Саморазвитие как высшая форма развития
Саморазвитие в современной психологии обычно рассматривается в одном ряду с такими феноменами, как субъект, субъективность, субъектностъ, личностный рост (В.И. Слободчиков, В. А. Петровский, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский и др.). П0-видимому, психология уже не может развиваться без принятия того, что человек является не только объектом влияния различных биологических и социальных факторов, но и субъектом (т.е. носителем активности). В понятии «субъект» акцентируется в первую очередь активное начало человека, реализуя которое, он осуществляет свои реальные отношения с действительностью.
Рассмотрим это подробнее с помощью схемы, предложенной Ю. В. Слюсаревым [10]. Он вводит понятие «пси-пространства» как некоторого конечного множества факторов, влияющих на человека, и строит в этом пространстве координатную плоскость, осями которой являются факторы внешние, внутренние, природные, социальные, а в центре координатной плоскости находится сам человек.
Автор определяет три формы развития: созревание, формирование и саморазвитие.
Данные формы развития можно определить следующим образом. Созревание свойственно как животным, так и человеку. Оно обеспечивается генетической программой индивида, а доминирует в пренатальный период и в первые годы жизни. Формирование также свойственно животным и человеку. Оно определяет ту часть развития, которая осуществляется под воздействием внешних факторов. Влияние его преобладает с первых лет жизни до возникновения субъектности. В отличие от других форм саморазвитие, присущее только человеку, начинает проявляться с возникновения у него субъектности, возможности развития с опорой на внутреннюю активность личности.
Переход одной формы развития в другую обусловливается сменой детерминации развития. Поэтому в случае саморазвития можно говорить о самодетерминации, т.е. о преобладании внутренней детерминации над внешней, которое раскрывается в двух аспектах.
1. Внешние и межсистемные противоречия, лишь порождая внутренние противоречия, могут выступать причинным фактором развития (С.Л. Рубинштейн первым из психологов осознал это на общефилософском уровне). Даже когда человек находится под влиянием сильных психосоциальных факторов, его внутренние механизмы и ощущения препятствуют непосредственному механическому воздействию на психику (например, гипноз).
2. Внутренний источник активности и развития хотя и формируется под влиянием социальных и биологических факторов, но сам преобразует внешние детерминанты.
Это подтверждается множеством примеров:
формирование малой среды (ближайшая среда общения и деятельности) — изменение факторов;
ограничение себя в пище и отдыхе (пост, аскетизм, творческое вдохновение) — изменение факторов;
смена места проживания — изменение факторов.
Следовательно, в активности происходит как бы двойное освобождение субъекта — от состояний ближайшей ему среды и от его же собственных простейших потребностей. Рассмотрим подробнее обусловленность саморазвития условиями жизнедеятельности. Как отмечает Л.И.Анцыферова, любые социальные воздействия могут выступать как факторы:
1) актуализирующие, поддерживающие, стимулирующие, направляющие;
2) тормозящие, блокирующие, деформирующие психологические усилия личности [11].
Основное психологическое условие, определяющее степень эффективности различных социальных воздействий на человека, — уровень психической активности: различные социальные воздействия оказываются эффективными в той мере, в какой они входят в структуру личностно-значимой задачи и в зависимости от того, какое место они занимают в ней. Это же можно применить к образованию и обучению: человек на любой стадии психического развития не только управляется извне с помощью педагогических воздействий, но и активно их преобразует с учетом уже имеющегося у него субъективного опыта.
Психологическая роль социальных взаимодействий в саморазвитии состоит в том, что:
это первоначальная детерминация личности (основа саморазвития);
социально-экономические условия семьи, уровень и особенности социокультурного развития среды, жизнедеятельности определяют возможности развития личности ребенка, влияют на область и время возникновения саморазвития.
Кроме того, как мы это увидим далее, взаимодействие с социальной средой служит источником пополнения опыта, важного для дальнейшего развития.
Многие исследователи рассматривают детерминацию, не включая ее в модель саморазвития. Впервые попытку соединить эти два аспекта предпринял Л.М. Попов [12], хотя он и рассматривал детерминацию как обрамление своего комплекса. Роль детерминации в том, что она придает внутренним процессам в каждом случае:
индивидуальное своеобразие;
положительную или отрицательную окраску;
изменяющуюся направленность действия как вовне, так и внутри самого человека.
В ней можно выделить три компонента:
г) характер причинно-следственных связей. С одной стороны, любое следствие может иметь прямую причину, но зачастую следствие возникает как результат многих событий, сменяющих друг друга. Оно возникает тогда, когда эта информация достигает критической массы;
2) общение;
3) опосредующие звенья (например, знаки и знаковые системы).
Главное отличие выделенных компонентов в том, что они являются механизмами интериоризации — перехода внешнего во внутреннее. Кроме того, необходимо выделить в отдельную структуру внутреннюю (или «собственно психологическую») детерминацию. Это характерная особенность данной модели, так как все остальные исследователи не разделяют саморазвитие и внутреннюю детерминацию.
Итак, можно сделать вывод, что саморазвитие является формой развития, которая возникает, сменяя формирование, и определяется той основой, которую задает предыдущее развитие.
Отличительными чертами саморазвития можно считать следующие характеристики: существует внутренний источник активности; человек может изменять внешнюю детерминацию и создавать себе среду развития. Таким образом, саморазвитие — это форма развития, двигателем которого выступает сам субъект.
