Низкий уровень – средний – высокий – очень высокий.
Можно пользоваться привычной для учителя пятибалльной системой оценки).
Что касается параметров и признаков, то лучше создавать бланки наблюдений, где указан набор конкретных признаков. Если же в бланках указаны лишь параметры, то возрастает значение количества участников наблюдения, а также их теоретическая подготовка, в течение которой организатору всего исследования необходимо убедиться, что все участники адекватно понимают термины.
Стандартизированный бланк наблюдений может выглядеть следующим образом
Фамилия, имя ребенка Класс (творческое объединение) ………………………. ………………………. | |||
Признак | Степень выраженности | ||
часто | иногда | никогда | |
1. … | |||
2. … | |||
3. … | |||
4. … | |||
5. … | |||
6. … | |||
7. … | |||
Дата наблюдения ……… Время ……….. Педагог………. |
Ниже предлагается несколько подходов к выделению параметров и признаков творческого развития личности, на основании которых можно конструировать бланки наблюдений.
Классификация творческих способностей по А.И.Луку.
1. Зоркость в поисках. В потоке внешних раздражителей человек обычно воспринимает лишь то, что укладывается в его «координационную сетку» уже имеющихся знаний и представлений. Остальное он неосознанно отбрасывает. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - нечто большее, чем просто наблюдательность.
2. Способ кодирования информации нервной системой. Мозг облекает любую мысль в ту или иную форму. Способ кодирования накладывает печать на форму внешнего выражения результатов, а если смотреть шире – на выбор содержательной области мышления.
3. Способность к свертыванию мыслительных операций заключается в том, что длинная цепь рассуждений, понятий заменяется одной обобщающей операцией, тем самым мышление переходит на более высокий уровень абстрагирования, использования все более емких в информационном отношении символов.
4. Способность к переносу – способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, способность к выработке обобщенных стратегий.
5. Боковое мышление – способность увидеть путь к решению, используя постороннюю информацию.
6. Цельность восприятия – способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее. В процессе творческой работы необходимо оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы попытаться вписать их в более общие картины.
7. Готовность памяти – способность вспомнить о свойствах объекта и соотнести эти знания с задачей. Имеет в виду скоростной момент извлечения информации из памяти.
8. Сближение понятий – легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий, «смысловые расстояния» между ними.
9. Гибкость мышления. Быстрый и легкий переход от одного класса явлений к другому. «Смысловые расстояния» – переменная величина, на которую влияет функциональная фиксированность человека; способность к преодолению фиксированность – одно их проявлений гибкости мышления.
10. Гибкость интеллекта – способность вовремя отказаться от ложной гипотезы.
11. Способность к оценочным действиям, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки.
12. Способность к «сцеплению» – то есть объединение воспринимаемых раздражителей, быстрое соотнесение новых сведений с прежним личным опытом.
13. Легкость генерирования идей. Чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие.
14. Беглость речи. Легкость необходима, чтобы облечь новую идею в слова. При этом важна осмысленность.
15. Способность к доведению до конца. Это не просто настойчивость, собранность и волевой настрой, а способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначального смысла.