В19. Укажите номер оптимальной позиции для друзей, занятых общим делом
В20. Укажите оптимальный вариант высказывания в конфликтной ситуации:
«К сожалению, мы действительно нарушаем сроки выполнения работ!» | «Разве вы никогда не нарушали сроки выполнения работ?» | «Вы должны понять, что мы нарушаем сроки выполнения работ по объективным причинам» | «У всех бывают ситуации, когда сроки работ нарушаются!» |
5.2 ВОПРОСЫ для устного собеседования (зачёта):
1 Этическая и психологическая составляющие в профессиональной культуре специалиста
2 Учёт особенностей темперамента в профессиональной деятельности.
3 Характер. Акцентуации характера и их учёт в профессиональной деятельности
4 Общая характеристика социально-психологических теорий личности
5 Движущие силы развития личности в теории З. Фрейда
6 Регуляция поведения работника с точки зрения бихевиоризма
7 Понимание личности с позиций гуманистического направления в теории личности
8 Мотивация труда с точки зрения иерархической модели мотивации А. Маслоу
9. Общая характеристика познавательных процессов
10 Учёт индивидуальных и возрастных особенностей внимания в профессиональной деятельности
11 Учёт индивидуальных и возрастных особенностей памяти в профессиональной деятельности
12 Учёт индивидуальных и возрастных особенностей мышления в профессиональной деятельности
13 Саморегуляция эмоциональных состояний как профилактика болезней, связанных с профессиональной деятельностью
14 Специфика и характеристика делового общения
15 Общение как обмен информацией
16 Учёт невербальных особенностей в деловом общении
17 Общая характеристика социально-психологических феноменов
18 Конформизм как социально-психологическое явление
19 Интерактивная составляющая общения
20 Конфликт как феномен социальной и духовной жизни
21Способы урегулирования конфликтных ситуаций
22 Организация как социальная группа
23 Концепция развития коллектива по А.В. Петровскому
24 Современные взгляды на место этики в деловом общении
25 Деловой этикет
26 Этикет общения по телефону
27 Корпоративная этика
28 Дресс-код. Этикетные особенности деловой одежды и внешнего вида мужчин и женщин.
29 Цели, смысл жизни и планирование профессиональной карьеры.
30 Личностный рост как повышение способности человека управлять самим собой.
Приложение 1
Словарь терминов
абсолютный порог чувствительности - величина стимула, при которой начинает возникать ощущение
адаптация - эффективное взаимодействие организма со средой
адаптация к труду - процесс приспособления субъекта труда к особенностям трудовой деятельности
альтруизм – черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь другим людям
амнезия - полное выпадение из памяти событий, фактов и ситуаций, имевших место в определенный временной отрезок жизни
антиципация – процесс предвосхищения результатов какого - либо действия или процесса
апатия-состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности
апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта
архетипы - наследственно передающиеся первичные идеи
аттенционные процессы - внимание
аттракция - процесс формирования привлекательности человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений
аутизм - утрата контактов с окружающими, уход от действительности во внутренний мир, отгороженность, замкнутость
аффект - быстро возникающее очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом
благодушие - беспечное и беззаботное эмоциональное состояние с оттенком «полного удовлетворения», без стремления к деятельности
большая диффузная группа - многочисленная, но нечетко определенная по составу, высокодинамичная и низкоинтегрированная совокупность людей, лишь локально и опосредствованно связанных друг с другом
брэнд - хорошо узнаваемая потребителем торговая марка, как правило, имеющая фирменное название, графическое решение в виде рисунка, логотипа, фирменного стиля
вербальное общение – словесное, речевое общение
вербальный имидж – мнение, сложившееся на основе информации.
внешнегрупповая дискриминация - тенденция к установлению различий в оценках «своей» и «чужой» группы в пользу «своей»
внимание - (синоним аттенционные процессы) осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием
внутригрупповой фаворитизм - тенденция оказывать предпочтение своей группе в противовес интересам другой
воля – свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психичкой и поступками
восприятие – (синоним перцепция) процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является отражение окружающего нас мира как совокупности предметов и событий
галлюцинация - расстройство восприятия, при котором человек видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует, т. е. это восприятие без объекта.
