Проведя опрос могу сказать, что я добросовестная личность
3. Заполните таблицу.
Профессия | Содержание деятельности | Профессионально важные качества | Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности | |
Способности | Личные качества, склонности | |||
Оперуполномоченный | Проведение оперативно-розыскных мероприятий. Участие в следственно-оперативной группе. | Сила, выносливость. | Добросовестность, ответственность. | Нерасторопность. |
Следователь | Проведение предворительного расследования, участие в СОГ. | усидчивость | Желание помочь людям. | Халатное отношение к работе. |
Участковый уполномоченный | Проведение профилактических бесед. | Умение общаться с людьми. | Профессиональная компетенция. | Замкнутость |
Инспектор ГИБДД | Обеспечение законности и правопорядка на дороге | Выдержка | Наблюдательность | Корумпированность, взяточничество |
ТЕМА: «СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
И ИХ УЧЕТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД»
Задача 1.. Объясните с точки зрения социальной психологии такие феномены:
А. Обладающий сильной волей высоконравственный человек, подвергается воздействию панически настроенной толпы, не обращает внимания на просьбы о помощи ребенка, беспомощных стариков и др.
Сугубо индивидуализированные, целиком или в значительной степени зависящие от воли, желаний или нужд личности оказываются серьезно ограниченными прямым или опосредованным влиянием других людей.
Б. Священнослужитель, милиционер, военнослужащий бросается на помощь утопающим, людям, оказавшихся в стихии пожара, тогда как другие случайные прохожие превращаются в «ротозеев», «доброжелательных советчиков», «бездельников», «равнодушных людей» и т.п.
Люди и отдельный человек не только не испытывают на себе психического давления со стороны других, а также не воспринимают поведение этих других, не заражаются их поведением, не подчиняются и не следуют ему. Индивид, как правило, рационально объясняет его самому себе.
Задача 2.Прочтите текст-задание с описанием преступления.
Проанализируйте феномен конформизма и психологического заражения.
Что такое психология толпы? Чем отличается поведение человека в толпе от поведения одиночки?
- Димон, мы сегодня вечером пойдем анинских бить. Ты с нами?
- А как же! Где и во сколько встречаемся?
- Да часов в семь около леса.
В семь возле леса собралось около двадцати подростков. В основном школьники. Некоторые уже работали. Скука, избыток энергии, жажда приключений, желание выместить на ком-то накопившуюся злобу, неуемная агрессивность, - все это объединило двадцать молодых людей в возрасте от 14 до 17 лет. Объединялись они по принципу: один микрорайон против другого. Били всех, кто попадался под руку. Если анинские сумеют объединиться, тогда стенка на стенку. Если не сумеют - им же хуже.
В компании своих сверстников Дима чувствует себя другим человеком. Он чрезмерно возбужден, не в меру задирист. Оно и понятно - сейчас это позволительно. Во-первых, можно безнаказанно избить кого угодно (в случае чего друзья в обиду не дадут). Даже милиция их побаивается - это приятно. Во-вторых, тренировка; иногда все-таки приходится драться по-настоящему, к этому надо быть готовым, надо быть в форме. В-третьих, об авторитете среди сверстников тоже подумать нелишне.
На пути им встречаются два школьника 11 класса. Прилично одеты, с портфелями. Идут и ведут какие-то умные разговоры. Дима первый подскочил к ним. Сильный удар в подбородок. Первый уже лежит. Надо успеть завалить и второго - ребята это оценят: один справился с двумя. Ногами лежачих били уже все. Прохожие испуганно шарахались в сторону. Появилась милиция. Мигалки, сирены -это для слабонервных. Ребята с достоинством отошли. Избитых забрала скорая.
- Да на нас у них ни наручников, ни камер не хватит. Даже патронов в пистолетах у них меньше, чем нас. Когда мы вместе, мы непобедимы!
Конформи́зм (от позднелат. conformis — «подобный», «сообразный») — изменение индивидом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе. При этом господствующая позиция не обязательно должна быть выражена явно или даже вообще существовать в реальности. Свойство личности, выражающееся в склонности к конформизму, называется «конфо́рмность».
Психология толпы — раздел социальной психологии, изучающий поведение групп людей и отличия поведения групп от поведения отдельных индивидуумов. История знает много примеров, когда большие группы людей способны производить драматические и неожиданные социальные изменения, действуя в обход привычных механизмов и партернов. Такие события часто приводят к конфликтам. Учёные разработали несколько различных теорий, объясняющих психологию толпы и значительные различия по сравнению с психологией отдельных индивидов, составляющих толпу.
Упражнение 3. «Профессиональные действия на митинге»
Инструкция. Сотрудникам предлагается оценить профессиональные ситуации и принять решение по каждой. Общее условие: Вы находитесь в оцеплении на митинге. Обведите кружочком правильный вариант действий.
Вводная I. К Вам из толпы подходит гражданин и просит оказать помощь человеку, находящемуся в толпе, которому стало плохо и он упал. Упавшего в толпе не видно. Заявитель при этом явно нервничает, глаза беспокойно скользят по сотрудникам милиции, голос дрожит, руки постоянно находятся в брючных карманах.
Варианты ответов:
+1. Последую за заявителем для оказания помощи пострадавшему;
2. Разъясню заявителю место расположения врача скорой помощи или при его отсутствии, вызову скорую помощь через оперативного дежурного. Расспрошу заявителя о происшествии и уточню биографические данные самого заявителя.
