Различия между социализацией детей и взрослых

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Теоретическое занятие № 1.1.

По теме

«Проблемы социализации личности в социальной психологии. Межличностные отношения».

Для преподавателя.

Составила: Никишина Е.В.

2012.

Цели занятия

Обучающая:

1. Сформировать представление о предмете социальной психологии, методах ее исследований, о межличностных отношениях.

Развивающая:

2. Подвести студента к проблеме социализации личности в социальной психологии.

Воспитательная:

3. Раскрыть сущность межличностных отношений, сформировать представление о социальной роли.

Методы обучения:

1. Информационно – развивающий (знакомство и анализ теоретической информации).

2. Частично - поисковый (работа с карточками)

3. Тренинг общения.

Тип занятия:

Теоретическое занятие.

Продолжительность занятия:

90 минут.

Междисциплинарные связи:

Обеспечивающие:

Дисциплина: «Основы философии и социологии».

Тема: «Личность и общество».

Обеспечиваемые:

Дисциплина: «Сестринского дела в терапии с курсом первично медикосанитарной помощи».

Тема: «Организация ПМП по типу врача общей практики».

Внутрипредметные связи:

-«Предмет общей психологии»;

- закономерности общения;

- социально – психологические феномены группы и общества;

- пути социальной адаптации и мотивации.

Студент должен знать:

- основные направления психологии, психологию личности и малых групп, психологию общения;

- задачи и методы психологии;

- особенности психических процессов у здорового и больного человека;

- психологические факторы в предупреждении возникновения и развития болезни;

- особенности делового общения.

Студент должен уметь:

- эффективно работать в команде;

- проводить профилактику раннее выявление и оказание эффективной помощи при стрессе;

- осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения;

- регулировать и разрешать конфликтные ситуации;

- общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;

- использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;

- использовать простейшие методики саморегуляции, поддерживать оптимальный психологический климат в лечебно-профилактическом учреждении.

Место проведения:

Кабинет психологии.

Средства обучения:

1. Карточки с вопросами.

2. Психологическое упражнение: «Характер».

3. Карточки с заданиями.

Рекомендуемая литература для преподавателя:

1. 1. Битянова М.Р. Социальная психологи. ООО «Питер Пресс», 2008.

2. Немов Р.С. Психология. М. ГИЦ, «Владос», 2007.

3. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. Ростов – на – Дону «Феникс», 2008.

4. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. М.: «Академия», 2006.

Рекомендуемая литература для студентов:

1.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001.

2. Соснин В.А. Социальная психология. М., Издательство «ФОРУМ», 2008.

Ход занятия

№ Основные этапы занятия Ориентировочное время Методические указания
1.Организационная часть 5 минут Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии. Проверяет подготовленность аудитории и студентов к занятию.
2. Актуализация знаний. 20 минут Ответить на вопросы преподавателя. Письменный опрос по карточкам (Приложение № 1, 2)
3. Мотивация учебной деятельности. 5 минут Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательного вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.  
4. Изложение нового материала. 40 минут Преподавать знакомит с теоретической информацией. Студенты делают краткий конспект нового материала (Приложение № 3).
5. Закрепление нового материала. 15 минут Психологическое упражнение «Характер». (Приложение № 4).
6. Подвидение итогов занятия, задание на дом. 5 минут Конспект знать.

Продолжительность занятия – 90 минут.

Рекомендуемая дополнительная литература:

1. Битянова М.Р. Социальная психологи. ООО «Питер Пресс», 2008.

2.Немов Р.С. Психология. М. ГИЦ, «Владос», 2007.

3.Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений.

Ростов – на – Дону «Феникс», 2008.

4. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. М.:

«Академия», 2006.

Приложение № 1

Вопросы для фронтального и индивидуального опроса

1. Дайте определение предмету психологии.

2. Расскажите о понятиях, формах психических явлений и функциях психики.

3. Назовите основные принципы психологии.

4. Расскажите о структуре психологической науки.

5. Есть ли связь психологии с другими науками? Расскажите о ней.

6. Как понимали личность древнегреческие философы?

7. Что нового внес Декарт в понимание сущности человека?

8. Какая существует систематизация методов психологических исследование?

9. Дайте примеры применения психологического обследования.

10. Расскажите о понятии, основных предпосылках и факторах возникновения сознания.

11. Дайте сравнительную характеристику деятельности человека и животных.

