Бихевиористические теории развития. Теория Б.Ф. Скиннера

Бихевиористы считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания и научения. Ранние годы жизни человека они рассматривают как более важные. Основа любых знаний, способностей, в том числе творческих и духовых, закладывается в детстве. В личности рациональные и иррациональные процессы представлены в равной мере. Их противопоставление не имеет смысла. Все зависит от типа и сложности поведения. В одних случаях человек может четко осознавать свои поступки и свое поведение, а в других – нет.

Согласно поведенческой теории, человек практически полностью лишен свободы воли. Наше поведение детерминировано внешними обстоятельствами. Мы часто ведем себя как марионетки и не осознаем последствий своего поведения, поскольку выученные нами социальные навыки и рефлексы от длительного употребления уже давно автоматизированы. Внутренний мир человека объективен. В нем все от среды. Личность полностью объективизируется в поведенческих проявлениях. Никакого «фасада» нет. Наше поведение и есть личность.

В качестве элементов личности выступают рефлексы и социальные навыки. Постулируется, что список социальных навыков (то есть, основных свойств, характеристик, черт личности) присущих конкретному человеку, определяется его социальным опытом (научением). Свойства личности и требования социального окружения человека совпадают. Если человек воспитывался в доброй, спокойной семье и его поощряли за доброту и спокойствие, то он будет добрым и спокойным. Если человек грустен, печален и отличается повышенной ранимостью, то это также не его вина: он – продукт общества и воспитания.

Таким образом, в рамках данного подхода, личность – это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности – с другой. Согласно поведенческой теории личности, структура личности – это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.

Один из основателей бихевиоризма Джон Уотсон (1878-1958) утверждал, что мог бы взять дюжину здоровых младенцев и по своему усмотрению воспитать их докторами, юристами, нищими и т.п. – независимо от их биологического и культурного происхождения. Он считал, что воспитание – это все, а природа или наследственная предрасположенность – ничто.

Т.о., развитие человеческой психики, а точнее – поведения, определяется влиянием окружающей среды, большинство форм поведения приобретается путем научения. Научение – это глобальный процесс и не ограничивается просто учебной деятельностью или обучением в школе, оно включает в себя приобретение моральных принципов, предубеждений и манер, таких манера жестикулировать и даже заикаться. Т.о., научение охватывает широкий спектр форм поведения. Сторонники теорий научения рассматривают развитие человека как постепенное, пошаговое накопление опыта. Процесс превращения ребенка в подростка, а затем – и во взрослого происходит за счет постепенного, непрерывного накопления опыта и научения, что ведет к появлению большего количества знаний и умений.

Поведенческие теории берут происхождение от работ И.П. Павлова (1849-1936) по условным рефлексам и исследований Дж. Уотсона по научению. Философской основой этих теорий является концепция «табула раса», предложенная Дж. Локком (1632-1704), считавшим, что у детей нет никаких врожденных особенностей и что их поведение, мысли, чувства формируются под воздействием внешней среды.

Бихевиористы исходят из предположения о том, что человек по своей природе ни хорош, ни плох, а является реактивным существом, просто реагируя на воздействия внешней среды. Каждый индивид развивается благодаря процессу образования связей между стимулами и своими реакциями на них или между вариантами поведения и их последствиями. Т.о., процесс научения происходит автоматически, а развитие рассматривается как неразрывный процесс поведенческого изменения, оформляемый уникальным окружением того или иного человека, процесс, который может существенно различаться у разных индивидов.


Учение Павлова об условных рефлексах: безусловный и условный раздражители, безусловный и условный рефлексы (реакции).

Выработка условных рефлексов у людей была показана в эксперименте Липситта и Кейе. 20-ть 3-дневных младенцев разделили на 2 группы: 10 – к экспериментальной группе и 10 – к контрольной. Для 1-й группы 20 раз было повторено сочетание безусловного (соска) и условного раздражителей (чистого тона). Исследователи хотели получить реакцию сосания на звуковой тон, которую вызывает соска. После 20-ти сочетаний раздражителей младенцы из 1-й группы начинали делать сосательные движения в ответ на звук, в то время как дети из контрольной группы не демонстрировали такой реакции. Это исследование показывает, что научение происходит с самых первых дней жизни. Также это исследование показывает, что младенцы могут обрабатывать сенсорную информацию задолго до того, как овладеют речью.

Эмоциональные реакции также являются условно-рефлекторными по своему происхождению. Для того чтобы показать, насколько дети поддаются научению, Уотсон демонстрировал, что страхи и другие эмоциональные реакции могут иметь любую природу, врожденной. Например, в ходе одной из демонстраций Уотсон показывал 9-месячному мальчику Альберту ручную белую крысу. Первоначальные реакции мальчика были позитивными, он полз к ней и играл с ней. Затем (через 2 месяца) Уотсон попытался вызвать реакцию страха. Когда Альберт приближался к крысе, Уотсон стучал молотком о железный лист за спиной у ребенка. В конечном итоге Альберт начал ассоциировать белую крысу с громким шумом и стал бояться её, а также других белых мохнатых объектов, даже бороды Санта-Клауса. Такое распространение реакции на другие раздражители называется генерализацией раздражителя. (Например, реакция ребенка на белый халат).

