Как надо и как не надо слушать»

Приёмы правильного слушания.

1. Выясните свои привычки. Каковы ваши сильные стороны? Какие вы делаете ошибки? Лучшее знание своих привычек слушать является первым этапом в их изменении.

2. Не уходите от ответственности за общение. Помните, что в общении участвуют, как минимум, 2 человека. Один говорит – другой - слушает, причём в роли слушающего каждый выступает попеременно.

3. Будьте физически внимательным. Используйте все средства невербальной общения (поворот, позу, жесты) и формы активного слушания. Помните, что говорящий хочет общаться с живым, внимательным собеседником, а не с каменной стеной.

4. Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник. Должна быть сознательная концентрация внимания.

5. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника. Помните, что люди передают свои мысли и чувства «закодированными» в соответствии с социально принятыми нормами.

6. Наблюдайте за невербальными сигналами говорящего. Следите за выражением лица говорящего и за тем, как часто он смотрит на вас пристально и как он поддерживает с вами визуальный контакт. Обратите внимание на то, как близко он сидит, следите за тоном голоса и скоростью речи.

7. Придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику. Это создаёт благоприятную атмосферу для общения.

8. Старайтесь выразить понимание. Пользуйтесь приёмами рефлексивного слушания для того, чтобы понять, что в действительности чувствует собеседник и что он пытается сказать.

9. Слушайте самого себя. Это умение особенно полезно для выработки умения слушать других. Когда вы озабочены или эмоционально возбуждены, то меньше всего способны слушать то, что говорят другие. Если же чьё-то сообщение затронет ваши чувства, выразите их собеседнику: это прояснит ситуацию и поможет вам слушать других лучше.

10. Отвечайте на просьбы соответствующими действиями. Помните, что часто цель собеседника – получить что-либо реально ощутимое, например информацию, или изменить мнение, или заставить сделать что-либо.

Типичные ошибки.

Слушая собеседника НИКОГДА:

1) не принимайте молчание за внимание. В идеале нужно уметь переходить от высказывания к слушанию легко и естественно;

2) не притворяйтесь, что слушаете. Лучше признаться, что вы не слушаете и сослаться, например на занятость;

3) не перебивайте без надобности. Если уж это произошло, помогите восстановить прерванный разговор;

4) не делайте поспешных выводов. Помните всевозможные оценки – барьер содержательного общения;

5) не задавайте слишком много вопросов. Закрытые вопросы следует сводить до минимума. Чрезмерно большое количество и открытых вопросов в известной степени подавляет собеседника, отнимает у него инициативу и ставит в оборонительную позицию;

6) никогда не говорите собеседнику «я хорошо понимаю ваши чувства»;

7) не будьте излишне чувствительными к эмоциональным словам. Это может помешать понять смысл сообщения. Собственные чувства могут блокировать понимание того, что вам действительно необходимо узнать;

8) не давайте совета, пока не просят. Если же его просят, применяйте техники рефлексивного слушания, чтобы узнать, что на самом деле хочет собеседник;

9) не прикрывайтесь слушанием как убежищем, думая при этом о «своём».

(Атватер И., 1988).

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите основные подходы к изучению эффективности в общении.

2. Назовите, какие психологические сигналы при вступлении в контакт мы используем?

3. Какие коммуникативные техники позволяют «разговорить» партнера по общению?

4. Перечислите техники активного слушания.

5. Назовите техники, способствующие снижению эмоционального напряжения во взаимодействии.

6. Назовите техники, повышающие эмоциональное напряжение во взаимодействии.

7. Перечислите основные трудности эффективного слушания.

Литература:

1. Атватер И. Я вас слушаю… - М., 1988.

2. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации. - СПб., 2001.

3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения. - М., 1996.

4. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985.

5. Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Ростов-на-Дону, 1986.

6. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб. пособие. – СПб: Знание, ИВЭСЭП, 2001.

7. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М., 1989.

8. Психология влияния. Хрестоматия / Составитель А.В. Морозов. - СПб., 2001.

9. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. - СПб., 2004.

10. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.

11. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб., 2004.

12. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СПб., 2003.

Наши рекомендации