12. В чем выражается половой диморфизм?

Приложение № 2

Варианты билетов для письменного опроса

Вариант № 1

1. Есть ли связь психологии с другими науками? Расскажите о ней.

2. Как понимали личность древнегреческие философы?

3. Что нового внес Декарт в понимание сущности человека?

4. Какая существует систематизация методов психологических исследование?

Вариант № 2

1. Дайте определение предмету психологии.

2. Расскажите о понятиях, формах психических явлений и функциях психики.

3. Назовите основные принципы психологии.

4. Расскажите о структуре психологической науки.

Приложение № 3

Теоретическая информация

Введение в социальную психологию.

Социальная психология – это наука, которая изучает закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний.

Основными категориями социальной психологии являются:

- личность;

- коллектив;

- малая группа;

- общение;

- межличностные отношения.

Предметом исследования в социально – психологической науке являются различного рода контакты между людьми, которые могут быть как непосредственными («лицом к лицу») так и опосредованными,

например, путем использования средств массовой коммуникации: радио, телевидения, кино, интернета.

Такими различными путями осуществляется влияние на людей не только со стороны тех или иных лиц, но и отдельных социальных групп, а также общества в целом.

Иногда контакты случайны и сравнительно непродолжительны, в других же случаях, напротив, носят систематический и продолжительный характер, в частности на работе.

Объектом социальной психологии выступают как небольшие по численности группы, так и крупные общности людей: нации, классы, партии, профессиональные союзы, крупные контингенты различных предприятий. Они могут различаться по степени организованности (например, огромная толпа на площади, собравшиеся по поводу массового праздника, и крупное воинское подразделение). Контакты возникают не только между отдельными индивидами, но и между целыми группами, малыми и большими. Межгрупповые отношения могут варьироваться от взаимопонимания и сотрудничества до острой конфронтации.

Рассматривая структуру социальной психологии как науки, можно выделить следующие ее разделы:

- социальная психология личности;

- социальная психология общения и межличностного взаимодействия;

- социальная психология групп.

Социальная психология личности охватывает проблематику, обусловленную общественной природой человека: вопросы социализации, социально-психологических качеств личности, мотивации поведения, влияния на него социальных норм.

Социальная психология общенияи межличностного взаимодействия рассматривает различные виды и средства коммуникаций между людьми (включая и массовые коммуникации), их механизмы, типы взаимодействия людей – от кооперации до конфликта.

Социальная психология общенияизучает групповые явления и процессы, структуру и динамику больших групп, различные стадии их жизнедеятельности, а также межгрупповые отношения.

Социализация личности

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательного вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.

Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяется теми нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе плюнуть на кого-то – это символ презрения, а у представителей племени масаи – это выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе – это некультурно, т.е. правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах и, соответственно, поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация,или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации(появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «Мир и Я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

3. Стадия интеграции(появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:-сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

-изменение себя, стремление «стать как все» - конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадиясоциализации охватывает весь период зрелости

человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не

только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем

активного взаимодействия на среду через свою деятельность.

5.Послетрудовая стадиясоциализации рассматривает пожилой

возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессе передачи его новым поколениям.

Различия между социализацией детей и взрослых.

Ресоциализация.

Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Орвиль, Брим(1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых:

1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.

3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета». Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо».

Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца и матери.

4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь чело-

веку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Психолог Гоулд (1978) предложил теорию, которая значительно отличается от рассмотренной нами. Он считает, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей, она представляет собой процесс преодоления психологических тенденций, сложившихся в детстве. Хотя Гоулд разделяет точку зрения Фрейда о том, что травмы, перенесенные в детстве, оказывают решающее влияние на формирование личности, он считает, что возможно их частичное преодоление. Гоулд утверждает, что успешная социализация взрослых связана с постепенным преодолением детской уверенности во всемогуществе авторитетных лиц и в том, что другие обязаны заботиться о твоих нуждах. В результате формируется более реалистические убеждения с разумной мерой недоверия к авторитетам и пониманием, что люди сочетают в себе как достоинства, так и недостатки. Избавившись от детских мифов, люди становятся терпимее, щедрее и добрее. В конечном итоге личность обретает значительно большую свободу.

Ресоциализация.Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, не является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми.

Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация

охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания.

Приложение № 4

Наши рекомендации