Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету

1. Понятие и предмет этики.

2. Основные этапы исторического развития этических учений.

3. Понятие и содержание основных категорий этики.

4. Мораль и нравственность

5. Категории «добра» и «зла» в деятельности юриста.

6. Долг, совесть, ответственность в работе юриста.

7. Честь и достоинство

8. Справедливость

9. Понятие и сущность морали.

10. Структура и функции морали.

11. Мораль и право

12. Понятие, предмет и содержание профессиональной этики

юриста.

13. Особенности профессиональной этики юриста

14. Нравственные конфликты в юридической деятельности.

15. Методы изучения профессиональной этики юриста.

16. Виды профессиональной этики юриста.

17. Нравственное содержание презумпции невиновности.

18. Нравственные начала судопроизводства.

19. Профессионально необходимые качества юриста, их

нравственное содержание.

20. Нравственные основы деятельности следователя.

21. Нравственные основы деятельности адвоката.

22. Нравственные основы деятельности прокурора.

23. Нравственные основы деятельности судьи.

24. Этические основы допроса потерпевшего.

25. Этические основы допроса несовершеннолетнего.

26. Нравственное значение судебных прений.

27. Этика обвинительной речи прокурора.

28. Этика речи защитника.

29. Соотношение общей и профессиональной этики.

30. Оценочный характер нравственных норм.

Темы К/Р

Практическое задание:

1. Сравните точки зрения философов. Какой Вы отдаете предпочтение и почему? А.Шопенгауэр писал, что сострадание «процесс изумительный и, более того, таинственный. Это поистине великая мистерия этики, её первофеномен и пограничный столб… мы видим, что в этом процессе снимется перегородка, которая с точки зрения естественного света разума совершенно отделяет одно существо от другого, и что не я – некоторым образом становится я». А Ф.Ницше характеризовал сострадание как « депрессивный заразный инстинкт», который парализует инстинкты, направленные на повышение ценности жизни.

2. Чем различаются понятия «этика», «мораль», «нравственность»? Выполнима ли такая задача этики, как “учить морали”? Можно ли научить морали?

3. Почему известное изречение: «И так во всем, как хотите, чтобы поступали с вами люди, поступайте и вы с ними», - получило название «золотого правила» нравственности? Считаете ли Вы возможным применять его в отношениях с окружающими?

4. Проследите эволюцию нормы «уважай старших» от патриархальных нравов до наших дней. Покажите особенности её понимания на каждом историческом этапе. В чем проявляется эта норма сегодня?

5. Как Вы относитесь к мысли Конфуция о том, что «если будут чтить умерших, помнить предков, то в народе вновь окрепнет добродетель»? На Ваш взгляд, является ли она актуальной для современной нравственности?

6. Сравните приведенные ниже высказывания философов. В чем различие их взглядов на соотношение морали и права? Чьим мыслям Вы отдаете предпочтение? В чем сила морали?

А. «Сделать людей добродетельными можно только посредством хороших законов. Все искусство законодателя заключается в том, чтобы заставить людей быть справедливыми друг к другу, опираясь на их любовь к себе самим. Реформу нравов надо начать с реформы законов» (К.Гельвеций).

Б. «…Моральную силу невозможно создать параграфами законов… Мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием» (К.Маркс).

7. Существует поговорка «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Какое место она отводит мотивации человека. Что больше свидетельствует о нравственном облике личности – её поступки или мотивы этих поступков? Какую роль в нравственной оценке личности играет понимание мотивов поведения?

8. Сравните два высказывания. Какую из названных позиций Вы разделяете? Аргументируйте свой выбор.

А. « Добро должно быть с кулаками» (С.Куняев).

Б. «Неотвечание злом на зло и неучастие в зле есть верное средство не только спасения, но и победы над теми, кто творит зло» (В.Булгаков).

9. «Из двух зол выбирают меньшее», - гласит русская пословица. «Из двух зол выбирать не стоит», - советует английская пословица. А как думаете Вы? Аргументируйте свой ответ.

10. Каково соотношение между долгом и совестью. Могут ли они вступать в противоречие или конфликт? Приведите примеры такого конфликта. Чему предпочитаете следовать Вы в случае разлада: требованиям долга или велениям совести?

11. Честь – честолюбие – тщеславие - гордость. Дайте определения этим понятиям морального сознания и человеческим качествам. Какие из них, на ваш взгляд, можно расценивать как отрицательные свойства человека?

12. Прокомментируйте известное высказывание «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».

13. Можно ли быть нравственным, не будучи свободным? А свободным – не будучи нравственным? Всегда ли у человека есть выбор?

14. Можно ли утверждать, что в приведенном ниже индийском изречении выражен смысл жизни? «Когда ты явился на свет, ты плакал. А все другие радовались; сделай же так, чтобы, когда ты будешь покидать свет, все плакали, а ты один улыбался».

15. Известно, что счастье каждый понимает по-своему. Возможно ли общее определение счастья, которое бы было справедливым для всех?

16. Вы следователь, ведущий дело о группе «рэкетиров». Вы знаете, что в этой группе – Ваш бывший школьный товарищ, с которым Вы были дружны. Варианты Вашего поведения?

17. Как вы относитесь к трансплантологии? Оцените её перспективы с этико-правовых позиций.

18. Эвтаназия это убийство или акт милосердия по отношению к безнадежно больному, страдающему человеку? Аргументируйте свой выбор.

19. Как прокурор Вы вынуждены привлечь к ответственности крупного чиновника. Но Вам звонят из «центра» и просят замять дело, иначе Вы потеряете возможность получения квартиры и т.п. Ваше поведение?

20. Искусственное прерывание беременности вызывает у населения разных стран прямо противоположную реакцию. При этом борьба мнений ведется под знаком соблюдения либо прав матери (сторонники аборта), либо прав «не родившегося» ребенка (противники аборта). Чьи права поддерживаете Вы? С какого срока беременности должно реализовываться право ребенка на жизнь?

Наши рекомендации