Я-концепция как социально-психологический феномен
Психология Я-концепции как одна из социально-психологических схем личности в теоретико-концептуальном плане в целом опирается на положения феноменологического подхода или гуманистической психологии, символического интеракционизма и в незначительной степени психоанализа. Я-концепция — это сложный составной образ или картина, включающая в себя совокупность представлений индивида о себе самом вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений. Я-концепция личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействия со своим психологическим окружением и реализует мотива-ционно-регуляторную функцию в поведении личности.
История вопроса: феноменологический подход.Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже XIX—XX вв. в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. Американский психолог
У.Джеймс («Принципы психологии», 1890) первым предложил идею Я-концепции и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джеймсу, «глобальное Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирический объект (Ме), познаваемый субъективным оценивающим сознанием (1). Я как объект состоит из четырех компонентов: духовное, материальное, социальное и телесноеЯ, которые и образуют для каждого человека уникальный образ или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого, Джеймс предложил формулу самооценки личности, согласно которой достигнутые успехи сравниваются с уровнем притязаний:
успехи
самооценка -
притязания
Феноменологический подход к поведению (гуманистическая психология), в котором Я-концепция стала связующим интегратив-ным принципом, объясняет поведение человека на языке феноменального поля субъекта как субъективно воспринимаемой и осознаваемой реальности индивида (К. Левин), а не на языке аналитических категорий, .конструируемых внешним наблюдателем. В целом теория Я-концепции, разработанная в рамках феноменологического подхода, сводится к следующим положениям:
1. Поведение есть продукт восприятий индивида, которые по своей природе феноменологичны: психологическая реальность индивида — это не объективная реальность как таковая, а продукт его субъективных восприятий в момент реализации поведения.
2. Центральной, интегрирующей точкой феноменального поля является Я-концепция, вокруг которой организуются все субъективные восприятия индивида.
3. Я-концепция является одновременно и продуктом восприятий, и совокупностью представлений, в которых содержатся ценности, привнесенные из социокультурной среды.
4. С формированием Я-концепции поведение индивида в целом начинает регулироваться ею.
5. Я-концепция относительно согласована во времени и ситуативных контекстах; в этом состоит ее прогностическая ценность.
6. Потребность в положительном отношении к себе от других людей возникает параллельно с формированием Я-концепции. Потребность в положительном отношении к себе самому (потребность в положительной самооценке) возникает через усвоение опыта положительной оценки себя другими людьми.
68 Раздел II. Социальная психология личности
Социальная установка и Я-концепция личности 69
7. Для снятия расхождений между Я-концепцией и данными текущего жизненного опыта индивид использует различные защитные стратегии.
8. В жизни человека существует одно главное мотивационное побуждение — потребность в самоактуализаци, 'в поддержании и повышении ценности своей Я-концепции.
Я-концепциякак структура установок на себя.Дальнейшее развитие теории Я-концепции шло в направлении унификации концептуально-терминологического аппарата для описания Я-концепции и поиска надежных эмпирических референтов для ее измерения. Результатом этого развития стало представление Я-концепции как совокупности или структуры установок индивида к самому себе (Берне, 1986). Эта структура может быть представлена в виде схемы (см. рис. 2.2). Я-установки группируются в три категории: реальное Я (каким индивид представляет себя на данный момент); социальное Я (как, по мнению индивида, его представляют другие люди) и идеальное Я (каким индивиду хотелось бы быть).
Глобальное «Я» (личность) | |||||||||
Познающее «Я» («Я-субъект») | Познаваемое «Я» («Я-объект») | ||||||||
^ | |||||||||
«Я-концепция» как совокупность установок по отношению к себе | |||||||||
«Я»-образ (структура) | «Я»-оценивание (процесс) | ||||||||
Реальное «Я» (познанное «Я») | Социальное «Я» (зеркальное «Я») | Идеальное «Я» | |||||||
Рис. 2.2. Структура Я-концепции, по Р. Бернсу
Понимание Я-концепции как структуры установок отражает ее структурно-динамический характер. Образ Я (структура представлений о себе самом) складывается из когнитивных составляющих установок (ролевые, статусные, имущественные, ценностные и другие представления человека о себе самом). Все они входят в образ Я с разными весами, т. е. образуют иерархию с точки зрения их субъективной значимости для индивида. Второй компонент динамический, процессуальный — это эмоционально-оценочный компонент. Источниками оценочных суждений индивида о себе самом являются социокультурные стандарты и нормы социального окружения, социальные реакции других людей по отношению к индивиду (их субъективная интерпретация), индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни.