генерация альтернатив - процесс определения человеком возможных вариантов действия
группа социальная - социальная общность (множество людей), объединенных какими-либо жизненно важными для них признаками (местом пребывания, совместной деятельностью, родством, принадлежностью к социальному слою, профессии, национальности и т.д.)
группа малая – количественно ограниченная (от 2-3 до 30-40) социальная общность, объединенная совместной деятельностью, имеющая общие цели, ценности и характеризующаяся непосредственным общением её членов
групповая оценка личности (ГОЛ) - способ получения характеристики человека через взаимные оценки членов группы
групповое давление - процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида
девиантное поведение - отклонение от нормы (может быть не только отрицательным; например: путешествие в одиночку вокруг света),
дезадаптация - процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой
делегирование полномочий – управленческий приём, заключающийся в передаче подчиненным части обязанностей, прав и соответствующей ответственности из сферы действий руководителей
делинквентное поведение - противонормное сознательно осуществляемое поведение, целью которого является уничтожение, изменение, замена норм, принятых данным социальным институтом
деменция - приобретенное слабоумие
детерминация – причинно-следственная связь явлений
деятельность - процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта
диалог – форма устной речи, разговор двух людей. В деловом общении представляет собой взаимный обмен информацией и учёт каждым его участником психических состояний собеседников и их интересов
дифференциальный порог - величина физического различия между стимулами, при которой мы начинаем их различать
душа -понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философии и психологии душа — нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало.едва заметное различие - минимальное различие между физическими значениями стимулов, которое вызывает ощущение различия
жизненный путь - процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и пластичной структуры личности
задатки - врожденные особенности, лежащие в основе развития способностей
ид(в теории З. Фрейда «оно») - совокупность бессознательных побуждений
идентификация - мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления
идентификация личности с профессией - процесс адаптации личности к требованиям конкретной деятельности
идеология фирмы - система ценностей, выраженная в форме осознанных совместных целей персонала организации
измененное состояние сознания - качественный сдвиг в характере психологического функционирования
иллюзия - расстройство восприятия, при котором реальные явления или предметы воспринимаются человеком в измененном, ошибочном виде
индивидуальность – совокупность неповторимых, уникальных свойств данного человека, отличающих его от других людей
имидж- положительный образ фирмы, товара или человека, который создается средствами рекламы в сознании потребителей (людей)
имитация - формирование нового поведения путем воспроизведения чужих действий
имплицитная память - память, без осознания предмета запоминания, или бессознательная память
инсайт - моментальное научение
инстинкт - совокупность врожденных физиологических и психических реакций организма на внешние и внутренние раздражители (пищевой, оборонительный, половой, хватательный и др.)
интеллект- способность к мышлению
интроверсия – психологическая характеристика личности, проявляющаяся в ориентации человека на внутренний мир, на собственные переживания (понятие, предложенное последователем Фрейда –К.Г. Юнгом)
каузальная атрибуция - приписывание причины действий или личностным особенностям субъекта или внешним обстоятельствам. Фундаментальная ошибка атрибуции – тенденция наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать личностные факторы, влияющие на поведение наблюдаемых
интуиция – внутреннее созерцание; способность постижения явления без обоснования с помощью доказательств
классическое обусловливание - выработка условных рефлексов
когнитивные процессы – познавательные процессы (внимание, ощущения, восприятие, память, мышление, воображение)
когнитивный диссонанс- некоторое противоречие между двумя или более мнениями, убеждениями
когниция - любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения
коллективное бессознательное - совокупность всех врожденных архетипов
коммуникация – общение, передача информации
компенсаторные возможности личности – возможности по возмещению нарушенных или недостаточно сформированных свойств, функций
компетентность - осведомлённость, опытность, способность к принятию обдуманных решений в какой-то области деятельности.
компетенция – круг порученных обязанностей, сфера деятельности
конгруэнтность – соответствие невербального поведения партнёров их речевым высказываниям
константность восприятия - восприятие объектов как относительно постоянных по форме, размеру, цвету и т. д.
конфликт – острое столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом сил, мнений, сторон, интересов, целей и различных представлений о способе их достижения, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями
конформизм - изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих
креативность - интегративное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности
критерии профпригодности -мерило, правило (или норма), являющие основанием для вынесения решения о соответствии личности требованиям профессии (могут быть медицинские, психологические, психофизиологические и т.д.)
