Бесприданница” как психологическая драма.

А. Н. Островский (1823-1886).

Оглавление

А. Н. Островский (1823-1886). 1

Технологическая карта: 1

Художественные тексты для прочтения (общий список): 1

Тематика лекционных занятий. 2

План практических занятий: 3

Конспектирование: 4

Список для обязательного конспектирования: 4

Дополнительный список: 5

Темы для спецвопросов: 7

Вопросы для собеседования. 8

Технологическая карта:

Чтение художественных текстов: 5 — 15;

Конспектирование: 2 — 5;

Самостоятельная работа (по материалам лекционных и практических занятий): 1 — 5;

Спецвопрос (Индивидуальное задание берётся по инициативе студента): 5

Итого: 8 (минимум), 25 (максимум).

Художественные тексты для прочтения (общий список):

Свои люди – сочтемся! Не так живи, как хочется. Доходное место. Гроза. На всякого мудреца довольно простоты. Лес. Снегурочка. Бесприданница. Без вины виноватые.

Обязательный минимум(5 баллов):

Свои люди – сочтемся!

Гроза.

Лес.

Бесприданница.

Список для прочтения(10 баллов):

Свои люди – сочтемся!

Доходно место.

Гроза.

Лес.

Бесприданница.

Без вины виноватые.

Список для прочтения (15 баллов — максимум): см. общий список.

Тематика лекционных занятий

Значение А. Н. Островского для русского национального театра ХIХ века. Драматургия Островского в свете проблем теории драмы.

Жанровая система драматургии Островского. Типы комедий у Островского: нравоописательная, высокая народная, сатирическая. Связь драматургии Островского 1850-х годов с идеями и эстетикой “почвеничества”.

Расширение тематики творчества Островского во второй половине 1850-х годов. Поэтика финала в комедиях Островского (“иронический катарсис”).

“Гроза” как особый тип народной трагедии. Катерина Кабанова как трагическая героиня. Катерина Кабанова в ряду женских образов русской литературы ХIХ века.

Типология тем и характеров драматургии Островского в 1860-1870е годы. Проблема “положительного” героя (“Доходное место” и “На всякого мудреца довольно простоты”).

Драматургия Островского и фольклор. Мотивы славянской мифологии в “Снегурочке”. “Снегурочка” как социальная утопия.

Пьесы Островского об актерах и театре («Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»). Игровая природа искусства Островского.

“Бесприданница” как психологическая драма. Конфликт и структура действия. Элементы мелодраматической поэтики в структуре психологической драмы. Символическая природа финала.

Проблематика и поэтика поздних пьес Островского. Мелодрама в художественной системе Островского (“Без вины виноватые”).

Драматургия Островского и русский классический роман.

План практических занятий:

Гроза» А. Н. Островского

Текст пьесы «Гроза» к занятию необходимо прочесть, в начале занятия будет проверка знания этого текста.

1. «Гроза» в прочтении А. И. Журавлевой и Н. Д. Тамарченко (сравнить исследовательские позиции).

2. «Гроза» как народная трагедия. Катерина Кабанова как трагическая героиня.

3. Критические суждения М. М. Достоевского о «Гроза».

3. Финал в «Грозе» и в «Кроткой» Ф. М. Достоевского (проблема самоубийства верующей женщины).

Для самостоятельного рассмотрения:

1. «Гроза» и концептосфера русской культуры: тема грозы, тема денег, темы воли и свободы и т. д.

2. Дикой в ряду купцов А. Н. Островского («москвитянинский период», «Лес», «Бесприданница»).

Конспектирование (из списка для обязательного конспектирования: №№ 1, 2, 3).

Бесприданница” как психологическая драма.

“Бесприданница” как психологическая драма. Конфликт и структура действия. Лариса Огудалова в системе персонажей пьесы. Элементы мелодраматической поэтики в структуре психологической драмы.

Символическая природа финала, роль цыганской темы в пьесе.

Конспектирование: (из списка для обязательного конспектирования: № 5).

Конспектирование:

Список для обязательного конспектирования:

1. Журавлева А. И. “Гроза” А. Н.Островского // Русская трагедия. Пьеса А. Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. – СПб., 2002. С. 378 – 395. То же: Журавлева А. И. “Гроза” А. Н. Островского // Анализ драматического произведения. — Л., 1988. С. 196-212.