Фактически индивид реализует два процесса самооценки: сравнение «реального Я» с «идеальным Я» и сравнение «реального Я» с «социальным Я».
В связи с представлением Я-концепции как структуры Я-уста-новок возникает вопрос: а являются ли установки индивида к самому себе аналогичными установкам к другим (внешним) объектам? Принципиальных различий, конечно, нет — все установки имеют 3-компонентную структуру и измеряются одними и теми же процедурами измерения. Вместе с тем есть ряд качественных отличий Я-установок от установок к внешним объектам:
• Я-установки не имеют общего объекта соотнесения, тогда как установки людей к внешним объектам этот объект имеют по определению. В Я-установках люди всегда воспринимают абсолютно разные объекты — самих себя;
• все люди стремятся сохранять установки к самому себе неизменными и положительными. Они вообще стремятся избегать негативных Я-установок, отрицательных чувств, низких самооценок, неуважения или отвержения себя;
• исключительная важность и значимость объекта Я-установок для каждого индивида. Действительно, Я-концепция является центральной по значимости для психологического существования каждой личности. Трудно представить человека, который бы абсолютно безразлично относился к самому себе;
• Я-концепция — это рефлексивный конструкт. Это значит, что личность, имеющая Я-установку, и объект этой установки совмещены в одном лице — это сам- человек, т. е. личность одновременно и субъект и объект установки;
70 Раздел II. Социальная психология личности
Социальная установка и Я-концепция личности 71
• Я-установки отличны от социальных установок к внешним
объектам по источникам формирования. Источником форми
рования Я-установок преимущественно является межлич
ностная коммуникация, тогда как опосредованная коммуни
кация (печатная продукция, СМИ) сильнее влияет на более
четкое формирование наших установок к другим объектам.
Итак, представление Я-концепции как совокупности установок индивида к самому себе — это исключительно плодотворный подход по ряду причин:
1) он позволяет использовать разработанный в социальной психологии инструментарий для измерения социальных установок;
2) при таком подходе акцентируется внимание на том факте, что Я-концепция — это не какой-то единственный (в смысле простой, элементарный) конструкт. Каждый индивид обладает множеством Я-концепций (Я-установок, имеющих иерархическую структуру), связанных с различными восприятиями, переживаниями и осмыслением тех или иных аспектов своего бытия. Поэтому использование скорее Я-установок, чем просто термина «Я-концепция», делает акцент на том, что существует много способов осмысления индивидом самого себя;
3) этот подход способствует устранению терминологических трудностей и вносит ясность и четкость при описании и исследовании явлений, связанных с Я-концептуализацией личности.
Источники развития и формирования Я-концепции.Из многочисленных источников формирования Я-концепции человека, по-видимому, наиболее важными являются следующие, хотя их значимость, как показываю/исследования, меняется в различные периоды жизни человека:
• представление о своем теле (телесное Я);
• язык как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях;
• субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе;
• идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина — женщина);
• практика воспитания детей в семье.
Телесное Я и образ тела. Рост, вес, телосложение, цвет глаз, пропорции тела тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя.
Образ своего тела, подобно другим компонентам Я-концепции, субъективен, но ни один другой элемент так не открыт для внешнего обозрения и социальных оценок, как тело человека.
Исследования дают исключительно убедительные свидетельства тому, как люди разного телосложения вызывают неодинаковые и одновременно согласованные реакции других лиц. Задайте себе несколько вопросов: как вы реагируете на невысокого полного человека? На высокого, стройного, атлетически сложенного, какие ассоциации у вас возникают, даже если вы незнакомы с этими людьми? Уверенно можно ответить: эти два типа человека будут вызывать у вас совершенно разные чувства, установки и ожидания по отношению к ним.
