Секреты успеха в профессиональной деятельности

При всём многообразии видов профессиональной деятельности многие учёные называют ряд личностных качеств, выступающих как профессионально важные практически для любого вида профессиональной деятельности. Это ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, эмоциональная устойчивость.

Выбор профессии имеет важное значение, ведь это предпочтение определённого стиля жизни, социального окружения и, главным образом, социально-экономического статуса. В обществе выделяются три социально-экономических уровня: высший (элитарный), средний и низший. Соответственно существуют профессии высокостатусного успеха, и низкостатусные – социальные и вспомогательные службы, рабочие специальности. Перейти из уровня в уровень, и тем более передвинуться на две ступени выше, - задача чрезвычайно трудная и почти невозможная.

Ни для кого не секрет, что есть профессии «денежные» и «неденежные», творческие и алгоритмизированные, свободные и строго заданные, руководящие и исполнительские, интеллектуальные и физические, модные и непопулярные. Более того, в отечественном бизнесе идёт бурный процесс появления узких профессиональных специализаций, характерный более для западного менеджмента. Появляются новые, совершенно уникальные профессии: менеджер по развитию бизнеса, промоутер, медиапланнер. Сегодня зачастую модно то, что загадочно и красиво звучит: супервайзер (торговый преставитель), маркетолог (специалист по продвижению товара), артдиректор (главный художник). Модными являются профессии, связанные с красивым отдыхом: бармена, туроператора, крупье; профессии модельного бизнеса, профессии с заграничными командировками и т.д.

Если профессия помогает красиво жить, если она хорошо оплачивается, значит, она тоже модная. Хорошо платят профессионалам, узким специалистам и руководителям высшего звена (топ-менеджерам), но для этого надо быть настоящим профессионалом: в высшей степени компетентным, весьма своеобразным (имеющим собственный неповторимый стиль деятельности) и достаточно известным в своей профессиональной среде. У них непременно должны быть сертификаты, патенты, книги, выступления в средствах массовой информации в качестве эксперта, удачные проекты. При этом достойно платят не за процесс труда, а за его результат, а чтобы хорошо зарабатывать, нужно очень много работать.

Для того чтобы «держать марку» именно профессионала, а не рядового специалиста, нужно сначала понять, что их отличие – в знании делового этикета и специфики общения и восприятия, умении грамотно использовать цвет в одежде, корректно подбирать свой гардероб в соответствии с занимаемой должностью. Имидж профессионала – это искусство самопрезентации. Здесь очень важно знать точное количество необходимых атрибутов, чтобы произвести правильное первое впечатление. Именно в первые 60 секунд ваш собеседник судит о вас как о личности и принимает решение, касающееся вашего дальнейшего общения.

Чтобы достичь успеха и продвигаться по службе, крайне важно быть уверенным в себе человеком. Специалист всегда ориентирован на узкий круг своих обязанностей, в то время как профессионал ориентирован на работу с реальными проблемами в реальных ситуациях. Он умеет собирать и правильно обрабатывать нужную информацию.

Профессионалы – это люди, которые опираются на свои сильные стороны и при этом спокойно воспринимают слабые. Определяющими частями имиджа являются такие качества, как высокая самооценка, чувство собственного достоинства, вера в доброжелательность окружающих, ответственность перед коллегами и руководством, желание постоянно учиться. Внешний вид того или иного профессионала напрямую зависит от рода его деятельности. Следовательно, необходимо тщательно подбирать стиль и манеру речи в зависимости от конкретной ситуации.

Профессионально важным качеством является здоровье. Поддерживать хорошую спортивную форму не только полезно, но и приятно. Недаром многие преуспевающие люди регулярно занимаются спортом и ведут активный образ жизни. Но для того чтобы вас воспринимали как настоящего профессионала, мало хорошо выглядеть, вежливо говорить и искренне улыбаться. Имидж – это несомненное единство вашего внешнего и внутреннего мира. Сделайте ваш имидж безупречным, и вас ждёт успех!

2. Правила собеседования при приёме на работу.

Многие из нас больше всего боятся собеседования при поступлении на работу. Но вместе с тем собеседование – наилучший способ показать работодателю свои лучшие качества. Незнание того, что произойдёт на собеседовании, - основная причина нервозности.

Существует два основных типа собеседования, которые различаются по продолжительности и объёму полученной информации:

– собеседование «один на один» предполагает наличие одного интервьюера, говорящего отдельно с каждым кандидатом;

– Групповое собеседование включает от трёх до шести интервьюеров, задающих методично отобранные вопросы при выборе кандидата.

Этапы подготовки к собеседованию:

1. Желательно ещё до начала интервью постараться получить об организации достаточно информации, чтобы в дальнейшем уметь использовать её в свою пользу.

2. Продумайте свой путь в данную организацию. Вы должны приложить максимум усилий, чтобы явиться в точно назначенное время и не в коем случае не опаздывать. Лучше прибыть минут за 10-15 до собеседования, чтобы иметь возможность привести себя в порядок после дороги и немного отдохнуть перед предстоящим разговором. Не следует приезжать задолго до назначенного времени, так как долгое ожидание усилит ваше волнение, если вы не очень уверенный в себе человек.

