Мини-глоссарий по теме 1
Термин | Значение термина | Автор, источник информации |
Психология | ||
Объект психологии | ||
Предмет психологии | ||
Психика | ||
Сознание |
2.Выполните задания теста 1.1, 1.2, 1.3 (см. прил. 1).
3.Проанализируйте фрагмент работы В.В. Петухова, В.В. Столина «Цели и задачи психологической науки и практики» (см. прил. 2), сравните возможности научной и житейской психологии, области их взаимодействия друг с другом.
4.Опишите и проанализируйте систему отраслей психологии. Опираясь на «треугольник Кедрова», разработайте свою графическую модель, интерпретирующую взаимодействие различных отраслей психологии. Представьте аргументы, обосновывающее ваше мнение.
5.В нашем современном языке содержится слова, обозначающие психические факты и явления. Каждый из нас, начиная свое освоение психологии, опирается, как привило, на собственный жизненный опыт, свое представление о человеке.
Содержание житейской психологии богато представлено в народных традициях, обрядах, былинах, мифах, притчах, пословицах, поговорках. Представьте пословицы, поговорки, крылатые выражения, которые содержат слово «душа». В чем психологический смысл данных выражений?
Всегда ли современное звучание пословиц соответствует его оригинальному психологическому смыслу?
6.Прочитайте представленные далее фрагменты. Какой вид внимания описан в представленных фрагментах? Какие приемы привлечения внимания аудитории использовал выдающийся русский юрист А.Ф. Кони? Какова цель применения данных приемов?
«Например, надо говорить о Калигуле, римском императоре. Если лектор начнет с того, что Калигула был сыном Германика и Агриппины, что родился в таком-то году, унаследовал такие-то черты характера, так-то и там-то жил и воспитывался, то … внимание вряд ли будет зацеплено… Давать этот материал все равно придется, но не сразу, а только тогда, когда уже привлечено внимание присутствующих…» [13, с. 45].
«…Лекцию о законе всемирного тяготения А.Ф. Кони советовал начинать так: «В рождественскую ночь 1642 года в Англии, в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик, такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке – Исаак Ньютон» [13, с. 46].
7.Философ Э.В. Ильенков утверждает, что личность возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам, заданным ему культурой, в которой он просыпается к человеческой жизни. Как связаны между собой категория «деятельность» с понятиями «личность», «индивид», «субъект», «норма», «культура»?
8.Личность реализуется и осуществляет себя в конкретных поступках. Каковы, по-вашему мнению, возможности высшего профессионального образования в развитии студента как субъекта будущей профессиональной деятельности?
9.Объясните с точки зрения закономерностей высшей нервной деятельности явления, встречающиеся в повседневной учебной деятельности. Почему на однообразные замечания преподавателя студенты перестают реагировать; студент иногда теряется у доски, хотя знает материал; увлеченный решением задачи, студент ничего не замечает вокруг; после длительного «отдыха» у телевизора студент долго не может уснуть? Чем обусловлена трудность удержания внимания студенческой аудитории после звонка на перемену, необходимость соблюдения режима сна и бодрствования?
10.Какие психологические методы исследования наиболее широко могут применяться в будущей профессиональной деятельности, с какими целями?
11.В чем главное отличие естественного эксперимента от наблюдения? Выделите достоинства каждого из методов для исследований в организации. В чем заключается принципиальное отличие в использовании метода тестов?
12.Какие требования необходимо строго соблюдать при использовании беседы и анкетного метода исследования?