В целом исследования подобного плана выявляют общую тенденцию: общий уровень удовлетворенности своим телом пропорционально соизмерим с общим уровнем принятия себя. Таким образом, высокая самооценка личности сильно коррелирует с удовлетворенностью своим телом.
Другими словами, так же, как для каждого из нас существует идеальная Я-концепция себя, существует, по-видимому, и идеальный образ тела. Этот идеальный образ формируется на основе усвоения индивидом культурных норм и стереотипов. Чем ближе образ тела к идеалу, тем вероятнее наличие у индивида высокой Я-концепции в целом. Эти идеальные представления меняются со временем и между культурами. Отсюда следует и практический вывод: чтобы уменьшить отрицательные эффекты стереотипного восприятия людей, нельзя судить о них только по внешности.
Язык и развитие Я-концепции. Значение языка для развития Я-концепции очевидно, поскольку развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает ему выделить себя из этого мира («Я», «мое» и т. д.) и дает первый толчок к развитию Я-концепции.
Обратная связь от значимых других. Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении, привязанности, защите и т. п.) — другой важный источник формирования Я-концепции. Чтобы переживать и осознавать это, ребенок (человек) должен воспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания и другие знаки от значимых других, особенно родителей, которые сигнализировали бы ему о его принятии этими другими. Большинство теоретиков и исследователей по проблемам личности согласны с тем, что стандарты, устанавливаемые значимыми другими (родителями, учителями, ближайшим социальным окружением) жизненно важны для
72 Раздел II. Социальная психология личности
развития Я-концепции. С помощью этих стандартов индивид удостоверяется, в какой мере другие заинтересованы в нем, принимают его или отвергают.
Существует много исследований, посвященных этому вопросу, результаты которых позволяют выделить общую закономерность. Если другие люди принимают, одобряют, признают индивида, и он пользуется их уважением (т. е. получает положительные подкрепления) и осознает это, то у него, вероятнее всего, развивается положительная Я-концепция. Если другие — родители, сверстники, учителя — отвергают ребенка или подростка, выставляют на посмешище, принижают, больше критикуют, чем поощряют (т. е. он получает больше негативных подкреплений), то, надо полагать, у него будет развиваться отрицательная Я-концепция. Не подлежит сомнению, что первичная группа сверстников (школьные группы и др.) имеет огромное значение для «оформления» центральных Я-установок в подростковом возрасте.
Полоролевая идентификация. Принадлежность личности к мужскому или женскому полу является одним из краеугольных оснований Я-концепции человека: все другие функции и характеристики покоятся именно на этих представлениях — Я существо мужского или женского пола.
Различают два процесса формирования половой принадлежности индивида — половая идентификация и половая типизация. Идентификация — это более ранний процесс (в основном бессознательный) отождествления себя с ролью другого человека (родителя или его заместителя) и подражание его поведению. Половая типизация, следующая за идентификацией, — более осознанный процесс овладения культурно одобряемыми нормами поведения, типичными для роли женщины или мужчины в данной культуре. Формирование представлений о половой роли и их освоение — важнейший и универсальный компонент Я-концепции. Для описания процесса половой, типизации исследователи ввели понятие «стандарта половой роли» или полоролевого стандарта в качестве приобретенных в процессе социального научения форм поведения и личностных характеристик, типичных для данного пола в данной конкретной культуре. И в каждом обществе (культуре) существуют социально одобряемые нормы, стандарты, формы поведения и психологические характеристики, приписываемые ролям мужчины и женщины.
Многочисленные исследования подтверждают, что, несмотря на формальное юридическое провозглашение равноправия, в большин-
Социалъная установка и Я-концепция личности 73
стве культур больше свободы, власти и ценности приписывается мужскому стандарту.
И поскольку характеристики, связанные с традиционными представлениями о половых ролях (полоролевыми стандартами) в обществе, проявляют наибольшее сопротивление к изменениям, то неудивительно, что Я-концепции женщин имеют в целом тенденцию быть менее положительными, чем Я-концепции мужчин, так как женский стереотип содержит меньше социально одобряемых характеристик.
Воспитание детей в семье. Не подлежит сомнению, что практика воспитания детей в семье оказывает огромное и во многих семьях преобладающее влияние на развитие Я-концепции личности. Большинство психологов считают, что первые пять лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и Я-концепции человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми.
