Цели организации

Главная цель организации – миссия – должна переводиться в конкретные цели в тех областях деятельности, от которых зависит ее успех. В конечном счете, цели должны быть доведены до конкретных исполнителей в виде непосредственных производственных задач. Цели становятся инструментом управления, когда они:

Определены и сформулированы;

Известны персоналу;

Приняты работниками управления.

В качестве общего подхода рекомендуется определение целей в следующих ключевых областях:

Положение на рынке (цели маркетинга); Инновации; Человеческая организация; Финансовые ресурсы; Материальные ресурсы; Производительность; Социальная ответственность; Прибыль.
Таблица 4. Классификация целей

Критерий Виды целей
Содержание Организационные, экономические, политические, научные, социальные, экологические
Измеримость Количественные, качественные
Повторяемость Постоянные, разовые
Период установления Стратегические, тактические, оперативные
Иерархия Цели организации, структурных подразделений
Сфера действия Маркетинговые,производственные,инновационные,кадровые, административные, финансовые
Конкретизация Неоперациональные, операциональные
Среда Внутренние, внешние
Приоритетность Особо приоритетные, приоритетные, прочие
Характер Коммерческие, некоммерческие
Достижимость Фантастические, реальные
По уровню Общие, специфические
Стадия жизн. цикла Проектирование и создание объекта, рост, зрелость, завершение


Целям присущи такие свойства, как:

1. соподчиненность, т.е. цели подсистем вышестоящего уровня обусловливают цели подсистем нижестоящего уровня (практический вывод – цели должны формироваться сверху вниз);

2. развертываемость, которая выражается в том, что более общая цель конкретизируется несколькими более локальными, частными;

3. соотносительная важность, определяющая приоритетность целей всей организации по отношению к целям отдельных подразделений.

По времени цели могут быть:

- краткосрочные (тактические) до 1 года;

- среднесрочные от 1 года до 5 лет;

- долгосрочные (стратегические) горизонт планирования 5 лет и более.

Инструментом, с помощью которого осуществляется систематизация целей системы, является «дерево целей». Поскольку понятия «цель» и «средство» диалектически взаимосвязаны, то для целей верхнего уровня цели нижнего уровня являются средством достижения.
Правила построения дерева целей:

1. Построение начинается с формулировки цели 0-го уровня (миссии);

2. Цели каждого уровня должны быть сопоставимы по масштабу и значению;

3. Формулировка цели должна обеспечить возможность количественной и качественной оценки степени достижения цели, т.е. цели должны быть операциональными, поддаваться преобразованию в конкретные задачи и рабочие задания;

4. Необходимо обеспечить полноту редукции целей (каждая цель данного уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня. Исключение хотя бы одной подцели лишает полноты исходную цель или меняет ее).
Преимуществами метода построения дерева целей являются:

· Возможность объединить планирование и контроль;

· Возможность мотивации сотрудников через раскрытие информации о целях организации;

· Определение области ответственности и круга задач для каждого сотрудника;

· Коллегиальность между руководителями и подчиненными в разработке и постановке целей.

Тема 4 Планирование как функция менеджмента

Планирование – это стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях.

Задачи планирования:

1. обеспечение целенаправленного развития предприятия в целом и ее структурных подразделений.

2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает желаемое в будущем состояние объекта и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрицательных.

3. Координация деятельности структурных подразделений и работников предприятия. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов.

4. Создание объективной базы для эффективного контроля.

5. Информационное обеспечение работников организации.

"+"при отсутствии планирования работники не понимают поставленных целей, организации теряют ориентацию в хозяйственном мире, так как руководствуются краткосрочными интересами, оказываются в более уязвимой позиции по сравнению с конкурентами.

Применение планирования в организации улучшает координацию деятельности, позволяет организации быстро учитывать изменения во внешней среде, улучшает информационный обмен в организации.

Принципы планирования

1.Комплексоность планирования,

2. научная обоснованность и оптимальность решений,

3. доминирование стратегических аспектов в планировании,

4. ресурсная сбалансированность планов,

5. гибкость и эластичность планирования и др.

Классификация видов внутрифирменного планирования

Цели организации - student2.ru

Процесс планирования

Выделяют три формальных этапа планирования:

1.Постановка задачи – включает формулирование цели и анализ проблемы планирования.

2.Разработка плана предусматривает формирование возможных вариантов решения проблемы планирования, прогнозирование возможных последствий их реализации для организации.

3.Реализация планового решения – доведение планового решения до исполнителей в виде плановых заданий, нормативов, показателей.

Стратегическое и тактическое планирование

Можно отметить следующие основные моменты, по которым конкретный плановый документ относится к разряду стратегических:

- чем более отдаленные последствия имеет план, чем труднее от него отказаться, тем более стратегическим он является;

- чем шире влияние плана на функционирование организации, тем более стратегическим он является;

- стратегическое планирование занимается определением целей и средств их достижения, тактическое планирование- только средств. В общем, стратегическое планирование можно определить как долгосрочное комплексное планирование, ориентированное на конечные результаты.

Аспект планирования Оперативное планирование Стратегическое планирование
     
Объект рассмотрения Предприятие, эффективность отдельных процессов на предприятии Окружение предприятия, существенные изменении в окружении предприятия, положение предприятия по отношению к окружению
Цели Эффективность, рентабельность Обеспечение существования предприятия, создание потенциала успеха
Параметры, задаваемые в плане Прибыль, оборот, издержки Потенциал успеха, шансы, риски
инструменты Финансовый учет, расчет издержек и результатов Анализ жизненного цикла изделий, методика портфолио, сценарии

Наши рекомендации