Тема 13. Основные психодраматические техники и понятия

1. Базовые понятия психодрамы: протагонист, директор психодрамы, сцена, вспомогательные «Я», дубль, роль,

2. Базовые техники психодрамы: дублирование, обмен ролями, добавочная реальность, стул-собеседник, зеркало, хор.

Литература:

1. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1998. С.18-32, 53-69.

2. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.43-47, 83- 86, 94-120.

3. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.157-194.

4. Марино Р.Ф. История Доктора: Джей Л. Морено создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. М.: «Класс», 2001. С.53-60, 125-137, 173-178.

Тема 14.Социометрия как эмпирически-теоретическая основа психодрамы.

1. Связь социометрии и психодрамы в концепции Я.Л. Морено.

2. Социометрия и социометрические критерии, социограмма.

3. Понятия «социальный атом», «регенерация» социального атома и «социальная смерть».

Литература:

1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.157-194.

2. Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.205-321.

3. Морено Я. Социометрия. М.: Академический проект, 2001. С.117-124.

Тема 15. Психотерапевтические принципы в психодраме.

1. Основные психотерапевтические принципы в психодраме по Д. Кипперу.

2. Принципы работы психотерапевта.

Литература:

1. Келлерман П. Психодрама крупным планом: анализ терапевтических механизмов. М.: Класс, 2001. С.60-66, 81-91.

2. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.43-47, 83-86, 94-120.

Тема 16. Применение психодрамы в работе с подростками, семьей, жертвами насилия, преступниками.

  1. Интерпсихическая психодрама в работе с подростками и интерпсихическая социометрия П. Питцеле.
  2. Семейная психодрама – психодраматическое лечение супружеских проблем (Я.Л. Морено, З.Т. Морено).
  3. Возможности психодрамы в работе с жертвами насилия. (М. Карп, Э. Банистер).

Литература:

1. Банистер Э. Научиться жить сначала /Психодрама: вдохновение и практика. М.: «Класс», 2000. С.125-140.

2. Карп М. Психодрама под маринадом /Психодрама: вдохновение и практика. М.:«Класс», 2000. С.155-170.

3. Морено З. Время, пространство, реальность и семья. Психодрама с вновь сложившейся семьей/Психодрама: вдохновение и практика. М.:«Класс», 2000. С.97-125.

4. Питцеле П. Подростки изнутри/Психодрама: вдохновение и практика. М: «Класс», 2000. С.37-65.

Тема 17. Спонтанность, действие, креативность, «консервы», креативные качества человека.

1. Понятие спонтанности, общая теория спонтанности.

2. Теория спонтанности и креативность. Деструктивные и креативные стороны спонтанности.

3. Измерение спонтанности, тестирование спонтанности.

4. Действие как основа метода Я.Морено.

5. Место креативности в теории Я.Морено, креативный круговорот, «культурные консервы», креативные качества человека.

Литература:

1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.112 -117.

2.Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. – С.126-146, 153-160, 177-184.

Тема 18.Работа директора психодрамы на основной фазе.

1)Назначение и снятие ролей, дублирование, основные задачи дубля, множественное дублирование, постоянный дубль и техника попеременного дублирования.

2) Психодрама, центрированная на протагонисте, ее особенности

3)Завершение, понятие завершения. Терапевтические цели сцен завершения.

Литература:

1.Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.182-194.

2. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.43-53.

3. Психодрама: вдохновение и техника. М: «Класс», 2000. С.25-34.

4. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1988. С.192-203.

Тема 19. Психодраматерапия в аспекте теории ролей: психопатологические нарушения, ролевой дефицит, атрофия ролей, ролевые конфликты.

1.Роль, ролевая динамика, ролевое тестирование.

2.Психопатологические нарушения с позиции теории ролей, ролевой дефицит, его синдромы, атрофия ролей и вторичный ролевой дефицит (патологическая и физиологическая атрофия ролей).

3.Ролевые конфликты: интраролевой, интерролевой, интраперсональный, интерперсональный.

Литература:

1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.275-311.

2. Морено Я.Л. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.207-235.

Наши рекомендации