Концепция роли в психодраме
Как уже отмечалось, трудно говорить о развернутой, четко сформулированной целостной психологической теории, на которой базируется психодрама как метод. Можно говорить о влиянии на психодраму прагматизма, психоанализа, бихевиоризма, экзистенциалистской традиции в психологии и др.
Однако собственную теоретическую базу психодрамы составляют три взаимосвязанных концепции Морено: теория ролей, теория спонтанности и социометрия.
В понятии психодрамы роль — это окончательная кристаллизация ситуации, через которую «пациент приходит во взаимодействие с другими людьми, играющими дополнительные роли». Роль не существует изолированно от окружающих. Роль — это хорошо или плохо функционирующая единица взаимодействия. Роль может быть определена как актуальная и значимая форма, которую принимает самость. Самость, "я", личность, характер — это не роли, а совокупность черт. Роль — это совокупность личных и коллективных элементов.
В 1960-х гг. "роль" стали воспринимать, к сожалению, как что-то нечестное, как маску, закрывающую истинное лицо. Это совершенно неверное понимание роли в терапии.
Отталкиваясь в 20-е годы от театральных представлений о роли (шекспировское «весь мир — театр» было исполнено для Морено символического смысла, свою психиатрию он называл шекспировской), Морено в дальнейшем разработал развернутую теорию ролей, вышедшую за пределы собственно театральной метафоры. Приведем несколько определений роли, данных Морено:
• Роль — это единица консервированного поведения.
• Роль — это единица синтетического опыта, куда вкраплены частные, социальные и культурные элементы.
• Роль — это форма функционирования, которую принимает индивид в определенный момент, реагируя на определенную ситуацию, в которую вовлечены другие лица или объекты.
Определения вызывают очевидные ассоциации из области бихевиоризма, за исключением второго, адресующегося к более широкой сфере опыта, который включает в себя не только внешние проявления, но и внутренние движения субъекта (переживания, отношения и др.) По сути, речь идет о позиции субъекта относительно бытия, что выражается, в частности, в предложенных Морено ролевых категориях. К первичным ролевым категориям относятся соматические, психические, социальные и трансцендентные роли. Соматические (психосоматические, соматопсихические) роли соотносятся с поведением человека как телесного существа (например, таковы роли «принимающего пищу», «осуществляющего половой акт», «сидящего на стуле»). Психические роли соотносятся со сферой интрапсихических состояний и процессов. Так, речь может идти о ролях «наслаждающегося», «страдающего», «задумавшегося», «растерянного» и др. Эти роли, как отмечает Лёйтц (Лёйтц, 1994), почти всегда выступают коррелятами других ролей, влияя при этом на характер их исполнения.
Социальные роли — это роли, в которых человек выступает в отношении других людей и социальных институтов (роли «друга», «брата», «рабочего», «начальника» и т. п.). Социальным ролям соответствуют ролевые статусы, для каждой из них характерна определенная стереотипность, поскольку они относительно независимы от исполнителя. Вместе с тем человек может в определенных границах отказываться от старых ролей и принимать новые, что в ряде случаев означает саморазвитие.
Представление о трансцендентных (интегративных) ролях было введено Лёйтц; оно соответствует убеждению Морено относительно включенности человека в отношения с Космосом и соотносится с высшими аспектами бытия, в частности с религиозными убеждениями, этикой, высшими чувствами, то есть с идеей о надындивидуальном бытии. Спектр ролей на этом уровне обширен: «любящий», «творящий», «сострадающий», «жертвующий собой»... В одном из примеров Лёйтц такой ролью стала роль Христа, принятая Иисусом из Назарета (Лёйтц, Зерка Морено (Морено 3., 1998) предлагает несколько иную классификацию ролей: психосоматические, то есть относящиеся к душе и телу, психодраматические, или фантастические, и социокультурные.
В норме в каждый момент жизни (за исключением начальных стадий развития) человек выступает во всех названных ролях. Они взаимопроникают и определяют друг друга, хотя в конкретной ситуации некоторые могут быть более выражены, чем другие.
Роли могут консервироваться, то есть закрепляться в стереотипной форме (понятие «консервированная роль» относится к так называемым вторичным ролевым категориям, так как не обозначает самостоятельного вида ролей). Типичный, но не единственный пример консервированной роли — театральная роль, оставляющая (в традиционном театре) очень мало возможностей для ее спонтанного изменения, вплоть до абсолютной невозможности, например, в театре Но. Консервация ролей препятствует спонтанности; необходимо их обновление, что происходит в Игре, в том числе психодраматической.
Как явствует из вышеизложенного, понятие «роль» в теории психодрамы относится ко всем жизненным проявлениям. В связи с этим развитие человека видится как ролевое развитие (другой его аспект — социоэмоциональное развитие).
Рассмотрение стадий ролевого развития служит обоснованием важнейших техник психодрамы.
Стадии ролевого развития