Применение теории ожиданий Врума
Руководство организации должно:
· Сопоставить предлагаемое вознаграждение с потребностями сотрудников и привести их в соответствие. Довольно часто вознаграждение предлагается до его оценки работниками.
Например, в одной страховой фирме для мотивации агентов руководство фирмы объявило, что те, кто выполнит свой план, за счет фирмы поедут с женами на Гавайи на две недели. Руководство было потрясено, когда после начала этой программы некоторые лучшие агенты перестали выполнять план. Оказалось, что перспектива поехать на Гавайи даже бесплатно, но со своими женами, далеко не всеми воспринималась, как награда.
· Установить твердое соотношение между достигнутыми результатами и вознаграждением. В связи с этим необходимо давать вознаграждение только за эффективную работу.
· Сформировать высокий, но реалистичный уровень результатов, ожидаемых от подчиненных, и внушить им, что они могут их добиться, если приложат силы. То, как работники оценивают свои силы, во многом зависит от того, чего ожидает от них руководство.
Взаимоотношения начальников и подчиненных во многом определяются тем, чего ожидают начальники от них.
Если уровень ожиданий руководителя высок, производительность подчиненных, вероятно, будет отличной. Если же его ожидания не слишком велики, то и производительность скорее всего будет низкой. Все происходит так, как если бы был такой закон, что результативность труда подчиненных должна соответствовать ожиданиям начальника.
Следует помнить, что работники сумеют достичь уровня результативности, требуемого для получения ценного вознаграждения, если делегированный им уровень полномочий, их профессиональные навыки достаточны для выполнения поставленной задачи.
33)Контроль в управлении: принципы и виды.
Контроль как функция менеджмента – это процесс установления отклонения от предусмотренной величины и действий людей в хозяйственной деятельности. Необходимость контроля объясняется тем, что работа находится под влиянием факторов. Контроль позволяет выявить их и обеспечить достижение целей. Объектами контроля могут быть принимаемые решения, качество, деятельность персонала и другие аспекты.
Основные функции:
1)уменьшение влияния неопределённости внешней среды;
2)предупреждение кризисных ситуаций;
3)развитие успеха.
Контроль тесно связан и с другими функциями менеджмента. Тесное взаимодействие также осуществляется вместе с контролем бухгалтерской деятельности и анализом хозяйственной деятельности.
В практической деятельности используются различные виды контроля:
1)стратегический (направлен на решение стратегических задач и тесно связан со стратегическим планированием и управлением, объекты – маркетинг, начно-технические прогнозы, политика);
2)оперативный (направлен на текущий учёт и анализ осуществляемых процессов и свое задачей имеет обеспечение выполняемых задач, объекты – производственные задания, сроки проведения работ, качество, величины затрат).
В зависимости от времени выделяют:
1)предварительный – до начала работы;
2)текущий;
3)заключительный – после реализации решения.
Выделяют финансовый и административный контроль. Финансовый направлен на конечные экономические результаты деятельности и проводятся на различных уровнях, объекты – прибыль, издержки, фин.состояние, объемы производства и др., административный направлен на процессы деятельности и управление ими, объекты – плановые задания, сроки поставок, выполнение производственных программа и производственных хозяйственных процессов в целом.
На практике используется внешний и внутренний контроль. Внешний осуществляется самим руководителем или самими сотрудниками-контролёрами. Должен быть тотальным. Требует от организации материальных затрат. Должен сочетаться с внутренним контролем – работники сами осуществляют контроль и вносят изменения.
Контроль является первейшей обязанностью. Существует одна задача – разработка целей. Контроль оказывает значительное влияние на всю систему, особенно кадры, поэтому организация контроля строится на использовании определённых принципах.
Принципы:
1)должен быть видимым (не должно быть секретом);
2)контроль по критическим точкам;
3)принцип самоконтроля;
4)контроль должен меняться в зависимости от планирования;
5)принцип простоты и экономического контроля.