Психологи предпринимали многочисленные попытки категоризации различных- типов воспитания с формированием различных типов личности. Но в реальной жизни воспитание трудно подогнать под чистые категории, в чем каждый из нас может убедиться на собственном опыте. Вместе с тем, как показали исследования, определенные корреляции и тенденции в формировании типов личности вполне очевидны в отношении таких установок воспитания, как авторитарность, безразличие, отвержение, вседозволенность и теплота, забота, уважение детей, разумный контроль со стороны родителей в воспитании детей.
Исследования этой проблемы весьма обширны и многочисленны, при этом большинство публикаций издано на английском языке. Сразу необходимо подчеркнуть, что выявленные в исследованиях тенденции исключительно репрезентативны, поскольку их согласованность у разных исследователей очень высока, и сводятся к следующему. Родители детей с высокими Я-оценками постоянно проявляют искреннюю заинтересованность в благополучии ребенка, теплоту и заботу о нем. Они менее снисходительны, исключают вседозволенность, опираются на высокие стандарты поведения и подкрепляют их соответствующими правилами. В практике воспитания больше применяются поощрения, чем наказания. Четко установлены границы дозволенного ребенку, что допускает применение роди-Iелями менее жестких форм наказания. Существование ограниче-
Социальная установка и Я-концепция личности 75
ний обеспечивает ребенку тот социальный мир, в котором он может проявлять инициативу и достигать успеха.
Наоборот, родители детей с низкими Я-оценками, как Правило, применяют жесткие наказания, требуют безусловного подчинения ребенка требованиям родителей, что сочетается с элементами вседозволенности. Они чаще бывают холодны, безразличны и малообщительны, противоречивы во взаимоотношениях с детьми. Несогласованные реакции родителей ребенок воспринимает как подтверждение отвержения, враждебности непринятия его со стороны родителей.
В целом результаты исследований позволяют утверждать, что нет общей модели воспитания, позволяющей ребенку развить высокую самооценку. Но в целом, по-видимому, следующие условия воспитания в семье способствуют развитию здоровой высокой самооценки личности:
• положительная расположенность к ребенку, сердечное, теплое, уважительное принятие родителями своих детей;
• четкое установление социальных норм, границ и правил поведения детей; целенаправленное и согласованное поддержание этих норм родителями;
• уважение со стороны родителей индивидуальной инициативы ребенка в установленных пределах;
• минимум агрессивности, отрицания, неуважения и неопределенности в общении с детьми.
Я-концепция и регуляция поведения.В целом мотивационная
функция Я-концепции, регулирующая поведение человека, состоит
в следующем: . '
1. Каждая социальная ситуация воспринимается и оценивается в соответствии с теми компонентами Я-образа, которые актуализируются этой ситуацией и которые необходимо проявлять индивиду (постигать, поддерживать, защищать, избегать и т. д.).
2. На основе базовой потребности в самоактуализации, поддержании и защите своего Я, потребности в положительной самооценке, а также (и это самое главное) в зависимости от субъективной значимости для индивида тех параметров Я-концепции, которые активизированы ситуацией, формируется и выбирается конкретная форма поведения в данной ситуации. ' •
Исходя из сказанного выше, каждый индивид имеет в отношении себя множество Я-установок и самооценок по различным параметрам своей личности, которые в совокупности образуют его
Я-концепцию. Каждая парциальная самооценка индивида (по отдельным личностным характеристикам) может меняться в пределах от —1 до +1 в относительных значениях. И каждый индивид может иметь положительные самооценки по одним параметрам своего Я и отрицательные — по другим. Из этих парциальных самооценок с учетом субъективной значимости для индивида различных параметров своего Я формируется обобщенная самооценка его личности.
Поэтому каждый человек по своей обобщенной самооценке занимает, условно говоря, определенную точку на континууме (-1; +1) (рис. 2.3). Если он занимает какое-то положение на отрицательном промежутке этой шкалы (скажем, позицию А), то говорят, что у него низкая (или отрицательная, неадекватная) самооценка или Я-концепция. Если обобщенная самооценка индивида находится на положительном промежутке континуума (например, позиция В), то он является лицом с высокой (положительной, адекватной) самооценкой.
