Теория подкрепления Б. Скиннера.

Заметный вклад в развитие учения о механизмах побуждения человека к труду внесли разработки Б. Скиннера, предложившего в 1938 г. теорию усиления мотивации (теорию подкрепления), суть которой сводится к следующему.
поведение людей определяется их прошлым опытом. Следовательно, работники предпочитают задания, выполнение которых в прошлом влекло за собой позитивные результаты.

В специальной литературе предлагается ряд конкретных методов, повышающих эффективность стимулирования трудовой деятельности персонала. К ним относятся следующие:

· Дробление периода стимулирования и контроля. Если период, за который осуществляется стимулирование, достаточно велик, то работа в начале этого периода часто осуществляется неинтенсивно, в расчете на то, что впереди еще много времени для выполнения задания. При сокращении периода стимулирования времени "на раскачку" не остается. Если период, на который дается задание, может быть продолжительным, то контроль и, соответственно, стимулирование должны осуществляться чаще.

· Обеспечение стабильных условий стимулирования. Недопустимо, чтобы условия работы и вознаграждения корректировались во время выполнения этой работы по инициативе организатора в сторону уменьшения.

· Комбинация постоянной и переменной заработной платы может быть использована для обеспечения исполнителям определенного минимума оплаты, а также сохранения тесной связи между зарплатой и объемом выполненной работы.

· Увязка в оплате труда личных результатов с результатами работы коллектива осуществляется через произведение двух сомножителей, один из которых отражает индивидуальные результаты, а другой - коллективные;

· Снижение зависимости оплаты за высококвалифицированную или уникальную работу от отработанного времени. Уникальный труд должен оплачиваться выше обычного труда независимо от отработанного времени.

· Импульсное стимулирование, т.е. разовую мотивацию значительным вознаграждением целесообразно использовать для побуждения исполнителя к принятию определенного решения. Например, существенное вознаграждение, выплачиваемое человеку при уходе на пенсию, подталкивает его к тому, чтобы он добровольно сделал этот шаг.

В специальной литературе все нематериальные методы мотивации подразделяют на две группы: организационные и социально-психологические.

К организационным методами мотивации относят:

· мотивацию участия работников в делах фирмы;

· программы профессионально-квалификационного развития рабочей силы, карьерный рост, мотивацию перспективой;

· гуманизацию труда (обогащение содержания труда; создание благоприятных условий для работы; демократизация управления, в том числе делегирование полномочий, рационализация режимов труда и отдыха, организация комнат психологической разгрузки);

· развитие трудовой состязательности;

· усиление деятельности внутризаводских средств массовой информации и воспитания;

· разработку и внедрение принципов корпоративной культуры;

· введение практики выдачи личного клейма;

· организацию работы по сбору замечаний и предложений работников;

· проведение анкетных опросов.

Социально-психологическими методами усиления трудовой мотивации являются:

· гласное признание заслуг;

· устное выражение благодарности руководителями;

· выражение благодарности в приказах;

· выражение благодарности в печати, на досках объявлений, по радио и т.д.;

· поздравление с юбилеями;

· фотографии на досках почета, в музеях, на буклетах и т.д.;

· посещение рабочих мест лучших работников высшими руководителями;

· уважение и доверие;

· одобрение и поддержка;

· отрицательное подкрепление (порицание, упрек, наказание);

· общение сотрудников.

Формирование эффективного, отвечающего современным требованиям механизма трудовой мотивации персонала требует глубокого осмысления и понимания экономических и социально-психологических законов, определяющих поведение человека.

К основным группам законов относятся:

1. общие законы поведения;

2. законы инерционности человеческих систем;

3. законы, регулирующие взаимосвязь с внешней средой;

4. социально-психологические, биопсихические законы.

Общие законы поведения

Наши рекомендации