Определив содержание феномена саморазвития, обратимся к обсуждению того, что является его итогом, какому уровню организации человека он соответствует. Как уже отмечалось, в период созревания человек развивается как биологический индивид.
Следующая форма развития (формирование) трактуется по-разному. Современные исследователи оказываются перед дилеммой: с одной стороны, всеми признается важная роль среды в развитии человека, а с другой — до сих пор не решен вопрос, какому уровню организации человека соответствуют изменения, порождаемые внешними факторами. Для преодоления этого противоречия необходимо рассмотреть процесс социализации. Если выделить из этого процесса саморазвитие (которое хоть и отмечается исследователями как часть социализации, но редко описывается как отдельный фактор), то можно ввести понятие «социальный индивид» (по В.В.Столину) как итог процесса формирования, т. е. у человека формируется «некоторая совокупность психологических черт, установок, знаний, способностей, позволяющих ему соответствовать существующим общественным отношениям» [13].
Какому же уровню организации человека соответствует саморазвитие? Можно сказать, что оно относится к интериоризированному социальному уровню, имеющему свой внутренний источник активности.
Этот источник активности может быть представлен в двух аспектах.
1. Противоречие, порождаемое во внутреннем внешними воздействиями (они же являются движущими силами саморазвития); противоречие между Я-реальным и Я-идеальным или Я-зеркаль-ным (Я в глазах других); противоречие между способностями и возможностями, которые предоставляет среда; противоречие между «могу» и «хочу» или «между рефлексией и инициативой» [12].
Еще одним, может быть, самым главным противоречием является то, что человек — это двойственное, духовно-материальное, конечно-бесконечное, вневременно-временное существо, вечно стремящееся выйти за свои пределы (отсюда потребность в развитии).
2. Субъект, по определению В. А. Петровского, сам является causa sui — «причина себя». «Субъектность позволяет представить человека как пристрастного сценариста своих действий (на высших уровнях развития — даже режиссера), которому присущи и определенные предпочтения, и мировоззренческие позиции, и целеустремленность преобразования» [14]. Следует остановиться на дифференциации понятий «субъектность» и «субъективность». Субъектность — это содержательно-действенная характеристика активности, подчеркивающая интенциональность субъекта, а субъективность — это своеобразие результатов отображения человеком внешних условий и психических процессов. Многое ему дано в уникальной, ему одному доступной форме.
Рассмотренные аспекты источника активности взаимосвязаны, так как решая важные для себя противоречия, человек становится субъектом своего развития и, наоборот, только будучи субъектом, он может осознать эти противоречия.
Вернемся к вопросу о том, что является субъектом саморазвития. По мнению В. В. Столина, высшему уровню соответствует личность [13]. Это же подтверждает Л.И. Анцыферова, по мнению которой личность созидает себя, личность — субъект собственного развития. Отсюда следует, что саморазвитие и личностное развитие — это один и тот же процесс. Но тогда следует развести понятия «личностное развитие» и «психическое развитие». Как отмечают В.А. Петровский и М.Г. Ярошевский, в литературе приводится ряд концепций возрастного развития без дифференциации предметов анализа — психического и личностного типов развития. В 1993 г. В. А. Петровский предложил развести проблемы развития индивида и развития личности: процесс развития психики является важнейшим компонентом (стороной, аспектом) развития человека, включенного в систему социальных отношений, однако развитие личности этим не исчерпывается [14].
Говоря о личностном развитии, в отличие от многих других подходов к этой теме мы акцентируем внимание на активности личности и выявляем не то, что влияет на ее развитие (общность, коллектив и др.), а механизмы ее саморазвития.
Итак, можно сделать вывод о том, что три типа развития одновременно присутствуют на каждом этапе развития, но доминирует только один из них, создавая определенный уровень организации человека: созревание — биологический индивид; формирование — социальный индивид; саморазвитие — личность.
При этом, как справедливо утверждает Г. А. Цукерман, хотя процесс саморазвития и начинается вместе с жизнью, человек — нередко всю жизнь — не становится его субъектом [15].
Для того чтобы этого не произошло, необходима целенаправленная поддержка развитию субъектности человека. Как она должна осуществляться? Безусловно, с опорой на ту или иную модель саморазвития. В описании моделей большинство авторов представляют этапы саморазвития и механизм. В отношении механизма саморазвития все единодушно признают личностную рефлексию, в содержании же и последовательности этапов имеются существенные расхождения. Так, Н. Г. Григорьева представляет следующую модель: рефлексия и самооценка, формирование потребностей в самовоспитании, программирование саморазвития, самокоррекция и самовоздействие, самоконтроль, рефлексия и самооценка [16]. Н. Р. Битянова в процессе саморазвития выделяет четыре процесса, которые сменяют друг друга: самопознание, самопобуждение, программирование личностного и профессионального роста, самореализация [17].
В литературе описаны и другие модели саморазвития, но, как нам кажется, для переноса модели на реальную жизнь они слишком трудны.
Пока же отметим, что главная особенность саморазвития состоит в том, что необходимые изменения личности наступают по ее собственной воле, личность ответственна за свое развитие. Таким образом, саморазвитие — это бесконечный многомерный и индивидуальный процесс.