Социально-психологическая характеристика стратификации общества. Образ, качество и стиль жизни

Слово «страт» означает слой, т.е. какую-либо общность, социальную группу. Вне стратификации природу общностей понять нельзя. Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М. Вебером, который рассматривал социальную структуру общества как многомерную систему, где наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу. Он считал, что в основе стратификации лежат имущественное неравенство, престиж, доступ к власти.

Наиболее разработанной является функциональная концепция социальной стратификации. С точки зрения данной теории стратификационная система общества представляет собой дифференциацию социальных ролей и позиций. Она обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией различных групп, а также системой ценностей и культурных стандартов, определяющих значимость той или иной деятельности и узаконивающих социальное неравенство.

По мнению Т. Парсонса, универсальными критериями социальной стратификации являются:

- качество (предписывание индивиду определенной характеристики, например компетентности);

- исполнение (оценка деятельности индивида в сравнении с деятельностью других людей);

- обладание материальными ценностями, талантом, культурными ресурсами.

Сложились три различных подхода к изучению социальной стратификации: а) самооценочный, или метод классовой идентификации; б) с позиции оценки репутации (например, в недалеком прошлом было выгодно иметь рабоче-крестьянское происхождение, но с наступлением других времен люди стали отыскивать корни своего аристократического происхождения); в) объективный, основанный на учете престижа профессии, уровня образования и дохода. При этом используется следующая вертикальная стратификация: 1) высший класс профессионалов; 2) технические специалисты среднего уровня; 3) коммерческий класс; 4) мелкая буржуазия; 5) техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции; 6) квалифицированные рабочие; 7) неквалифицированные рабочие.

Социальная мобильность и социальная стратификация - две стороны одной медали. Общественная стабильность обеспечивается за счет определенного состояния социальной структуры: наличия набора определенных страт, скажем среднего класса, и состояния каждого из них, например количества безработных.

Революция связана с изменением социальной стратификации: одни страты исчезают, другие занимают их место. Причем революция придает этому процессу массовый характер. Так, после революции 1917 г. были ликвидированы классы буржуазии, аристократии, казачества, кулачества, духовенства и пр.

Уничтожение слоев и классов сопровождается изменениями в укладе жизни. Каждый страт является носителем определенных социальных (культурных, нравственных и др.) отношений, стандартов и образа жизни. При резкой и всеохватывающей смене стратификации общество оказывается в маргинальном, крайне неустойчивом состоянии.

В отечественной социальной психологии долгое время господствовал классовый подход к определению структуры общества. Класс - большая социальная группа, отличающаяся от других возможностью доступа к общественному богатству (распределению благ), власти, социальному престижу. В основе социально-психологических характеристик классов лежат их социальные потребности, интересы, качество, образ и стиль жизни. Главный недостаток классового подхода заключается в том, что он не отражает реальную стратификацию, поскольку определяет социальную дифференциацию на основе учета только двух показателей: общественного разделения труда и частной собственности на средства производства.

Стратификация существовала всегда. В России родовая община делилась на родоплеменную знать, свободных общинников и зависимых членов. Затем постепенно стали складываться сословия. Они представляли собой социальные группы, различающиеся не только по своему фактическому положению в обществе, но и по занимаемому юридическому месту в государстве. Принадлежность к тому или иному сословию считалась наследственной. Однако это требование соблюдалось нестрого в отличие от безусловного выполнения кастовых норм. К высшим сословиям относились дворянство и духовенство. Реальная социальная дифференциация никогда не сводилась только к таким классам, как рабочие, крестьяне и интеллигенция.

В тоталитарном государстве при планово-распределительной экономике реальным стратообразующим признаком выступает близость к распределению фондов, дефицита. В связи с этим стратификация складывается из следующих слоев: номенклатуры, торговых работников и т. д.

Для того чтобы попасть в номенклатуру, т. е. элиту, и получить пожизненный высокий статус, нужно было быть пионером, членом комсомола, партии, соблюдать определенный этикет и иметь связи. Но стратификация была не только корпоративно-ведомственной, но и территориальной. «Водораздел» складывался между людьми в зависимости от того, где проживал человек - в столице, провинциальном городе или в деревне. Что касается так называемых «деклассированных» элементов, бродяг, то статистика эти страты не учитывала.

Деформированная стратификация стала складываться и после либерализации цен в стране. В условиях рынка дифференциация общества неизбежна, но тот характер, который она приобрела сразу после начала реформ, иначе как угрожающим назвать нельзя. С одной стороны, образовался слой имеющих слишком высокие доходы, с другой - обнищавшее население: люмпены, безработные. Возникло резкое расслоение по материальному признаку. Разница между слоями достигла колоссального размера. При этом утратили свое значение такие признаки, как образование, компетентность. Процесс стратификации приобрел уродливый, во многом криминальный характер. Не имея стартовых возможностей, честные люди были отсечены от бизнеса. Что же касается номенклатуры и бывших правонарушителей, имевших стартовый капитал, то они оказались в более выгодном положении. Средний класс состоятельных людей так и не сформировался.