3. Следует позаботиться о своём внешнем виде. В перечне причин для отказа в работе, на первом месте – это жалкий внешний вид. Кандидат явившийся на предварительную беседу, должен выглядеть опрятным и хорошо ухоженным. Это указывает на присущее ему чувство собственного достоинства и даёт основание предположить, что его работа будет отличаться такой же аккуратностью. Визуальное впечатление играет большую роль, и всем кандидатам надо задуматься, какой образ они хотят представить в процессе собеседования.

4. Потренируйтесь, встретившись с другом. Используйте видеокамеру или магнитофон, чтобы увидеть или услышать себя так, как видят и слышат другие. Собеседование похоже на дуэль, поэтому вам отнюдь не помешает, как следует подготовиться, чтобы произвести благоприятное впечатление.

Ниже приведён перечень типичных вопросов, к которым следует подготовиться заранее:

– Почему вы добиваетесь этой работы?

– Кем вы себя видите через пять лет?

– Почему мы должны предложить эту вакансию именно вам?

– Каковы ваши сильные или слабые стороны?

– Почему вы хотите уйти из фирмы «Н»?

– Какие изменения вы введёте, если получите эту должность?

– Что вам известно о нашей организации?

– На какую заработную плату вы рассчитываете?

– Какими качествами должен обладать сотрудник на этой должности?

– Какая дополнительная подготовка нужна вам для данной должности?

– Почему вы выбрали именно эту карьеру?

– Чем вам больше всего нравится заниматься на работе или в свободное время?

– Что привлекает вас в нашей фирме?

– Чего вы хотите достичь, если получите эту вакансию?

– Какой стиль управления вам нравится? В какие ещё фирмы вы обращались?

Пересекая порог офиса, в котором вы, возможно, будете работать, будьте вежливы со всеми, кого увидите, будь то охранник, секретарь или вошедший вместе с вами сотрудник компании. Впечатление, которое вы произвели в течение нескольких первых минут, останется надолго.

Войдя в кабинет интервьюера, доброжелательно улыбнитесь, поздоровайтесь, протяните руку для рукопожатия. Действуйте смело и уверенно. Ощущайте себя «подарком судьбы» для компании, в которую пришли устраиваться на работу, люди поверят в созданный вами образ.

Существует большое разнообразие вопросов, которые интервьюер может вам задать, и нереально готовиться по всем из них в отдельности. Однако все вопросы можно разбить на группы по темам:

– Образование и подготовка;

– Трудовая деятельность;

– Хобби;

– Амбиции и мотивация;

– Работа и организация;

– Вопросы на общие темы.

Если вы грамотно подготовились к встрече, вы сможете легко справиться со всеми вопросами подобного типа, потому что они прогнозируемы. Однако вы можете столкнуться с несколькими совершенно неожиданными вопросами, предназначенными для проверки ваших знаний о современном состоянии дел в вашей области или определения вашего отношения к тому или иному явлению. Если у вас не получается сразу же ответить на вопрос или же вам не удалось понять, куда клонит спрашивающий, потяните время, попросив повторить или перефразировать этот вопрос.

Будьте всегда неизменно вежливы, никогда не спорьте, старайтесь точно отвечать на вопрос, подкрепляя при любой возникающей возможности свои ответы примерами из собственного профессионального опыта.

Когда собеседование подходит к концу, вам могут предложить ещё раз подтвердить заинтересованность в получении именно этой работы и задавать свои вопросы. Следует помнить, что вы всё ещё находитесь под пристальным вниманием, поэтому ваши вопросы должны демонстрировать ваш неподдельный интерес к делу фирмы, а не касаться размеров заработка и предлагаемых условий труда.

В конце собеседования вам могут сразу не сказать о его результате, но в любом случае вам обязательно сообщат, что последует за этим. Вам скажут, когда будет принято решение по вашей кандидатуре или когда последуют другие собеседования и тесты. Важны первые впечатления, но также важны и последние. Постарайтесь, чтобы собеседование закончилось на высокой ноте, даже если чувствуете, что всё пошло насмарку. Поблагодарите ваших собеседников за оказанное вам внимание, подчеркните, что были рады познакомиться с ними.

Ряд основных критериев, с которыми необходимо считаться при получении работы:

1. Внешний вид.

2. Манеры всезнайки – одна из причин отказа в работе.

3. Голос речь. Хорошо звучащий голос тонизирует нервную систему говорящего, придаёт уверенность, создаёт настроение.

4. Наличие плана карьеры: чётких целей и задач.

5. Искренность и уравновешенность.

6. Интерес и энтузиазм. Руководителю нужны не механические исполнители его поручений, а инициативные работники.

7. Вежливость. Менее квалифицированный, но более вежливый человек быстрее получит работу, чем грубый специалист.

8. Умение смотреть в глаза интервьюеру. Осознанное использование наших глаз повышает силу внушения наших слов на 25%. Глаза – отражение личности.

9. Самостоятельность.

10. Интерес к данной организации, к руководителю.

11. Высокий моральный уровень.

12. Многосторонние интересы.

13. Умение ценить время и правильно его распределять.

14. Способность воспринимать критику.

15. Пунктуальность.

16. Воспитанность.

17. Вопросы к интервьюеру. Кто правильно задаёт вопрос, тот получает правильный ответ.

18. Удачная семейная жизнь.

19. Развитое чувство юмора.

20. Желание получить работу на длительный срок.

21. Целеустремлённость. Если человек ищет местечко и ему всё равно какое, то, естественно, он одним из первых получит отказ.

22. Аккуратность.

Наши рекомендации