Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету
1. Понятие юридической техники. Возникновение термина «юридическая техника» и исторические этапы ее развития. Значение юридической техники.
2. Понятие и своеобразие языка права. Определение и основные черты юридического стиля речи; отграничение от публицистического, научного, художественного.
3. Понятие и виды юридических терминов. Требования юридической терминологии. Проблема использования иностранных слов, архаизмов, неологизмов, повседневно-бытовой лексики.
4. Юридические дефиниции: понятие, виды, структура. Проблема обеспечения единства правовых понятий в российском законодательстве.
5. Понятие и роль юридических конструкций в праве. Нормативность юридических конструкций.
6. Определение правотворческой (законодательной) техники.
7. Наименование правового акта.
8. Стандарты и реквизиты правовых актов.
9. Способы изложения норм права. Норма права и статья нормативно-правового акта.
10. Понятие и способы экспертизы правового акта.
11. Понятие коллизий в праве и способы их преодоления.
12. Особенности составления и оформления индивидуальных правых актов: актов правоприменения, договоров, претензий, жалоб, заявлений.
13. Понятие и требования этики юридического письма.
14. Роль межличностных коммуникаций в деятельности юриста.
15. Определение юридического диалога и его виды: беседа, консультация, судебные прения, публичное выступление, полемика, реплика.
16. Юридическое доказательство: понятие, виды, способы.
17. Стратегия и тактика юридического диалога: конструктивный и деконструктивный юридический диалог.
18. Методы расширения поля аргументации, альтернативного доказывания, компромисса, концентрации аргументов и др.
19. Этика юридического диалога. Соотношение цели и средств в юридическом диалоге.
20. Понятие и виды уловок (манипуляций) в юридическом диалоге.
21. Определение софизма и его виды: подмена тезиса доказательства, порочный круг доказательства, изменение условности или модальности тезиса, предвосхищение основания и др.
22. Недопустимые аргументы: к авторитету, к массам, к аудитории, к невежеству, к тщеславию, к личности, аргумент-гипербола, грубая аналогия.
23. Понятие и виды психологических уловок в юридическом диалоге.
24. Организационно-процедурные уловки в юридическом диалоге.
25. Способы нейтрализации недопустимых приемов в юридическом диалоге.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ
Введение
В настоящее время существует около двухсот национальных правовых систем, о которых мы располагаем относительно точными сведениями. Такое многообразие вызывает необходимость проведения сравнительного анализа этих правовых систем с выявлением уникальных, специфических, национальных черт, а также их классификацию и выделения их в правовые семьи с присущими им общими признаками.
Сравнительный анализ позволяет выделить сущностные характеристики российской национальной правовой системы, оценить возможность заимствования правовых институтов других государств без потери целостности и эффективности собственной правовой системы.
Объективными факторами, обуславливающими необходимость изучения данного курса являются:
- многообразие правовых систем современности;
- появление на правовой карте мира правовых систем новых независимых государств;
- развитие правовых взаимосвязей и расширение международных, экономических, политических, культурных и иных связей между государствами.
Содержание дисциплины
Тема 1. Сравнительное правоведение: метод, наука, учебная дисциплина.
Сравнительное правоведение как особая отрасль правового познания. Значение курса для подготовки юристов. Соотношение сравнительного правоведения с другими юридическими науками: теорией и историей государства и права, отраслевыми юридическими науками. Сравнительное правоведение и изучение зарубежного права. Сравнительное правоведение как метод и как научная дисциплина. Методология сравнительного правоведения. Возникновение и основные этапы развития сравнительного правоведения. Сравнительное правоведение как учебный курс. Предмет, цели, задачи и система курса сравнительного правоведения.