лидерство - феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов
личность- феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Человек, обладающий минимально необходимым объемом социального опыта. Личностью, т. е. социальным существом, включающимся в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития, мы можем назвать взрослого нормального человека, но не новорожденного и не умалишенного.
локус контроля - характеристика того, где люди преимущественно располагают (локализуют) факторы контроля над собственным поведением и значимыми для них событиями
малая группа - небольшое по размеру (от 2-3 до 30-40 чел.) объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием
манипуляции – скрытое управление поведением человека, совершаемое ради какой-либо выгоды того, кто управляет. Человека, который в своих интересах управляет поведением другого помимо его воли, называют манипулятором.
менталитет - глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, совокупность установок и предпочтений индивида или социальной группы, определяющая действия, мысли и чувства людей, а также их восприятие мира
механизмы психологической защиты - способы сохранения человеком своего душевного равновесия. Выделяют (З. Фрейд и его последователи) такие механизмы психологической защиты как отрицание, замещение, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация, замещение и т.д.
микросреда – часть природной и социальной среды, с которой непосредственно взаимодействуют личность или другие субъекты в процессе своей жизнедеятельности
монотония - однообразие деятельности
мораль (от лат. обычаи, нравы) - один из важнейших общественных институтов и основных способов нормативной регуляции деятельности и поведения людей; совокупность принципов или правил морального поведения (т.е. поведения, регулируемого с помощью норм, основанных на представлениях о добре и зле, справедливом и несправедливом отношении к другим, правильном и неправильном поведении)мотив – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей человека; определяют активность субъекта и направленность его деятельности
мотивация - совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность
мнестический – относящийся к памяти
мышление - опосредованное и обобщенное познание объективной реальности
направленность личности - система устойчивых предпочтений и мотивов личности, задающая главные тенденции поведения личности
наркомания - болезнь, которая возникает в результате систематического употребления наркотиков и проявляется в психической, а иногда и физической зависимости от них
настроение - слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна
научение - формирование нового индивидуального опыта в процессе активного взаимоотношения организма со средой
невербальное общение – несловесная сторона общения с помощью мимики, визуальных контактов, жестов и т.д.
невроз – нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека и проявляется, в основном, психогенно обусловленными эмоциональными и соматовегетативными расстройствами при отсутствии психотических явлений
нейротизм - свойства личности, связанные с высокой раздражительностью и возбудимостью
образ жизни - совокупность устоявшихся типичных форм жизнедеятельности
общение - реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы взаимодействия людей, состоящей в обмене информации познавательного, эмоционально-оценочного или другого плана
одаренность - индивидуальное сочетание способностей, от которых зависит успешность деятельности
олигофрения (умственная отсталость) - наследственное, врожденное или приобретенное в первые годы жизни слабоумие, выражающееся в общем психическом недоразвитии (с преобладанием в первую очередь интеллектуального дефекта) и в затруднении вследствие этого социальной адаптации
онтогенез - развитие индивидуальных организмов
оперантное обусловливание - научение, в ходе которого приобретение нового опыта и реализация его в поведении приводят к достижению определенной цели (теория Б-Ф. Скиннера, представителя бихевиоризма)
организационная культура - набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях
организационная психология - наука, изучающая социально-психологические закономерности поведения людей в организациях, а также социально-психологические характеристики самих организаций
организационный конфликт - интерактивное состояние, проявляемое в разногласиях, различиях или несовместимостях между индивидами и группами
ощущение - процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений
память - способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении
паника - стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха
парадигма - тип исследования, принятый определенной группой специалистов за образец.