2. Тамарченко Н. Д. Точка зрения персонажа и авторская позиция в реалистической драме «Гроза» А. Н. Островского // Русская трагедия. Пьеса А. Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. – СПб., 2002. С. 396 – 415. То же: Тамарченко Н. Д. Точка зрения персонажа и авторская позиция в реалистической драме «Гроза» А. Н. Островского // Автор и текст. – СПб., 1996. С. 193 – 212.

3. Достоевский М. М. «Гроза». Драма в пяти действиях А. Н. Островского // Пьеса А. Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. – СПб., 2002. С. 162 – 183.

4. Лебедев Ю. В. Бесприданница // А. Н. Островский / гл. ред. и сост. И. А. Овчинина. Кострома, Шуя, 2012.

Дополнительный список:

А. Н. Островский / гл. ред. и сост. И. А. Овчинина. Кострома, Шуя, 2012.

Ревякин А. И. Искусство драматургии А. Н. Островского. — М., 1974.

Холодов Е. Г. Мастерство А. Н. Островского. — М., 1967.

Лотман Л. М. Драматургия А. Н. Островского // История русской драматургии: Вторая половина Х1Х — начало ХХ в. — Л., 1987.

Русская трагедия. Пьеса А. Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. – СПб.: «Азбука-классика», 2002. Серия «Круг чтения».

Драма А. Н. Островского “Гроза” в русской критике. — Л., 1990. (Добролюбов Н.А. Темное царство. Луч света в темном царстве; Писарев Д. И. Мотивы русской драмы).

Журавлева А. И. Островский-комедиограф. — М., 1981.

Журавлева А. И. Русская драма и литературный процесс ХIХ века. — М., 1988.

Становление жанра драмы и повествовательная проза. С. 113-169.

Журавлева А. И., Макеев М. С. А. Н. Островский. – М., 1998.

Главы: 1 Глава «Театр Островского как модель национального мира» (с. 4 -11); 2 глава «Свои люди – сочтемся!» (С. 12 – 24); Глава 3 «Бедность не порок» (Стр. 25 – 34); Глава 4 «Народная трагедия “Гроза”» (Стр. 35 – 55); Глава 5. «Пореформенная Россия Островского. Комедия “Лес”» (Стр. 56 – 75); Глава 6. «Жанр психологической драмы у Островского. “Бесприданница”, “Таланты и поклонники”» (Стр. 76 – 104); Глава 7 «Завершение создания национального театра» (Стр. 105 -110).

Журавлева А. И. Церковь и христианские ценности в художественном мире А. Н. Островского// Русская словесность. 1995. № 3. С. 13-17. Или: Русская литература ХIХ века и христианство. — М., 1997. С. 119-126.

Журавлева А. И. Поздний Островский в свете социокультурных проблем эпохи // Литература в школе. 2003. № 8.

Лебедев Ю. В. О народности “Грозы”, русской трагедии А.Н.Островского. – “Снегурочка”: “весенняя сказка” А. Н. Островского // Лебедев Ю. В. В середине века: Историко-литературные очерки. — М., 1988. С. 275-313.

Лебедев Ю. В. Снегурочка // А. Н. Островский / гл. ред. и сост. И. А. Овчинина. Кострома, Шуя, 2012.

Москвина Т. В. Эволюция религиозных тем и мотивов в творчестве А. Н. Островского от «Семейной картины» до «Грозы» // Русская трагедия. Пьеса А. Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. – СПб., 2002. С. 416 – 442.

Москвина Т. В спорах о России: А. Н. Островский. — СПб., М.: Лимбус Пресс, 2010.

Мильдон В. И. Вершины русской драмы. – М., изд-во МГУ, 2002.

Старостина Г. В. Традиции древнерусской литературы в пьесе А. Н. Островского “Бедность не порок” // Русская литература. 1987. № 2.

Попова И. Л. Мотивы старообрядческой легенды о граде Китеже в драме А. Н. Островского «Гроза» // «Литературоведение как литература»: Сборник в честь С. Г. Бочарова. — М., 2004. С. 111—122.

Кошелев В. А. «Вечное движение». Об одной детали у Пущкина и Островского // Sub specie Tolerantiae. Памяти В. А. Туниманова. — СПб., 2008. С. 385 – 394.

Зусман В. Концепт в системе гуманитарного знания // Вопросы литературы. - 2003. № 2 (март - апрель). С. 3 – 29. (Часть статьи, которая посвящена концепту «гроза»).

