Специфика социально-психологического изучения личности с учетом пространственных и временных параметров
Специфика социально-психологического подхода к изучению личности. Одной из особенностей социально-психологического подхода к изучению своего предмета, в том числе, а может быть и прежде всего, к личности является более высокая, чем в других, ранее сложившихся областях знания, динамичность, способность к перемещению акцентов во внимании исследователей к тем или иным сторонам изучаемого явления.
В 20-х годах, в пору первых социально-психологических экспериментов по изучению эффектов и результатов влияния на личность фактора совместной, групповой деятельности на первом плане оказалась эта сторона детерминации состояния и поведения индивида в группе. Значительно позже, в период возрождения отечественной социальной психологии в 60-х и 70-х годах, стала более актуальной задача исследования личности в широком контексте ее жизнедеятельности, выходящем за рамки лишь ее первичного коллектива.
Это отразилось, например, и на характере постановки такой традиционно социально-психологической проблемы, какой является феномен лидерства. Последнее стало сопоставляться с психологией руководства, а то, в свою очередь, вышло за узкие рамки не только первичного коллектива, но и более широкие грани социальной организации на еще больший оперативный простор исследования верхних эшелонов управления — территориального и регионального в их связи с федеральным [16].
Нет ничего удивительного поэтому в том, что и представление о специфике подхода к феномену личности в социальной психологии, в отличие от социологии и общей психологии, как они сложились более четверти века тому назад, сегодня нуждаются в определенной коррекции.
В 60-х и начале 70-х годов социальную психологию в отличие от социологии и общей психологии более всего выделяло стремление соединить в себе достоинства каждого из этих подходов, расчленявших по существу то единое целое, каким является личность на две обособленные составляющие.
Социологов более всего интересовал социальный контекст жизнедеятельности личности и в значительно меньшей степени глубина ее психологических характеристик, включая сюда и саму уникальность, и индивидуальную неповторимость личностных свойств человека.
Общая же психология тогда еще не успела выйти за рамки своих традиционных границ и представлений об общечеловеческих психических свойствах, процессах и состояниях индивида. Поэтому у нее на первом плане было изучение всеобщих механизмов психической жизнедеятельности человека.
Именно поэтому тогда нам представлялось крайне актуальным подчеркнуть то обстоятельство, что специфика социально-психологического подхода состоит в том, чтобы "раскрыть всю структурную сложность личности, которая является одновременно как объектом, так и субъектом общественных отношений" и представляет собой некое триединство "общечеловеческого, социально-специфического и индивидуально-неповторимого" [12, с. 109].
Необходимость и перспективы изменения подхода к исследованию личности. Однако в дальнейшем уже к концу 70 — началу 80-х годов ситуация существенно изменилась. Демаркационные линии границ, отделявшие социальную психологию от общей психологии и социологии, стали "прозрачными". Казавшаяся специфически социально-психологической, проблематика общения, например, стала интенсивно осваиваться с позиций общей психологии [17], [18]. А такой почти никого кроме автора этих строк не волновавший в 50-е годы всерьез феномен, каким является общественное или (что по сути почти одно и то же) социальное настроение, сегодня в глазах социологов приобретает характер универсального ключа к пониманию если не всех, то по крайней мере очень многих как духовных, так и социально-экономических проблем в жизнедеятельности нашего социума [14].
Естественно, что все это делает достаточно актуальным и вопрос о специфике социально-психологического подхода не только к личности, но и шире — ко всей своей проблематике с учетом происходящих перемен.
Нам представляется, что сегодня становится все более очевидной ограниченность представлений, во многом заимствованных у зарубежных исследователей (преимущественно у социальных психологов США) о малой группе как эпицентре социально-психологических проблем, в том числе и при изучении личности.
Сегодня, когда Россия переживает состояние как тяжелого кризиса, так и глубочайших перемен, сопоставимых разве что с тектоническими разломами земной коры, микромасштаб групповой психологии мало что способен дать радикально нового для понимания острейших и требующих безотлагательного решения социально-психологических проблем, в числе которых личность занимает одно из видных мест.
Поэтому с точки зрения перспектив дальнейшего развития и углубления социально-психологического подхода к изучению личности, очевидна спорность утверждения Г. М. Андреевой о том, что "для социальной психологии главным ориентиром является взаимоотношение личности с группой" [19, с. 272].
Новое время масштабных трансформаций и динамичных перемен требует, на наш взгляд, иных измерений и пространств и для исследования социальной психологии личности.
Оно предполагает соотнесение всех психических сил и возможностей личности, ее духовно-нравственного и социально-психологического потенциала с ее же психологической готовностью дать адекватный ответ на вызов своего времени[6]. А это, в свою очередь, возможно лишь при условии развития нового социально-психологического видения путей решения вечно актуальной задачи личности, связанной с ее потребностью самореализации в качестве уникальной индивидуальности, вносящей свой посильный вклад в общечеловеческую и общенациональную культуру в отведенном для ее жизни пространстве и времени.