Расчет оценки уровня квалификации работников (К)
Для оценки К принимается единый набор признаков, относящихся ко всем категориям работников: уровень специального образования и стаж работы по специальности. По уровню образования все работники распределяются на две группы:
I rp. — имеющие среднее специальное образование;
II rp. — имеющие высшее или незаконченное высшее (IV—V курс вуза) образование.
В соответствии с тем, в какую из указанных групп попадает работник, ему присваивается количественная оценка по этому признаку, величина которой составляет 1 или 2.
В зависимости от стажа работы по специальности работники распределяются на четыре группы по каждому уровню образования (табл. 30). Оценка уровня квалификации определяется по формуле:
К = (ОБ + СТ)/3,
Где, ОБ - оценка образования (ОБ = 1или2);
СТ - оценка стажа работы по специальности (СТ = 0,25; 0,50, 0,75; 1,0),
3 - постоянная величина, соответствующая сумме максимальных оценок по образованию и стажу работы.
Таблица 28 - Оценка признаков, определяющих профессиональные и личные качества руководителей
№ п/п | Признаки профессиональных и личных качеств | Удельная значимость признаков в общей оценке деловых качеств | Оценка признаков с учетом удельной значимости | ||
0,75 | 1,0 | 1,25 | |||
гр 4= гр 3•0,75 | гр 5= гр 3 •1,0 | гр 6 = гр 3 •1,25 | |||
Профессиональная компетентность- знание законодательных актов, руководящих и нормативных документов, широта профессионального кругозора | 0,27 | 0,2 | 0,27 | 0,34 | |
Способность оперативно и самостоятельно принимать обоснованные решения и отвечать за них, умение быстро и правильно реагировать на возникающие ситуации, аргументирование отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать меры, направленные на ликвидацию или предупреждение наметившихся отклонений | 0,23 | 0,17 | 0,23 | 0,29 | |
Способность практически организовывать работу коллектива и направлять деятельность работников на осуществление поставленных задач (умение планировать и распределять работу между подчиненными, координировать и контролировать работу сотрудников) | 0,13 | 0,1 | 0,13 | 0,16 | |
Способность воспитывать у работников чувство ответственности за порученное дело, стимулировать творческую инициативу, направленную на повышение эффективности труда, рост квалификации, освоение новых технологии, умение создать в коллективе благоприятный морально- психологический климат, способность направлять деятельность подчиненных, поддерживать дисциплину проявлять систематическую заботу о них | 0,12 | 0.09 | 0,12 | 0,15 | |
Способность работать в экстремальных условиях, выполнять работы, требующие аналитической оценки в процессе выработки и принятия нестандартных решении | 0.25 | 0.19 | 0,25 | 0,31 |
Таблица 29 - Оценка признаков, определяющих профессиональные и личные качества специалистов
N п/п | Признаки профессиональных и личных качеств | Удельная значимость признаков в общей оценке деловых качеств | Оценка признаков с учетом удельной значимости | |||
0,75 | 1,0 | 1,25 | ||||
гр 4= гр 3 •0,75 | гр 5 = гр 3 •1.0 | гр 6 = гр 3 •1,25 | ||||
Профессиональная компетентность - знание законодательных актов, руководящих и нормативных документов, широта профессионального кругозора, умение работать с документами | 0,34 | 0,25 | 0,34 | 0,42 | ||
Сознание ответственности за последствия своих действий, принимаемых решении | 0,17 | 0,13 | 0,17 | 0,21 | ||
Способность четко организовывать и планировать выполнение порученных задании, умение рационально использовать рабочее время, сосредоточиться на главном | 0,12 | 0,09 | 0,12 | 0,15 | ||
Способность выполнять должностные функции самостоятельно, без помощи руководителя или старшего по должности | 0,10 | 0,07 | 0,10 | 0,12 | ||
Творческим подход к решению поставленных задач, активность м инициатива в освоении новой компьютерной и информационной технологий, способность быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям | 0.10 | 0,07 | 0,10 | 0,12 | ||
Способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях. | 0,17 | 0,13 | 0,17 | 0,21 | ||
Пример 2
Расчет уровня квалификации (К) проводится следующим образом.
Работник — экономист I категории Павлов А.И. имеет, образование -высшее; стаж работы в должности экономиста — 12 лет.
По образованию он относится ко второй группе, по стажу работы для работников с высшим образованием — также ко второй группе, что соответствует значению 0,50.
К = (2 + 0,50)/3 = 0,83.
Уровень квалификации Павлова А.И. составляет 0,83
Таблица 30 - Оценка уровня квалификации
Номер группы по стажу | Оценка стажа | Стаж работы по специальности у работников, имеющих образование, годы | |
1 гр. Среднее специальное образование | II гр. Высшее и незаконченное высшее образование | ||
1. | 0,25 | 0-9 | 0-9 |
0,50 | 9—13, свыше 29 | 9—17,твыше29 | |
0,75 | 13—17,21-29 | 17-25 | |
1,0 | 17-21 | 26-29 |