перенос - влияние раннее приобретенного индивидуального опыта на его последующее формирование
перцептивный– относящийся к восприятию
подкрепление - предмет или событие, значимые для организма
познавательные процессы – процессы, с помощью которых осуществляется познавательная деятельность человека: внимание, ощущения, восприятие, память, мышление, воображение
поступок - действие, совершение которого связано со сменой состояния, а также условий и характера деятельности
потребности – состояние нужды, объективной необходимости
предпринимательство - целесообразная деятельность индивида или группы ассоциированных индивидов, предпринятая с целью создания, сохранения, увеличения прибыли
принятие решения - совокупность психических процессов, основными функциями которых являются определение возможных вариантов действия, оценка их полезности и вероятностей, выбор одного из возможных вариантов действия и оценка правильности сделанного выбора
профессиограмма - описание различных объективных характеристик профессии
профессиография - комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии
профессионал - специалист в определенной области трудовой деятельности
профессионализация - формирование специфических видов трудовой активности человека
профессиональная деформация личности - гипертрофированное развитие профессиональных особенностей личности
профессиональная надежность субъекта труда - уровень безотказности, безошибочности и своевременности рабочих операций
профессиональная ориентация - система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии
профессиональная пригодность - соответствие человека требованиям конкретной трудовой деятельности
профессиональное самоопределение - выбор профессии и последующее формирование человека как профессионала
профессиональный отбор - выявление лиц, соответствующих по своим индивидуальным качествам требованиям конкретной специальности
профессия - совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями
психика человека – совокупность всех присущих человеку психических процессов, состояний, свойств так или иначе отражающих объективную природную и социальную действительность; отражательно-регуляционная способность субъекта
психические свойства - индивидуально-психологические особенности (темперамент, характер, задатки), определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром
психическое состояние - внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени ( например, эмоции, воля)
психогигиена - часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья человека
психограмма - описание психологических характеристик деятельности
психодиагностика - наука о распознавании и измерении психологических особенностей человека
психологическая готовность - психическое состояние, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на выполнение конкретной деятельности
психологическая коррекция - восстановление психических функций, а также устранение или компенсация психических аномалий развития с помощью восстановительного обучения
психологический отбор - оценка психических и психофизиологических качеств человека, требуемых конкретной профессией
психологический стресс - состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизации поведения
психологическое консультирование - оказание помощи в определении, уточнении и решении проблем клиента
психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики
психология рекламы - наука, изучающая психические процессы в условиях взаимодействия рекламиста и потребителя с целью эффективного удовлетворения нужд и запросов потребителя
психология трудовой деятельности - отрасль психологической науки, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда
психопатия - аномалия характера, которая определяет психический облик, накладывая отпечаток на весь душевный склад, в течение жизни не подвергается сколько-нибудь резким изменениям и мешает приспосабливаться к социальной среде
психотерапия - планируемый процесс психологического воздействия, направленный на редукцию болезненной симптоматики как с помощью научения, так и путем структурной перестройки личности
работоспособность - возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества
распознавание образов - процесс отнесения образов восприятия к некоторой категории
реактивный психоз - расстройство психики, возникающее под влиянием психической травмы и проявляющееся целиком или преимущественно неадекватным отражением реального мира с нарушением поведения, изменением различных сторон психической деятельности с возникновением не свойственных нормальной психике явлений (бред, галлюцинации и др.)
резюмирование – подведение итогов беседы. соединение её фрагментов в единое смысловое целое; применяется в ходе и в конце беседы
рефлексивное слушание – активное слушание собеседника, постоянное реагирование на его речь, с применением уточняющих вопросов, перефразированием, резюмированием и т.д.
рефлексия - осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению
речь - использование языка
ролевое поведение – поведение, заданное той или иной социальной ролью
самоконтроль - совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя
сенестопатия - неопределенные, часто трудно локализуемые, мигрирующие ощущения, возникающие в различных частях тела или внутренних органах и не связанные с какими-либо телесными заболеваниями
сензитивные периоды - интервалы онтогенеза, в течение которых организм наиболее чувствителен к определенным воздействиям среды
синестезия - особенности чувственного восприятия, заключающиеся в том, что внешний раздражитель, адресованный к одному анализатору, вызывает одновременно ответ какого-то другого или нескольких анализаторов
слухи - форма искаженной информации о значимом объекте, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности
соотношение Вебера - отношение едва заметного различия к величине исходного стимула равно некоторой константной для каждой сенсорной модальности величине
социализация - овладение индивидом в процессе взаимодействия с социальной средой механизмами социального поведения и усвоение его норм, имеющих адаптивное значение
социальная адаптация- процесс эффективного взаимодействия с социальной средой
социальная психология - наука о психических явлениях (процессах, состояниях и свойствах), характеризующих индивида и группу как субъектов социального взаимодействия
социальная установка - состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное ее прошлым опытом
социальный институт - начало, организующее членов общества в систему отношений, ролей и статусов (семья, школа и т.д.)