А В
Рис. 2.3. Шкала обобщенных самооценок индивида
Как показали обширная психотерапевтическая практика и научные исследования, люди с низкими и высокими самооценками часто проявляют характерные, типологично отличающиеся друг от друга виды поведения и личностные особенности. Это позволяет описать на качественном уровне обобщенные личностно-поведенческие профили лиц с низкими и высокими самооценками, которые могут служить качественными диагностическими индикаторами для идентификации таких лиц. Типичные психологические и поведенческие особенности лиц с низкой и высокой самооценкой можно сгруппировать следующим образом:
профиль личности с низкой самооценкой:
• сверхчувствительность к лести, похвале и критике;
• сильно выраженные эгоцентризм и меркантильность;
• убежденность в эгоистической, порочной природе человека, недоверие и подозрительность к людям, игнорирование их интересов и потребностей;
76
Раздел II. Социальная психология личности
Социальная установка и Я-концепция личности
• обобщенная склонность объяснять свое поведение и происходящие с ним события, как мало зависящие от него самого, а больше от внешних обстоятельств и злой или доброй воли других людей (внешний локус контроля);
• стремление к уходу или уединению, робость или явно выраженная агрессивность;
• .высокий уровень неудовлетворенности собой, неуверенность,
изнуряющее беспокойство о будущем;
• неустойчивая система взглядов, убеждений и ценностей, большая внушаемость;
• безразличное или преувеличенно-тревожное отношение к своему здоровью и внешности;
профиль личности с высокой самооценкой:
• способность трезво и реально оценивать свои успехи и неудачи, отстаивать свои интересы и взгляды;
• отсутствие ригидности, способность изменять свои взгляды и принципы при изменении социального опыта на основе новой информации;
• отсутствие изнуряющего беспокойства о своем прошлом и будущем;
• уверенность в том, что он справится с проблемами даже перед лицом случайных неудач;
• принятие себя как личности, имеющей равную ценность с другими, несмотря на различия в качествах и способностях;
• уважение интересов и потребностей других людей.
Рассмотрение профилей лиц с высокой и низкой самооценкой (основанных на 'болыйом массиве статистических данных) делает очевидным, что важнейшими личностными характеристиками индивида, существенно влияющими на регуляцию его социального поведения (взаимодействия и взаимоотношения с другими людьми), являются «'эгоцентризм — его отсутствие», «беспокойство / тревожность — их отсутствие» или шире — взаимосвязь Я-установок с установками к другим людям.
Имеющаяся литература позволяет сделать ряд обобщений, касающихся регуляции поведения индивида в связи с особенностями его Я-концепции. На уровне логики здравого смысла любовь к себе часто рассматривается как альтернатива уважению к другим людям: чем больше любви и заботы привношу во внешний мир, тем меньше остается самому себе. Да, эгоистичность человека может считаться основой отсутствия интереса, заботы и любви к дру-
гим людям. Эгоистический человек постоянно сконцентрирован на самом себе, озабочен своей персоной, никогда не бывает удовлетворен, всегда боится что-то потерять, проявляет чрезмерную завистливость.
- Но на самом деле противопоставление уважения и любви к себе и другим (так же, как и ненависти к себе и другим) не является альтернативой. Э. Фромм (1939) был одним, из первых исследователей, кто поставил это противопоставление под сомнение: поскольку мы сами являемся таким же объектом чувств и установок, как и другие люди, то установки к другим и самому себе должны функционировать параллельно и не являться противоположными. Даже известная библейская заповедь «Люби ближнего своего, как самого себя» (Евангелие от Матфея, 17:17) означает, что уважение собственной личности, любовь и понимание собственного Я не может отделяться от уважения, понимания других людей и любви к ним.
В основе эгоистичности человека лежит отсутствие уважения к самому себе. Индивид, не одобряющий самого себя, находится в состоянии хронического беспокойства. Он озабочен самим собой. К этому его постоянно толкает неудовлетворенная потребность в положительной самооценке. Поэтому тезис — чрезмерная любовь к себе не оставляет места для любви к другим — ошибочен. В действительности такие люди не любят и не уважают самих себя, а их нарциссизм это не что иное, как мощный защитный механизм по защите своего ущербного Я. Другими словами, поведенческая тенденция унижения, умаления достоинства других возникает у человека из чувства собственной неполноценности, несостоятельности как механизм сверхкомпенсации.