Деформированная стратификация сложилась не только в обществе, но и в армии и в преступных общностях (впрочем, здесь она существовала всегда). В армии такая стратификация получила название «дедовщины», «неуставных отношений», суть которых -издевательство старослужащих («дедов») над «молодыми».

Стратификация в преступной среде, т. е. кастовое различие людей и наделение их в соответствии с этим строго определенными правами и обязанностями, - одно из главных проявлений преступной субкультуры. В молодежной преступной среде она предполагает:

- жесткое деление на «своих» и «чужих», а «своих» - на «верхи» и «низы»;

- социальное клеймение: обозначение принадлежности к «элите» определенными символами (кличками и т. п.);

- затрудненную мобильность вверх и облегченную мобильность вниз (смена статусов с низших на высшие затруднена, и наоборот);

- обоснование мобильности вверх - усиленное прохождение испытаний или поручительство «авторитета», мобильности вниз -нарушение «законов» уголовного мира;

- авторитарность и строгую субординацию в отношении «верхов» и «низов», беспощадную эксплуатацию и притеснение «верхами» «своих», стоящих ниже на лестнице;

- автономность существования каждой касты, затрудненность, даже невозможность дружеских контактов между «низами» и «элитой» из-за угроз остракизма для лиц из «элиты», согласившихся на такие контакты;

- наличие у «элиты» уголовного мира своих «законов», системы ценностей, табу, привилегий;

- устойчивость статуса: попытки лиц из «низов» избавиться от своего статуса сурово наказываются, так же как и попытки пользоваться в уголовном мире привилегиями не по статусу (В. Ф. Пирожков).

Статусно-ролевая структура проявляется не только в привилегиях, но и во внешности, в особенности одежды, манере говорить, ходить и пр.

Каждый страт характеризуется определенным образом жизни -устоявшимися типичными формами жизнедеятельности личности и общностей, иначе говоря, привычками, традициями, стереотипами поведения.

Существуют различные виды образа жизни:

- здоровый, который предполагает правильное питание, соблюдение гигиенических норм, наличие психологически комфортных условий на работе и в быту, занятие спортом, упорядоченный отдых, избежание стресса, крепкий сон, минимальное употребление алкоголя;

- нравственно здоровый, отвечающий содержанию основных ценностей жизни и культуры;

- замкнутый, аскетический, предполагающий постоянную заботу о спасении души и спартанскую скромность;

- богемный, связанный с нестрогим соблюдением повседневных норм общения;

- «студенческий», ассоциирующийся с беззаботностью и легким отношением к жизни.

Перечень этих видов можно продолжить и по совершенно иным основаниям. Дело в том, что сколько разновидностей общностей, столько и видов образа жизни. В соответствии с этим выделяют армейский, городской, сельский, монашеский, сектантский, курортный образы жизни, а также образ жизни бродяг, инвалидов, «золотой молодежи», номенклатуры, «белых воротничков», торговых работников, преступников и т. п.

Структура образа жизни включает в себя следующие компоненты:

- аксиологический (ценностный, нормативный), означающий ориентацию на соблюдение неких правил поведения. Например, советский образ жизни держался за счет слепой веры в правильность проводимой политики, превосходство строя, наделения власти правом распоряжаться судьбой страны и каждого человека. На основе этих принципов и обеспечивалось национальное согласие. Резкий отказ от них привел к духовному кризису целых поколений. В связи с этим еще раз следует подчеркнуть, что здесь возможны только конвергенция ценностей, компромисс;

- поведенческий, выражающийся в привычках, устойчивых способах реагирования на различные социальные ситуации;

- когнитивный, связанный с содержанием картин мира, познавательных стереотипов;

- коммуникативный, обусловленный включенностью человека в систему социальных связей, а также состоянием активного словарного запаса различных социальных групп, их тезаурусом, лексикой, стилистикой, жаргоном, профессионализмом, особой терминологией, произношением.

Итак, в основе того или иного образа жизни лежат определенная система социально-культурных ценностей, приоритетов, предпочтений; картины мира, понимание нормы; круг общения, интересы, потребности и способы их удовлетворения; социальные стереотипы, привычки.

Проблема социального образа жизни тесно связана с социально-психологической типологией людей. Классифицировать людей пытаются по разным основаниям. Социально-психологический подход к типологии людей отличается от типологии, основанной на учете индивидуальных различий. С позиции социально-психологического подхода имеют значение нормативная сторона образа жизни и ожидания, образующиеся в связи с этим; статус, занимаемый личностью, и ее ролевое поведение. Как известно, личность может занять определенный статус лишь в том случае, если ее поведение будет соответствовать ожиданиям. Наиболее яркими примерами являются герои М. Булгакова Шариков и Швондер. Эти типы соответствовали ожиданиям классовой идеологии так называемой пролетарской культуры.

Образ жизни - существенная характеристика не только отдельных социальных групп, но и целых поколений. Это временная, конкретно-историческая характеристика. Не случайно говорят о представителях различных групп, живших в одно и то же время, как о единой общности, например о «шестидесятниках». За этим стоит отрезок жизни нации.