социометрия - процедура, предполагающая опрос каждого члена малой группы с целью установления возможности его участия (или неучастия) в определенном виде совместной деятельности или ситуации (позволяет выявить статус личности в данной группе)
социоэкономика - экономика, опирающаяся при объяснении закономерностей экономического поведения на психологические, социологические, культурные и антропологические знания об индивидуальном и социальном поведении, о процессах принятия решения и процессах сравнения, нормах и ценностях
специальность - конкретная форма деятельности в рамках определенной профессии
способности – совокупность природных и социальных свойств, проявляющихся в успешности освоения и реализации деятельности
стереотипы – сложившиеся в сознании человека устойчивые представления о тех или иных явлениях, привычное отношение к ним
стратегия выбора - совокупность правил, с помощью которых человек обрабатывает информацию о возможных последствиях альтернативных вариантов
сублимация - направление энергии инстинкта на выполнение видов деятельности, не связанных с прямым удовлетворением потребности
субъект - человеккак источник познания и преобразования (распорядитель своих душевных сил)
субъект труда - это активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа
суперэго - психическая структура (в теории З. Фрейда), содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности общества
темперамент -индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента (холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический)
толпа - стихийно возникшее (или утратившее организованность) и характеризующееся отсутствием общей для всех осознанной цели многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения
трансактный анализ – в концепции американского психолога Э. Берна – это анализ взаимоотношений людей, в точки зрения их психологических (эго) состояний («родителя», «взрослого», «ребёнка»)
труд - деятельность по преобразованию окружающего мира с целью удовлетворения потребностей человека
удовлетворенность трудом - характеристика эмоционального отношения человека к выполняемой им производственной деятельности
универсум - человек как универсум эквивалентен актуальной и потенциальной бесконечности, в ней человек предстает как микрокосм, как часть Вселенной
установка - направленность сознания субъекта на определенную активность
утомление - временное нарушение ряда психических и физиологических функций в результате рабочей нагрузки
цель -субъективный образ желаемого будущего
ценности –представления человека о том, к чему следует стремиться, ради чего нужно тратить силы
физиогномика - учение о связи между внешним обликом человека и его характером
филогенез - эволюция биологических видов
фобия - навязчивый страх
функциональная надежность субъекта труда - свойство функциональных систем человека обеспечивать его динамическую устойчивость в выполнении профессиональной задачи в течение определенного времени и с заданным качеством
характер - совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека, проявляющихся по отношению к другим людям, к порученному делу, к себе
характеристика –официальный документ, в котором содержится оценка деловых и личных
качеств личности. В характеристике указываются анкетные данные, должность
сотрудника, время работы в данной организации, квалификация, сведения об отношении к работе, профессиональном росте, чертах характера, особенностях темперамента, моральных качествах и т. д.
ценность – то, что имеет значение для жизнедеятельности отдельного человека и других субъектов, для удовлетворения их потребностей и реализации их интересов.
черта - предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях
чувствительность - способность реагировать на сигнальные раздражения
чувство - выражение человеком долговременного оценочного отношения
шизофрения - психическое расстройство неясной этиологии, для которого характерно прогрессирующее или приступообразное течение, обычно завершающееся однотипной картиной изменения личности (дефекта) с дезорганизацией психических функций (мышления, эмоций, психомоторики - всего поведения в целом) при сохранности памяти и приобретенных ранее знаний
эволюция - процесс накопления изменений в структуре взаимодействующих объектов и отбора новых форм по их адаптивной ценности
эвристика - метод поиска, который со значительной вероятностью позволяет отбирать наиболее удачные способы решения задачи
эго – (в теории З. Фрейда) совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики
эйфория - веселое, «лучезарное» и радостное состояние
экономическая психология - дисциплина, изучающая психологические механизмы и процессы, лежащие в основе экономического поведения
экстаз - наивысший уровень «приподнятости» эмоций, экзальтация
экстраверсия– психологическая характеристика, отражающая ориентацию на человека на внешний мир, на объект
эмоция - переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо
эмпатия – сопереживание
этика – учение о морали и нравственности; важнейшие категории этики: «добро, «зло», «справедливость», «благо», «свобода», «ответственность», «долг», «справедливость», «совесть», «честь».