Индивид постоянно контролирует и направляет себя в том плане, чтобы не потерять самооценку, повысить ее. Именно эта потеря дает начало изнуряющей тревожности и страданию, которое обозначается как «беспокойство». Состояние беспокойства по самой сути является межличностным феноменом, который проистекает от ожидания индивида с низкой самооценкой того, что он будет отвергнут, отрицательно оценен и принижен самим собой или другими. Такой индивид имеет закрепившийся опыт отрицательного оценивания себя со стороны других и находится в постоянном изнуряющем ожидании (тревожном предвосхищении) получить какую-либо форму отвержения вновь.
Чтобы снять чувство собственной несостоятельности и предотвратить свое отвержение, индивид с низкой самооценкой при взаимодействии с другими вырабатывает в себе разные защитные стили
78 Раздел П. Социальная психология личности
Социальная установка и Я-концепция личности 79
поведения — либо уменьшает контакты с людьми, проявляет робость, соглашательство, сглаживание, уступчивость и т. п., либо «нападает» на них, стремится к превосходству, демонстрирует неадекватно завышенные самооценки, т. е. формирует отрицательные установки по отношению к другим людям.
Лица с высокой адекватной самооценкой, как правило, проявляют и адекватный стиль поведения без особого проявления защитных реакций. Для них характерно проявление уважения и себя, и других в социальных взаимодействиях.
В целом, данные обширных исследований (К. Роджерс, У. Ро-зенберг и др., 60-е гг. и более ранние наблюдения психоаналитиков) убедительно свидетельствуют о сильной положительной взаимосвязи между принятием себя и принятием других (коэффициент корреляции 0,7—0,8) с соответствующими поведенческими тенденциями. Это позволяет предположить, что такая взаимосвязь носит универсальный характер и, по-видимому, присутствует во всем спектре населения.
Эти статистически значимые взаимосвязи между Я-установками и установками к другим людям дают социальной психологии принцип исключительной значимости и полезности для понимания и объяснения проблем регуляции социального поведения людей, особенно проблем социального конфликта и враждебности. Я-концеп-ция личности имеет безусловное значение для изучения процесса регулирования отношениями человека с другими людьми и уникальную перспективу в плане анализа отношений человека с окружающей социальной средой. В ситуациях межличностной напряженности и социальных конфликтов, начиная с семейных до производственных и этнических, наиболее - эффективный подход к разрешению проблем — анализ и изменение установок участников конфликта по отношению к самим себе, будь то сугубо личностная идентификация или социальная, а не просто поиск решений, целиком опирающихся на внешние факторы.
Для качественного анализа возможных стратегий взаимодействия с лицами, имеющими низкую и высокую самооценку, полезно использовать качественную типологию личности, основанную на Я-концепции:
• индивид с низкой самооценкой и защитным стилем поведения, основанным на уходе; ' ' -
• индивид с низкой самооценкой и агрессивным защитным стилем поведения;
• индивид с адекватно высокой самооценкой.
Кроме этого, при анализе и развитии взаимоотношений с людьми полезно учитывать эмпирические закономерности, выявленные при изучении Я-концепции личности:
• чем чаще человек отрицательно оценивает других по каким-либо характеристикам, тем ниже его уровень самооценки по тем же характеристикам;
• индивид чаще описывает положительно тех людей, которые по каким-либо характеристикам больше похожи на него самого, он больше склонен доверять им и больше подвержен убеждению и внушению со стороны таких лиц;
• систематическое получение индивидом оценок, которые выше или ниже средних оценок, обычно получаемых им от других ранее, изменяет самооценку этого индивида в том же направлении;
• только через изменение отношения к себе у индивида изменяются мнения и взгляды о других людях.