3. Проигнорирую заявление и продолжу выполнять свои обязанности по охране общественного порядка.
Вводная II. Вы в роли командира отряда.Из толпы раздаются призывы: бить милицию и громить все, что попадется. Толпа примерно 500-600 молодых людей очень возбуждена, но активных действий не предпринимается. Особенно усердствует в агитации молодой человек, примерно 28-30 лет, худощавого телосложения, в очках. Правой рукой через определенные промежутки времени он похлопывает себя по левому боку. В агитации его активно поддерживает другой гражданин 30-35 лет, плотного телосложения, обритый на лысо. Он держит в руках красный флаг. Оба ругаются нецензурной бранью и оскорбляют сотрудников милиции.
Варианты ответов:
1. Приму меры к разгону толпы. Дам указание группе захвата немедленно задержать правонарушителей.
+2. Проигнорирую все высказывания и продолжу выполнять свои обязанности по охране общественного порядка.
3. Продолжу наблюдение за правонарушителями и приму меры к их задержанию в малолюдном или безлюдном месте.
Вводная III.Вы в роли командира отряда.Возбужденная толпа митингующих раздвинулась и из-за нее показалась группа молодых людей - 8 человек, которые стали бросать в сотрудников милиции камни, металлические предметы, бутылки с зажигательной смесью. Двое из них, вооруженные автоматами АКМ (72 мм), открыли огонь и ранили двух сотрудников. Спустя минуту митингующие снова сомкнулись.
Варианты ответов:
1. Открою ответный огонь на поражение.
2. Продолжу наблюдение за правонарушителями и приму меры к их задержанию в малолюдном или безлюдном месте.
+3. Используя бронетехнику, спецтехнику, специальные средства, группу захвата, прикрытия, снайперов, рассредоточу толпу и задержу правонарушителей. При невозможности задержания лиц, оказывающих вооруженное сопротивление - уничтожу, соблюдая при этом меры безопасности по отношению других граждан.
Вводная IV. Подойдя к Вам, гражданин из толпы начинает кричать и размахивать руками и палкой находящейся у него в руке. Выкрикивая упреки в отношении сотрудников милиции, он пытается нанести Вам удар палкой.
Варианты ответов:
1. Открою огонь на поражение.
+2. Используя приемы рукопашного боя, приму меры к обезоруживанию и задержанию правонарушителя. При невозможности задержания, продолжу наблюдение за правонарушителем и приму меры к его задержанию в малолюдном или безлюдном месте.
3. Попытаюсь убедить правонарушителя в недопустимости подобных действий в отношении сотрудников милиции.
Вводная V.К Вам подошел гражданин, одетый в плащ свободного покроя, ботинкиберцы армейского образца, шляпу и стал обвинять милицию в предвзятом отношении к митингующим. Он сказал, что люди собрались для выражения своего несогласия с действиями местной администрации, а милиция ее прикрывает. По мере высказываний претензий у гражданина повышалась нервозность, руки сжимались в кулаки, лицо краснело, зрачки глаз сужались.
Варианты ответов:
1. Постараюсь успокоить гражданина, снять напряжение.
2. Не буду вступать в дискуссию, проигнорирую высказывания, буду ждать дальнейшего развития событий.
+3. Немедленно задержу гражданина для выяснения его личности и наличия у него оружия.
Вводная VI.К Вам подошел гражданин из толпы и, выражаясь нецензурной бранью, стал выкрикивать обвинения, смысл которых Вы не поняли. Одна рука у него постоянно находилась в брючном кармане. Рядом с ним находился другой гражданин, явно сочувствующий первому, который также держал руки в карманах и молчал. Лицо его выражало злобу, одна нога была выставлена вперед, лицо нервно подергивалось.
Варианты ответов:
1. Постараюсь успокоить гражданина, снять напряжение. Если это удастся, то выясню причину его возмущения.
2. Не буду вступать в дискуссию, проигнорирую высказывания, буду ждать дальнейшего развития событий.
+3. Немедленно задержу гражданина для выяснения его личности и наличия у него оружия.
Вводная VII.Из толпы митингующих вырывается один молодой человек спортивного сложения и бежит в Вашем направлении. В руках у него Вы заметили нож.
Варианты ответов:
+1. Окриком остановлю правонарушителя и предупрежу его о возможном применении в отношении него огнестрельного оружия. Если он не остановится, открою огонь на поражение.
2. Окриком остановлю правонарушителя и выясню причину его агрессивного поведения. Если он не остановится, займу укрытие или безопасное место и буду ждать указаний руководства.
3. Окриком остановлю правонарушителя и продолжу за ним наблюдение. В дальнейшем малолюдном или безлюдном месте приму меры к его задержанию. Если он не остановится, применю прием рукопашного боя, обезоружу правонарушителя, задержу его и отправлю в ближайшее отделение милиции для разбирательства.
Вводная VIII.С другой стороны оцепления появилась автомашина ГАЗ-31, из которой раздались автоматные очереди по сотрудникам милиции. Один из сотрудников получил ранение.
Варианты ответов:
1. Займу укрытие и буду ждать указаний руководства.
+2. Займу укрытие и открою ответный огонь.
3. Постараюсь незаметно приблизиться к автомашине и задержать или уничтожить преступников.