С нравственной точки зрения представляет интерес уклад жизни, получивший название «домострой». Он диссонирует с современным, урбанизированным образом жизни, но весьма поучителен и полезен. Консервативный образ жизни не самый худший, о чем свидетельствует история Англии.

Была попытка обосновать существование советского образа жизни, в основе которого лежит коллективизм и т. п. Есть суждения о том, что советский образ жизни - очередной миф. Можно критиковать его, не соглашаться с теми его сторонами, которые сформировались в условиях коммунальных квартир, общежитий, оторванных бездорожьем от всего мира деревень, но утверждать, что советского образа жизни вообще не было, или наделять его только одними негативными характеристиками нельзя.

На образ жизни конкретных социальных групп всегда оказывают влияние этнопсихологические особенности. С этой точки зрения для России характерен не индивидуальный, а общинный образ жизни. С этим нельзя не считаться. П. А. Столыпин первым предпринял попытку разрушить этот образ жизни, который экономически далеко не всегда эффективен.

Начавшиеся в 1991 г. в стране реформы изменили содержание образа жизни целого поколения. Они придали ему динамизм, новый смысл. Сформировался образ жизни предпринимательских кругов, нередко мало чем напоминающий образ жизни русских купцов, благотворительную деятельность Саввы Морозова или культурно-просветительскую деятельность С. Мамонтова и П. Третьякова. Во многом он оказался криминализированным, основанным на преступной этике.

Преступный образ жизни - образ жизни преступных общностей, опирающийся на субкультуру. Он не является универсальным. Для каждой преступной группы, категории правонарушителей свойствен свой образ жизни. Его отличительными чертами в одних случаях выступают конспиративность, иерархичность отношений, в других - демонстративная роскошь, культ силы.

Образ жизни нельзя представить без ее качества. В отечественной литературе вместо этого понятия употребляется понятие «уровень жизни». Качество жизни характеризуется содержанием питания, обеспечением здоровья, образования, жилищных условий, средствами удовлетворения духовных потребностей, товарами длительного пользования, транспортным обслуживанием, криминальной безопасностью и др.

Как видно, уровень и качество жизни далеко не одно и то же. Уровень жизни фиксирует только соотношения доходов и расходов, качество жизни - тонкий и чувствительный интегральный индикатор, учитывающий, например, такие признаки: живет человек в престижном районе или нет, пользуется общественным транспортом или личным, питается экологически чистыми продуктами питания или токсичными, имеет доступ к культурным ценностям или нет и т. п.

Стиль жизни не менее существенная социально-психологическая характеристика. Обычно под ней подразумевают доминирующий вид деятельности и его основные особенности и потому говорят о деловом, творческом стиле жизни и пр. Вместе с тем стиль жизни образуется из таких поступков и предметов собственности, которые истолковываются как символы положения, занимаемого личностью в той или иной стратификационной структуре. Иными словами, это «заметное потребление». О подобном понимании стиля жизни говорят факты, характеризующие многочисленные презентации народившихся российских предпринимателей, и поведение некоторых представителей преступного мира.

В то же время стиль жизни во многом связан с когнитивной сферой человека, сформировавшимися картинами мира, стереотипами, индивидуальными различиями.

Литература

1. Американская социология/ Под ред. Г. В. Осипова. - М., 1972.

2. Ануфриева Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал. - 1997. - № 3-6.

3. Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание - и направления дальнейших исследований // Полис. - 1995. - № 3.

4. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990.

5. Богуславский В.М. Человек в зеркале русской культуры, литературы и языка. - М., 1994.

6. Гаджиев К.С. Политическая наука. - М., 1994.

7. Гайда А.В. Гражданское общество. - Екатеринбург, 1994.

8. Гайда А.В., Китаев В.В. Власть и человек. - Свердловск, 1991.

9. Гегель Г. Философия права. - М., 1990.

10. Геллнер Э. Условия свободы. - М., 1995.

11. Грамши А. Избранные произведения. - М., 1959. -Т. 3.

12. Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции // Одиссей. Человек в истории. - М., 1980.

13. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1996.

14. Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис. - 1996. - №5.

15. Михайловский В.М. Российский синдром // Безопасность. - 1997. -№ 1 -2.

16. Неоконсерватизм. - М., 1992.

17. Перегудов С.П. Тэтчер и тэтчеризм. - М., 1996.

18. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М., 1979.

19. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.

20. Степанова Н.М. Британский неоконсерватизм и трудящиеся. - М., 1987.

21. Туркатенко Е.В. Культурные коды России и современность // Полис. -1996. -№ 4.

22. Урсул А.Д. Устойчивое развитие и проблема безопасности // Безопасность. - 1995.-№ 9 (29).

23. Хвели Л., Зигнер Д. Теории личности. - СПб., 1997.

24. Шапиро И. Демократия и гражданское общество // Полис. - 1992. -№ 4.

25. Швери Р. Теоретическая социология Джеймса Коулмена: аналитических обзор // Социологический журнал. - 1996. -№ 1, 2.

26. Шкуратов В.А. Историческая психология. - М., 1997.

Наши рекомендации