В заключение отметим следующее. Социальная психология признает межличностно детерминированную и, следовательно, поддающуюся воздействиям природу Я-концепции, в то же время во многом игнорирует стабилизационные и объединяющие качества, приписываемые ей в гуманистических формулировках. Такой взгляд во многом обязан школе символического интеракционизма в социальной психологии. В частности, Ч. Кули (1902) предложил концепцию зеркального Я, в которой Я-концепция формируется на основе субъективно интерпретируемой обратной связи от других как основного источника данных о себе в процессе символического взаимодействия между индивидом и его различными первичными группами. Г. Мид (1934) в своей теории «обобщенного другого» главным предусловием развития Я-концепции считал способность индивида принимать роль другого, чтобы установки другого по отношению к индивиду могли бы быть им оценены и интериоризированы. Объединение таких оценочных представлений «обобщенного другого» и есть главный источник формирования Я-концепции и внутренней регуляции поведения индивида. Однако представление о Я-концепции как о преимущественно интерпсихическом феномене может привести к экстремальному ситуационизму. Хотя есть много свидетельств тому, что Я-концепция индивида подвержена изменениям при целенаправленных воздействиях извне (например, в психотерапии), нельзя игнорировать также многократно эмпирически подтвержденный факт о трансситуациональной согласованности Я-концепции здоровой личности.
80 |
Раздел II. Социальная психология личности
Контрольные вопросы
1. Что понимают под «социальным объектом» установки?
2. Перечислите основные компоненты социальной установки.
3. За счет чего обеспечивается устойчивость установки?
4. В чем заключаются сходство и различие между стереотипами и предрассудками?
5. ;Изложите ваше понимание Я-концепции личности.
6. Сформулируйте основные положения Я-концепции У. Джеймса (феноменологический подход).
7. Расскажите о структуре Я-концепции и объясните значение ее компонентов.
8. В чем смысл обозначения социальной установки как «стабильно-динамической» функциональной системы?
9. Объясните специфику и отличие Я-установок от установок к внешним социальным объектам.
10. Сформулируйте основные подходы к разработке социальной психологии личности в отечественной психологии.
Литература
1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
2. Абульханова К. А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). Избранные психологические труды. Воронеж, 1999.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.
4. Берне Р. Я-концепция и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
6. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Л.: ЛГУ. 1957, 1960. Т. 1, 2.
7. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
8. Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности / Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М., 1988.
9. Надирашвили Ш. А. Установка и деятельность. Тбилиси: Мецниере-ба, 1987.
10. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999. ""' ;
11. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986,
12. Проблемы психологии личности / Отв. ред. Е. В. Шорохова, О. И. Зотова. М.: Наука, 1982.
Социальная установка и Я-концепция личности 81
13. Психология XXI века. Отв. ред. В.Н.Дружинин. М.: Инфра-М, 2002.
14. Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1987.
15. Психология личности в трудах зарубежных психологов: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000.
16. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000.
17. Российский менталитет: психология личности, сознание, социальные представления. М.: ИП РАН, 1998.
18. Рейнвальд Н. И. Психология личности. М., 1987.
19. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. М., 1994.
20. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979.
21. Современная психология / Отв. ред. В.Н.Дружинин. М.: Инфра-М, 1999.
22. Социальная психология / Под ред. Г. П. Предвечного, Ю. А. Шер-ковина. М.: Политиздат, 1975.
23. Социальная психология. / Под ред. А. Л. Журавлева. М.: ПЕР СЭ, 2002.
24. Социальная психология: История, Теория, Эмпирические исследования / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1979.
25. Социальная психология личности / Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1979.
26. Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности / Отв. ред. Е. В. Шорохова, В. П. Левкович. М.: ИП АН СССР, 1988.
27. Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы / Отв. ред. Л. В. Сохань, В. А. Тихонович. Киев: Наукова думка, 1982.
28. Теория психологии личности / Под ред. В. Ф. Сержантова. Л.: ЛГУ, 1982.
29. Д. Н. Узнадзе — классик советской психологии. Тбилиси: Мецние-реба, 1986.
30. Холл К. С, Линдсей Г. Теории личности. М.: КСП+, 1997.
31. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.
32. Шорохова Е. В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 63—71.
33. Экспериментальные исследования по психологии установки. Тбилиси: Мецниереба. 1961. Т. 1, 1963. Т. 2, 1966. Т. 3.
34. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89—105.
82 Раздел II. Социальная психология личности
Социализация личности 83