу как свидетель судья, присяжный заседатель, защитник, адвокат, священнослужитель, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы об обстоятельствах, которые стали им известными в связи с исполнением своих обязанностей. Человек имеет конституционное право не свидетельствовать против
246_________________________________________________________
самого себя, своего супруга (супруги) и других близких родственников. Если свидетель согласен дать показания, он должен быть предупрежден, что последние могут быть использованы в качестве доказательств и в том случае, если он впоследствии от них откажется.
Свидетели подразделяются на очевидцев, наблюдавших, как развивалось расследуемое событие, и просто свидетелей, которые что-то знают о различных обстоятельствах (например, о подготовке к совершению преступления, сокрытии его следов, возможном местонахождении скрывающегося преступника). Очевидцев в свою очередь можно разделить на активных и пассивных. Первые участвовали в пресечении преступления, задержании виновного лица, оказании помощи потерпевшему. Испытанное при этом психологическое напряжение может сказаться на качестве и полноте восприятия произошедшего, что следует учитывать при их допросе. Пассивные очевидцы наблюдают за событием со стороны. Однако на формирование их показаний могли повлиять волнение, гнев, испуг, другие эмоции, вызванные совершаемым на их глазах преступлением.
В начале допроса свидетеля следователь должен установить с ним психологический контакт, общаясь уважительно, доброжелательно. Не лишним будет поблагодарить его за явку, готовность помочь следствию, разъяснить ему сущность ст. 307 и 308 УК РФ. Особенно четко предупреждение об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний должно быть сделано в отношении человека, могущего лжесвидетельствовать и умолчать об обстоятельствах, важных для уголовного дела.
При допросе недобросовестного свидетеля, уклоняющегося от сообщения важных сведений, лгущего, важно выяснить мотивы занятой позиции и нейтрализовать их. Может сыграть роль обращение к положительны чертам личности допрашиваемого, к его гражданскому долгу. К тактическим приемам допроса такого свидетеля относится детализация показаний, особенно по второстепенным обстоятельствам и деталям, по которым трудно договориться заранее, а также выявление про-говорок, внутренних противоречий в показаниях, их несоответствия другим добытым доказательствам.
В стадии вопросов и ответов после фиксации полученных сведений допрашиваемому демонстрируются выявленные противоречия, предлагается объяснить их причины. Ускорение темпа допроса при постановке дополнительных, контрольных, уличающих вопросов, не позволяет допрашиваемому найти приемлемое объяснение противоречиям, имеющимся в его показаниях, что беспокоит его, мешает сосредоточиться на сообщении заранее подготовленной ложной информации.
_________________________________________________________ 247
При допросе свидетелей и потерпевших очень важны тактические приемы, помогающие преодолеть добросовестное заблуждение, припомнить забытые факты и обстоятельства произошедшего. В этом нередко помогает выяснение условий восприятия и субъективных возможностей допрашиваемого (тугоухость, близорукость, дальнозоркость, «куриная слепота» и др.). Припоминанию способствуют благоприятная атмосфера допроса, спокойный, деловой тон следователем. Допрос должен проводиться без спешки, заинтересованно.
Воспринятые факты и события запечатлеваются в памяти в определенной связи между собой, а также с предшествующими и последующими впечатлениями. Напоминание или воспоминание об одном из звеньев этой «цепочки» ассоциаций позволяет вспомнить необходимые сведения полнее и точнее. Большую роль в оживлении ассоциаций играет эмоциональная память. Воспоминание о впечатлении или переживании может воскресить в памяти подробности преступного события.
Ассоциации различаются по смежности во времени, пространстве, по сходству и контрасту. Для срабатывания ассоциации по времени допрашиваемому рекомендуют вести рассказ в том порядке, в котором развивались события, оттолкнувшись от какого-либо лично значимого обстоятельства. Активизировать ассоциативные связи помогают вопросы по смежным обстоятельствам, выяснение фактических данных, относящихся к предшествующим и последующим событиям (а что было перед этим? а что случилось после того, как…?), допрос в логической либо хронологической последовательности произошедшего. Чтобы определить продолжительность исследуемого обстоятельства, необходимо уточнить его развитие в деталях, выяснить время каждого эпизода и суммировать их.
Для использования пространственных ассоциаций рекомендуется предъявить предмет, связанный с расследуемым событием, фотоснимки, видеозапись места происшествия. Возможен допрос на этом месте, использование различных планов, схем, моделей, макетов, особенно по делам о ДТП. Предложение нарисовать схему либо тот или иной предмет стимулирует мысленное возвращение к деталям, их лучшее припоминание.
Ассоциации по сходству используются для того, чтобы активизировать забытую фамилию, имя, кличку человека, детали его внешности. Здесь может помочь ознакомление с телефонным справочником, типами и элементами внешности, фасонами одежды, справочниками холодного и огнестрельного оружия, атласами марок автомобилей и др. Ассоциации по контрасту возникают при противопоставлении различных предметов и явлений, резко отличающихся друг от друга.