Чумаченко А. А. Герой исторической драматургии А. Н. Островского // Научн. доклады высш. школы. Фил. науки. — М., 1986. № 6. С. 26-32.

Билинкис Я. С. Человек без нравственных ограничений (Опыт А. Н. Островского “На всякого мудреца довольно простоты”) // Анализ драматического произведения. — Л., 1988. С. 212-226.

Шах-Азизова Т. Реальность и фантазия (“Снегурочка” и ее судьба в русском искусстве последней трети Х1Х — начала ХХ века) // Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины Х1Х века. — М., 1982.

Лебедев Ю. В. Россия 1870-80х годов и художественный мир “Бесприданницы” А. Н. Островского // Литература в школе. 1996. №4. С. 35-48; № 5. С. 35-45.

Отрадин М. В. “Бесприданница” А. Н. Островского // Анализ драматического произведения. — Л., 1988. С. 226-243.

Костелянец Б. “Бесприданница” А. Н. Островского. Изд. 2-е. — Л., 1982.

Вознесенская Т. И. Поэтика мелодрамы и художественная система А. Н. Островского. — М., 1997.

Вишневская И. Л. Таланты и поклонники (А. Н. Островский и его пьесы). — М., 1999.

Бабичева Ю. В. Островский в преддверии «новой драмы» // А. Н. Островский, А. П. Чехов и литературный процесс XIX–XX вв. М., 2003.

Стрельцова Е. И. Островский и Чехов. (От «Бесприданницы» к «Чайке») // Чеховиана. Мелиховские труды и дни. — М., 1995.

Темы для спецвопросов:

1. Образ купца как константный в творчестве А. Н. Островского.

2. Варьирование константной ситуации: «невеста (богатая, бедная) / жених (богаты, бедный)» - в творчестве А. Н. Островского.

3. Тема денег как константная в творчестве А. Н. Островского.

4. Спор современников А. Н. Островского вокруг «Грозы»: неразработанные аспекты.

- Позиция Ф.М.Достоевского в контексте споров о «Грозе».

5. Ф. М. Достоевский о творчестве А. Н. Островского.

6. Место и функции образов и тем А. Н. Островского в творчестве Ф. М. Достоевского (например: отсылки к «Грозе» в финальной части «Кроткой», образ матери Алеши Карамазова; «Шутники» А. Н. Островского и «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского: тематические созвучия).

5. Поэтика сцен и картин в творчестве А. Н. Островского (на материале одной из сцен или одной картины [«Утро молодого человека», «Воспитанница», Бальзаминовская трилогия, «Шутники»])

6. Тема театра и игры в драматургии А. Н. Островского.

Театр и игра в пьесе “Лес”. Мир театра и его особая роль в пьесе. Игра как структурообразующий принцип действия и как основа “театрализации” жизни.

7. Основные мотивы драмы А. Н. Островского “Бесприданница”.

8. Поэтика финалов в творчестве А. Н. Островского. Финал в драме “Бесприданница”.

9. “Снегурочка” А. Н. Островского в контексте устного народного творчества, русской литературы и искусства.

Вопросы для собеседования

(для студентов, пропустивших занятия):

1. Значение А.Н. Островского для русского национального театра Х1Х века. Театральная и литературная биографии Островского. Жанровая система драматургии Островского.

2. Творчество А.Н.Островского 1840 - 1850х гг. (“Свои люди сочтемся”; «москвитянинский» период творчества драматурга).

3. Тип “высокой народной комедии” в драматургии Островского. Комедия “Бедность не порок”.

4. “Гроза” как особый тип народной трагедии. Катерина как трагическая героиня. Современное прочтение «Грозы» (Тамарченко Н.Д., Москвина Т.В.).

5. “Снегурочка” А.Н.Островского: “картина мира”, основные образы.

6. “Бесприданница” как психологическая драма.

7. Проблема “положительного героя” в драматургии Островского (“Доходное место”, “На всякого мудреца довольно простоты”, “Лес”).

8. Мелодрама в художественной системе А.Н. Островского. «Без вины виноватые».

9. Сквозные образы, темы, ситуации в творчестве А.Н.Островского. Константный образ купца, сквозная тема денег; константная ситуация «невеста (богатая, бедная) / жених (богаты, бедный)».

Наши рекомендации