Принципы проведения и интерпретации проективных методик
Интерпретация проективных методик во многом зависит от теоретической позиции и клинического опыта их разработчиков. Несмотря на то, что существуют некоторые разночтения в техниках интерпретации даже одной и той же методики, на наш взгляд целесообразно выделить некоторые общие моменты, характерные для проективной диагностики в целом.
• Неопределенность стимула порождает неопределенность ситуации, стремясь к разрешению которой восприятие активизируется и актуализирует прошлый опыт субъекта.
• Проективное поведение является производным от многих факторов: характер стимула, поведение экспериментатора, готовность испытуемого к самораскрытию и пр.
• Проективная продукция представляет собой результат сложной познавательной деятельности индивида, в которой слиты воедино собственно когнитивные особенности, так и аффективно-личностные факторы, индивидуальные способы контроля и защиты. 2 уровня анализа: когнитивное структурирование и тематическое воображение (ассоциация, символизация, проекция).
• Проективные методы направлены на раскрытие внутреннего мира личности, мира субъективных переживаний, логики его построения. Цель проективной диагностики - облегчение понимания внутреннего мира клиента. Проективное исследование всегда представляет собой диалог между диагностом и испытуемым.
• Можно выделить несколько подходов к интерпретации (уровней анализа) проективной продукции: клинический (акцент на проблемных зонах), исследовательский (экспертиза индивидуально-психологических особенностей) и психологический (теневые и ресурсные составляющие личности).
• Общие принципы анализа проективной продукции: детализация (подробный анализ, сканирование), контекст (учет текущих событий, сопутствующих диагностике), системность (рассмотрение признаков в их взаимосвязи), открытость многозначности символов, активность клиента (пояснение дополнительных смыслов, которые вносит испытуемый в свою проективную продукцию).
Проективные методики (лат. projection – выбрасывание вперед) – это совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода. В основании всех методик лежит «проективная гипотеза» – каждое эмоциональное проявление индивида несет на себе отпечаток его личности. Понятие проекции для обозначения этих методик было впервые использовано Л. Франком (1939), он выделил формальные признаки:
· неопределенность и неоднозначность стимульного материала или инструкции ( свобода выбора испытуемого ( снимается фрустрация.
· отсутствие ограничений в выборе ответа (чем больше ответов, тем лучше, тем больше диагностических возможностей появляется у методики)
· отсутствие ключей, оценки ответов-реакций как «правильных» или «ошибочных», деятельность испытуемого происходит в атмосфере доброжелательности при отсутствии оценки со стороны экспериментатора
· стимул приобретает смысл не в силу его объективного содержания, а в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым
В проективных методиках измеряют не какую–либо психическую функцию, а модус личности в ее отношениях с социальным окружением. Проективные методики показывают: стиль взаимоотношений личности с другими людьми, ведущие мотивы и пути их реализации, степень гармоничности/конфликтности аффективной сферы, средства разрешения внутренних и внешних конфликтов, меры осознанности и адекватности самооценки.
Основная критика проективных методов:
1) Нет доказательств, что стоит за реакцией на стимул;
2) Не известно, какие уровни личности исследуются, какие личностные переменные проецируются;
3) Влияние собственной проекции диагноста;
Не достаточно стандартизированы, неподатливы традиционным способам определения валидности и надежности.