Цели организации
Главная цель организации – миссия – должна переводиться в конкретные цели в тех областях деятельности, от которых зависит ее успех. В конечном счете, цели должны быть доведены до конкретных исполнителей в виде непосредственных производственных задач. Цели становятся инструментом управления, когда они:
Определены и сформулированы;
Известны персоналу;
Приняты работниками управления.
В качестве общего подхода рекомендуется определение целей в следующих ключевых областях:
Положение на рынке (цели маркетинга); Инновации; Человеческая организация; Финансовые ресурсы; Материальные ресурсы; Производительность; Социальная ответственность; Прибыль.
Таблица 4. Классификация целей
Критерий | Виды целей |
Содержание | Организационные, экономические, политические, научные, социальные, экологические |
Измеримость | Количественные, качественные |
Повторяемость | Постоянные, разовые |
Период установления | Стратегические, тактические, оперативные |
Иерархия | Цели организации, структурных подразделений |
Сфера действия | Маркетинговые,производственные,инновационные,кадровые, административные, финансовые |
Конкретизация | Неоперациональные, операциональные |
Среда | Внутренние, внешние |
Приоритетность | Особо приоритетные, приоритетные, прочие |
Характер | Коммерческие, некоммерческие |
Достижимость | Фантастические, реальные |
По уровню | Общие, специфические |
Стадия жизн. цикла | Проектирование и создание объекта, рост, зрелость, завершение |
Целям присущи такие свойства, как:
1. соподчиненность, т.е. цели подсистем вышестоящего уровня обусловливают цели подсистем нижестоящего уровня (практический вывод – цели должны формироваться сверху вниз);
2. развертываемость, которая выражается в том, что более общая цель конкретизируется несколькими более локальными, частными;
3. соотносительная важность, определяющая приоритетность целей всей организации по отношению к целям отдельных подразделений.
По времени цели могут быть:
- краткосрочные (тактические) до 1 года;
- среднесрочные от 1 года до 5 лет;
- долгосрочные (стратегические) горизонт планирования 5 лет и более.
Инструментом, с помощью которого осуществляется систематизация целей системы, является «дерево целей». Поскольку понятия «цель» и «средство» диалектически взаимосвязаны, то для целей верхнего уровня цели нижнего уровня являются средством достижения.
Правила построения дерева целей:
1. Построение начинается с формулировки цели 0-го уровня (миссии);
2. Цели каждого уровня должны быть сопоставимы по масштабу и значению;
3. Формулировка цели должна обеспечить возможность количественной и качественной оценки степени достижения цели, т.е. цели должны быть операциональными, поддаваться преобразованию в конкретные задачи и рабочие задания;
4. Необходимо обеспечить полноту редукции целей (каждая цель данного уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня. Исключение хотя бы одной подцели лишает полноты исходную цель или меняет ее).
Преимуществами метода построения дерева целей являются:
· Возможность объединить планирование и контроль;
· Возможность мотивации сотрудников через раскрытие информации о целях организации;
· Определение области ответственности и круга задач для каждого сотрудника;
· Коллегиальность между руководителями и подчиненными в разработке и постановке целей.
Тема 4 Планирование как функция менеджмента
Планирование – это стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях.
Задачи планирования:
1. обеспечение целенаправленного развития предприятия в целом и ее структурных подразделений.
2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает желаемое в будущем состояние объекта и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрицательных.
3. Координация деятельности структурных подразделений и работников предприятия. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов.
4. Создание объективной базы для эффективного контроля.
5. Информационное обеспечение работников организации.
"+"при отсутствии планирования работники не понимают поставленных целей, организации теряют ориентацию в хозяйственном мире, так как руководствуются краткосрочными интересами, оказываются в более уязвимой позиции по сравнению с конкурентами.
Применение планирования в организации улучшает координацию деятельности, позволяет организации быстро учитывать изменения во внешней среде, улучшает информационный обмен в организации.
Принципы планирования
1.Комплексоность планирования,
2. научная обоснованность и оптимальность решений,
3. доминирование стратегических аспектов в планировании,
4. ресурсная сбалансированность планов,
5. гибкость и эластичность планирования и др.
Классификация видов внутрифирменного планирования
Процесс планирования
Выделяют три формальных этапа планирования:
1.Постановка задачи – включает формулирование цели и анализ проблемы планирования.
2.Разработка плана предусматривает формирование возможных вариантов решения проблемы планирования, прогнозирование возможных последствий их реализации для организации.
3.Реализация планового решения – доведение планового решения до исполнителей в виде плановых заданий, нормативов, показателей.
Стратегическое и тактическое планирование
Можно отметить следующие основные моменты, по которым конкретный плановый документ относится к разряду стратегических:
- чем более отдаленные последствия имеет план, чем труднее от него отказаться, тем более стратегическим он является;
- чем шире влияние плана на функционирование организации, тем более стратегическим он является;
- стратегическое планирование занимается определением целей и средств их достижения, тактическое планирование- только средств. В общем, стратегическое планирование можно определить как долгосрочное комплексное планирование, ориентированное на конечные результаты.
Аспект планирования | Оперативное планирование | Стратегическое планирование |
Объект рассмотрения | Предприятие, эффективность отдельных процессов на предприятии | Окружение предприятия, существенные изменении в окружении предприятия, положение предприятия по отношению к окружению |
Цели | Эффективность, рентабельность | Обеспечение существования предприятия, создание потенциала успеха |
Параметры, задаваемые в плане | Прибыль, оборот, издержки | Потенциал успеха, шансы, риски |
инструменты | Финансовый учет, расчет издержек и результатов | Анализ жизненного цикла изделий, методика портфолио, сценарии |