Основные этапы управленческого общения
Непосредственно акту управленческого общения предшествует этап его подготовки Он включает определение целей, вида и формы управленческого общения, отбор и подготовку фактических данных, иллюстративного материала, планирование примерного содержания этапов общения. Сюда же относится сообщение подчиненному о предмете предстоящего общения, его месте, времени и длительности. Управленческое общение, как правило, происходит в кабинете начальника. Вместе с тем, в зависимости от его формы и целей, оно может проводиться и в рабочем кабинете подчиненного при условии отсутствия посторонних помех. Договариваться или назначать встречу нужно заблаговременно, чтобы партнер имел достаточно времени для подготовки. Существенное значение имеет время общения - уставший собеседник обычно не склонен к длительному и всестороннему обсуждению предмета общения
На первый взгляд, управленческое общение может показаться единым процессом. Таким оно мыслится в представлении многих людей в повседневном общении. Реальное же общение в управлении состоит из отдельных этапов, последовательное осуществление которых имеет важное практическое значение установление контакта; предварительное информирование; основной этап (обсуждение предмета общения, обмен мнениями, достижение цели), контроль результативности беседы (формулирование выводов), заключительная часть.
Этапы различны по продолжительности: одни мгновенные, другие - основательные и продолжительные. Но и те и другие присутствуют в управленческом общении. Игнорирование какого-либо из этапов ведет к снижению эффективности общения в управлении.
Например, пренебрежение последовательностью проведения беседы в лучшем случае приводит к ее трансформации в другой вид общения, что препятствует достижению поставленных целей. Очень часто нарушение последовательности ее проведения является причиной возникновения коммуникативных барьеров и непонимания между руководителем и подчиненным.
Возврат к началу страницы.
4.3.1. Установление контакта.
На этом этапе происходит обмен приветствиями, формируется положительный фон коммуникации, зондируются возможные препятствияили затруднения при проведении беседы (плохое самочувствие, болезнь, неуравновешенное эмоциональное состояние). Создается доброжелательная атмосфера, чему способствует соответствующая экспрессия инициатора беседы: синхронизация позы, открытые жесты и т.п. Особую роль играет улыбка, но она должна быть не казенная, а искренняя, являющаяся свидетельством искренней радости от общения с собеседником.
Именно по первым фразам на этапе установления контакта у партнеров складывается впечатление о собеседнике. которое может определить весь ход общения. Поэтому, как подчеркивает Ф.А. Кузин [36], в начале беседы следует избегать извинений, проявлений признаков неуверенности. Недопустимы любые проявления неуважения, высокомерия, пренебрежения к собеседнику. Нецелесообразно в начале беседы вынуждать партнера занимать оборонительную позицию оправдываться, подыскивать контраргументы.
В начале любою вида общения важно правильно назвать полное имя партнера и таким же образом обращаться к нему в ходе беседы.
Зачастую, в начале общения с руководителем подчиненный испытывает определенное напряжение, которое препятствует установлению контакта. Оно может проявляться в волнении, замкнутости, отчужденности. В качестве средстваснятия этого напряжения можно использовать комплимент, шутку. Этому же способствует непродолжительное, но заинтересованное обсуждение личных проблем подчиненного, не касающихся темы управленческого общения.
Возврат к началу страницы.