Сущность и основные направления стресс-менеджмента
Умение контролировать себя в стрессовых ситуациях является залогом успеха в любой сфере деятельности, да и жизни вообще. А всякое излишество и чрезмерность приводят к неприятностям.
Мысль о том, что необходимо контролировать свои эмоции при осуществлении профессиональной деятельности, отмечается именно у зарубежных менеджеров. Основная мысль – эмоции должны быть только позитивными, так как негативные могут плохо повлиять на результат всей работы.
После понимания причин возникшего организационного стресса руководитель должен задействовать комплекс соответствующих мер для его устранения и профилактики в будущем. Американские, японские и западноевропейские компании предпринимают ряд мер в этом направлении. В частности, в их бюджете предусмотрены расходы для управления организационным стрессом. Десятки из них уже открыли для работников курсы борьбы со стрессом, где желающие смогут получить различную помощь – от организации групповых консультаций до проведения сеансов медитации, гипноза, восточных курсов самообороны и самовнушения[10].
Другие же компании стремятся привлечь работников к спорту, танцам и йоге. В практике некоторых организаций для работников предлагаются сеансы арт-терапии, игротерапии, цвето- и светолечения, аквариумистики, релаксации на природе, с использованием методов звукового восприятия. Благодаря таким мерам со стороны руководства начинает активно развиваться современный рынок психоанализа и антистрессовых услуг.
Рекомендуется предпринять ряд обязательных мер для управления стрессом на уровне компании – с контролем и обеспечением благоприятного психологического и социального климата, оптимизацией организационной структуры, учитывая возможности и способности каждого работника. Важное значение отводится планированию карьеры, разъясняя работникам их перспективы, вовлекая сотрудников в процесс управления компанией, максимально улучшая прозрачность деятельности, информирование персонала о будущих изменениях, налаживая систему обратной связи с ними, обеспечивая обогащение труда, с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Необходимым условием становится обучение менеджеров среднего и высшего звена по управлению конфликтами[11].
Управление стрессом на первом уровне предполагает выработку четких требований в отношении сотрудников и оценки их работы. Некоторые компании, в основном иностранные и некоторые российские банковские структуры, организуют релаксации и тренинги (два-три раза в неделю после работы), используя аудиокассеты под управлением психолога. Также организуются различные коммуникативные тренинги, направленные на изучение навыков снятия напряжения, проведение тренингов для развития коммуникативной культуры работников, игровых стрессов для снятия коллективной напряженности, с укреплением связей между сотрудниками. Предпринимаемые меры позволяют работникам расслабиться, ощущать себя лучше, восстанавливая силы.
Второй уровень – управление стрессом на уровне личности. Основан данный метод на обучении умению индивидуально справляться с возникающими стрессами, основываясь на специальных программах и рекомендациях, направленных на нейтрализацию стрессов. В состав данных программ входят тренинги, медитация, выполнение физических упражнений, диета. Благодаря данным мерам человек ощущает себя лучше, восстанавливает свои силы и учится расслабляться.
В России существенная роль в борьбе со стрессом отводится самому сотруднику. Представляется целесообразным для профилактики профессионального выгорания необходимость[12]:
— использование «технических перерывов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
— освоения путей управления профессиональным стрессом – изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте; построение «мостов» между работой и домом;
— освоение приёмов релаксации, визуализации, ауторегуляции, самопрограммирования;
— стремление профессионально развиваться и самосовершенствоваться (обмен профессиональной информацией за пределами собственного коллектива через общение на курсах повышения квалификации, конференциях, симпозиумах, конгрессах);
— уход от ненужной конкуренции.
Указанные профилактические меры способствуют повышению имеющихся у сотрудника жизненных ресурсов.
Для того, чтобы указанные действия соблюдались на практике, необходимо составить проект на примере реального предприятия, в котором будут четко определены действия как самого сотрудника, так и тех, кто будет контролировать выполнение проекта.
[1] Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания сотрудника. - М.: Сигма, 2011. – С. 57
[2] Мудрик А.В. Психолог на работе: мастерство и вдохновение. - М.: Омега-М, 2011. – С. 178.
[3] Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М., 2011. – С. 62.
[4] Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения сотрудника // Вопросы психологии, 2007. - №6. – С. 16.
[5] Щуркова Н.Е. Руководство современной организации. - М., 2010. – С. 137.
[6] Рогов Е.И. Сотрудник современной организации как объект психологического исследования. - М.: ВЛАДОС, 2008. – С. 121.
[7] Сергеева В.П. Стрессовые ситуации в профессии. - М.,2010. – С. 127.
[8] Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург, 2011. – С. 137.
[9] Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога, 1998 - № 5. – С. 38.
[10] Львова Ю.Л. Проблемы развития профессиональной и общественной активности сотрудников современных организаций. - М., 2011. – С. 74.
[11] Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., Просвещение, 2009. – С. 56.
[12] Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - М., 2012. – С. 137.