Тема 13. Основные психодраматические техники и понятия
1. Базовые понятия психодрамы: протагонист, директор психодрамы, сцена, вспомогательные «Я», дубль, роль,
2. Базовые техники психодрамы: дублирование, обмен ролями, добавочная реальность, стул-собеседник, зеркало, хор.
Литература:
1. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1998. С.18-32, 53-69.
2. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.43-47, 83- 86, 94-120.
3. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.157-194.
4. Марино Р.Ф. История Доктора: Джей Л. Морено создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. М.: «Класс», 2001. С.53-60, 125-137, 173-178.
Тема 14.Социометрия как эмпирически-теоретическая основа психодрамы.
1. Связь социометрии и психодрамы в концепции Я.Л. Морено.
2. Социометрия и социометрические критерии, социограмма.
3. Понятия «социальный атом», «регенерация» социального атома и «социальная смерть».
Литература:
1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.157-194.
2. Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.205-321.
3. Морено Я. Социометрия. М.: Академический проект, 2001. С.117-124.
Тема 15. Психотерапевтические принципы в психодраме.
1. Основные психотерапевтические принципы в психодраме по Д. Кипперу.
2. Принципы работы психотерапевта.
Литература:
1. Келлерман П. Психодрама крупным планом: анализ терапевтических механизмов. М.: Класс, 2001. С.60-66, 81-91.
2. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.43-47, 83-86, 94-120.
Тема 16. Применение психодрамы в работе с подростками, семьей, жертвами насилия, преступниками.
- Интерпсихическая психодрама в работе с подростками и интерпсихическая социометрия П. Питцеле.
- Семейная психодрама – психодраматическое лечение супружеских проблем (Я.Л. Морено, З.Т. Морено).
- Возможности психодрамы в работе с жертвами насилия. (М. Карп, Э. Банистер).
Литература:
1. Банистер Э. Научиться жить сначала /Психодрама: вдохновение и практика. М.: «Класс», 2000. С.125-140.
2. Карп М. Психодрама под маринадом /Психодрама: вдохновение и практика. М.:«Класс», 2000. С.155-170.
3. Морено З. Время, пространство, реальность и семья. Психодрама с вновь сложившейся семьей/Психодрама: вдохновение и практика. М.:«Класс», 2000. С.97-125.
4. Питцеле П. Подростки изнутри/Психодрама: вдохновение и практика. М: «Класс», 2000. С.37-65.
Тема 17. Спонтанность, действие, креативность, «консервы», креативные качества человека.
1. Понятие спонтанности, общая теория спонтанности.
2. Теория спонтанности и креативность. Деструктивные и креативные стороны спонтанности.
3. Измерение спонтанности, тестирование спонтанности.
4. Действие как основа метода Я.Морено.
5. Место креативности в теории Я.Морено, креативный круговорот, «культурные консервы», креативные качества человека.
Литература:
1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.112 -117.
2.Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. – С.126-146, 153-160, 177-184.
Тема 18.Работа директора психодрамы на основной фазе.
1)Назначение и снятие ролей, дублирование, основные задачи дубля, множественное дублирование, постоянный дубль и техника попеременного дублирования.
2) Психодрама, центрированная на протагонисте, ее особенности
3)Завершение, понятие завершения. Терапевтические цели сцен завершения.
Литература:
1.Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.182-194.
2. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.43-53.
3. Психодрама: вдохновение и техника. М: «Класс», 2000. С.25-34.
4. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1988. С.192-203.
Тема 19. Психодраматерапия в аспекте теории ролей: психопатологические нарушения, ролевой дефицит, атрофия ролей, ролевые конфликты.
1.Роль, ролевая динамика, ролевое тестирование.
2.Психопатологические нарушения с позиции теории ролей, ролевой дефицит, его синдромы, атрофия ролей и вторичный ролевой дефицит (патологическая и физиологическая атрофия ролей).
3.Ролевые конфликты: интраролевой, интерролевой, интраперсональный, интерперсональный.
Литература:
1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.275-311.
2. Морено Я.Л. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.207-235.