248_________________________________________________________
Преодолеть добросовестное заблуждение, помочь допрашиваемому припомнить значимые для дела факты можно и путем предъявления доказательств, оглашения ранее полученных показаний, воспроизведения фонограмм и видеозаписей допросов других лиц, проведения очных ставок. Могут быть предъявлены вещественные доказательства, различные документы, проведено предъявление для опознания подозреваемых (обвиняемых) и орудий преступления.
Основные правила использования информации, имеющей доказательственное значение. В допросе эта информация может быть использована только после завершения свободного рассказа и тогда, когда следователю не удалось другими средствами, описанными выше, преодолеть добросовестное заблуждение допрашиваемого, помочь ему вспомнить забытое. Отличие допустимого вопроса от недопустимого, повторим, состоит в том, что в последнем содержится подсказка ответа, который желал бы получить допрашивающий. Ответ на наводящий вопрос полностью соответствует его содержанию, не выходит за его рамки, не имеет никакой дополнительной информации. При допросе, запомните, важно не подтверждение допрашиваемым сообщенных ему сведений, а получение от него новой доказательственной информации.
Особенности тактики допроса потерпевших в первую очередь связаны со спецификой формирования их показаний. Потерпевший как субъект допроса занимает особое положение, определяемое теми психологическими переживаниями и физическими страданиями, которые вызваны преступлением и его последствиями. Испытываемые им страх, боль, стресс, желание поскорее выйти из психотравмирующей ситуации, возбуждение и напряжение, обусловленные попытками дать отпор преступнику, острые переживания создают своеобразное психическое состояние. И хотя нередко показания потерпевших бывают достаточно полными и достоверными, всегда следует учитывать, что потерпевший лично заинтересован в исходе дела.
Под влиянием острых переживаний потерпевшие не всегда могут вспомнить детали случившегося; потому первые их допросы нередко бывают более схематичными, чем последующие. Возможны и невосполнимые потери из памяти сведений — амнезия, связанная с расследуемым посягательством, вследствие шокового нервно-психического переживания. Амнезия может стать следствием потери сознания, нанесения ударов по голове, лицу, переломов костей носа, сдавливания шеи, сопровождавшимися контузиями, сотрясением мозга, шоковыми состояниями.
_________________________________________________________ 249
В показаниях потерпевших встречаются: 1) преувеличение степени опасности, роста и силы нападавшего, понесенного ущерба и др.; 2) отсутствие детализации в первоначальных показаниях, их обобщенность; 3) пробелы при описании отдельных ключевых моментов произошедшего; 4) заблуждение относительно развития событий, перестановка деталей, действий конкретных участников преступления. Это, однако, не препятствует использованию показаний для выяснения истинной картины произошедшего.
Тактические приемы допроса. Допрашивая потерпевших, необходимо в каждом случае учитывать причину психических переживаний и те факторы, которые обусловливают их психическое состояние. Рекомендуется не слишком спешить с допросом (дать успокоиться), но и не откладывать его надолго (может забыть, перепутать, подвергнуться негативному влиянию со стороны преступника и его связей). Если допрос потерпевшего отложить нельзя, то следует предусмотреть его повторный допрос после того, как переживаемые им чувства потеряют остроту, а память — временно утраченную способность к точному воспроизведению.
Для активизации мыслительной деятельности потерпевшего рекомендуется подчеркнуть важность получения от него как можно более подробных сведений о преступлении и виновных лицах. Цель воспроизведения полной, детальной и объективной информации должна оттеснить на второй план переживания, мешающие допросу. В конце допроса целесообразно обговорить с потерпевшим наиболее удобный для него способ вызова на повторный допрос, объяснить его необходимость.
Оценивая показания, полученные от потерпевшего, нужно учитывать, что в ряде случаев он может намеренно умалчивать об отдельных обстоятельствах произошедшего, давать частично ложные показания, отказываться от дачи показаний либо изменять их в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства, а также сообщать полностью вымышленные сведения (например, при оговоре). Это может быть вызвано особыми отношениями потерпевшего с виновными лицами, их близким окружением, боязнью мести, запугиванием, а также желанием скрыть собственное неблаговидное (в том числе виктимное) поведение — стяжательство, порочащая интимная связь и т.п.
Кроме того, на показания потерпевшего может повлиять неверие в способность правоохранительных органов установить истинную причину произошедшего, найти и наказать виновных, обеспечить его личную безопасность. Тогда в ходе допроса следует использовать тактические приемы, направленные на преодоление лжи и получение правдивых показаний. Особенно важно выяснить мотивы и попытаться их преодолеть.
250_________________________________________________________
Контрольные вопросы
1. Каковы понятие, задачи и значение допроса?
2. Раскройте общие тактические положения производства допроса.
3. Что такое психологический контакт с допрашиваемым, как он ус
танавливается?
4. В чем состоит подготовка к производству допроса?
5. Раскройте тактику допроса свидетелей.
6. В чем состоят особенности тактики допроса потерпевших?
Лекция 2 План лекции
'> 1. Тактические особенности допроса при участии защитника.