Все приведенные примеры иллюстрируют научение и поведение по принципу классического обусловливания (стимул вызывает реакцию). Однако эта методика неприменима для освоения более сложных форм поведения человека. В основном поведение человека все же произвольно. Такую модель приобретения форм поведения называют оперантным обусловливанием (реакция предшествует стимулу). Главное различие между классическим обусловливанием и оперантным заключается в том, что при последнем поведение нельзя вызвать автоматически. Поведение должно иметь место до того, как оно может быть подкреплено обусловливанием, т.е. до того, как оно м.б. связано с определенным стимулом. При оперантном обусловливании тенденцию повторения имеет именно то поведение, которое подкрепляется или вознаграждается.

Э. Торндайк (1911) провел эксперименты по изучению произвольного поведения кошек. Кошки, помещенные в «проблемную клетку», самостоятельно научились выбираться из нее или получать пищу, манипулируя щеколдой, которая открывала дверцу. В этом явлении Торндайк увидел то, что он назвал законом эффекта: последствия поведения определяют вероятность его повторения. Попав в клетку, кошки обычно изучали её и нажимали на педаль, связанную со щеколдой, только случайно. Однако подкрепление в форме пищи усиливало это поведение, и в итоге кошки начинали открывать дверцу сразу же, как только попадали в клетку.

????Б.Ф. Скиннер (1904-1990) продолжил работу Торндайка и Уотсона. Он известен тем, что изобрел специальное исследовательское оборудование для изучения поведения животных – «ящик Скиннера», которое позволяло точно измерять поведение и автоматически подавать подкрепление. В ящике имелась педаль, нажав на которую, животное получает порцию пищи в кормушку. В результате исследований Скиннер установил, что поведение животных вполне предсказуемо, поскольку они следуют определенным законам поведения. То же можно отнести и к поведению людей.

Скиннер предположил, что люди, как и животные, повторяют свои действия, которые приводят к благоприятным следствиям, и подавляют те, которые приводят к неблагоприятным последствиям. На языке Скиннера, спонтанно возникающая реакция давления на рычажок называется оперантом, а кусочек пищи, подкрепляющий эту реакцию (делая ее более вероятной в будущем), - положительным подкреплением. Подобным образом мальчик может стать прилежнее в учебе, если его усилия вознаграждаются более высокими оценками. Подкрепление м.б. и отрицательным.

Последствиями нежелательной реакции служат наказания, которые подавляют эту реакцию и снижают вероятность ее повторения. Так, девочка-подросток, которую постоянно ругают за то, что она поздно возвращается домой, скорее всего, будет стараться приходить вовремя. Иногда наказание состоит в отказе от приятных вещей (запрет смотреть ТВ, требование находиться только в своей комнате). Часто оно включает применение неприятных воздействий: брань, шлепки. Недостаток наказания в том, что оно не всегда приводит желаемому результату: оно не всегда подавляет нежелательное поведение. Если ребенок бросил стакан с молоком, чтобы привлечь внимание родителей, шлепки могут быть положительным подкреплением, а не наказанием, которое родители планировали.

Для обучения сложным видам действий оперантное обусловливание должно применяться поэтапным способом формирования реакции, когда новые шаги выполнения действия вознаграждаются при последовательном приближении к конечной задаче. Например, ребенок учится одевать носки. Сначала родители надевают ему один носок почти полностью, ребенку остается только его натянуть, за что его хвалят. В следующий раз родитель может надеть носок до половины, а ребенок выполнит несколько большую часть задачи. Довольно скоро ребенок научается надевать носки без посторонней помощи. Этот же принцип может использоваться в обучении ребенка в школе, когда каждое новая ступенька в изучении предмета вознаграждается. При программированном обучении с помощью компьютера используется также этот принцип научения.

Использование жетонной системы в коррекционной и терапевтической работе с правонарушителями, детьми с интеллектуальной недостаточностью, больными аутизмом, пациентами психиатрических клиник.

Оценка теории Скиннера...

Современные исследователи развития во многом соглашаются с тем, что различные формы поведения могут появляться и исчезать во время жизненного пути в зависимости от позитивных или негативных последствий тех или иных действий. Но многие полагают, что Скиннер много внимания уделял оперантным действиям, игнорируя важные когнитивные факторы, влияющие на социальное научение. Одним из таких критиков является А. Бандура.

Наши рекомендации