этикет – установленный порядок и внешние формы поведения. Деловой этикет представляет собой совокупность правил и форм поведения при взаимодействии в процессе делового общения. Правила этикета заключают в себе эстетические и нравственные характеристики.
этноцентризм - свойство сознания этнической группы, связанное с преувеличением положительно оцениваемых характеристик собственной этнической группы, ценности и нормы которой выступают центром, критерием оценки всех других групп
Я-концепция - сложный составной образ или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений
Приложение 2
Познавательные процессы: сущность, классификация, закономерности, индивидуально-типологические особенности
Познавательный процесс | Классификации явлений (в пределах каждого познавательный процесса) | Закономерности | Индивидуально-типологические особенности |
I. Ощущение - психический процесс отражения элементарных физико-химических свойств действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств | Но расположению рецепторов: 1) экстерорецептивные 2) проприорецептивные 3) интерорецептивные По взаимодействию рецепторов с раздражителем: 1) дистантные. 2) контактные По органам чувств: зрительные, слуховые, кинестезические, тактильные, обонятельные, вкусовые, температурные, болевые, органические, статистические, вибрационные | I. Пороги чувствительности: 1) нижний порог абсолютный чувствительности (минимальная величина интенсивности воздействия, необходимая для проникновения ощущения); 2) верхний порог абсолютной чувствительности (максимальная величина доболевой) интенсивности воздействия); 3) разностный порог (минимальное различие в интенсивности двух однотипных воздействий, необходимое для его ощущения) II. Закономерности изменения чувствительности: 1) адаптация. 2) сенсибилизация, десенсибилизация, 3) контраст. 4) синэстезия | 1) Сензитивность - природно-обусловленная повышенная чувствительность отдельных анализаторов, 2) сенсибилизированность повышение чувствительности под влиянием опыта, профессиональной деятельности. 3) сенсорная организация - комплекс врожденных и приобретенных особенностей индивида, проявляющихся в доминировании ведущего анализатора в скорости развития нервных процессов и длительности их действия, в силе сенсорной реакции, в интенсивности эмоционального тона |
II. Восприятие - психический процесс непосредственного отражения предметов и явлений в целостном виде на основе опознания их отличитель ных признаков | По форме психической активности: преднамеренное и непреднамеренное По анализаторам: зрительные, слуховые, осязательные По специфичности отражаемой формы существования материи: восприятие пространства и времени По структуре: симультанное, сукцессивное | 1) Осмысленность (категориальная идентификация объекта). 2) целостность. 3) предметность. 4) структурность. 5) избирательность, 6) апперцептивность, 7) константность | 1) Обусловленность избирательности восприятия опытом, профессиональной ориентацией, установками и интересами индивида; 2) обусловленность восприятия индивидуально-типологическими особенностями нервной деятельности – синтетичность (обобщенность) или аналитичность (детализированность) восприятия, его динамика, точность, пороги остроты и глубины зрения, пространственного различения, эмоциональность восприятия |
III. Мышление - психический процесс опосредованного и обоб-щенного отражения закономер-ных связей, существен-ных для решения проблемных задач | По операционным компонентам: сравнение, обобщение. абстракция, классификация, систематизация, конкретизация Но формам мышления: суждение, умозаключение, понятие По видам: Наглядно-действенное, наглядно-образное, теоретически-абстрактное По содержанию: практическое, научное, художественное По стандартности-нестандартности и операциональным процедурам: алгоритмическое, эвристическое, дискурсивное (рассудочное), интуитивное В зависимости от глубины обобщенности: эмпирическое, теоретическое | 1) Проблематичная направленность, 2) анализ через синтез, 3) обобщенность, 4) селективность, 5) антиципирован-ность, 6) рефлексивность, 7) взаимосвязь осознанного и неосознанного, 8) структурность | 1} Особенности динамики сигнальных систем (мыслительный, художественный или смешанный тип высшей нервной деятельности); 2) сочетание и уровень развития различных видов мышления. Развитость отдельных мыслительных операций. Сформированность умственных действий при решении задач определенного класса; 3) креативные возможности личности - способность видеть проблемы; 4) целенаправленная организованность» - способность подчинять поисковые действия цели; 5) антиципационные и селективные возможности - способность предвосхищать возможные решения проблем, избирательно анализировать необходимые знания; 6) импульсивность, уравновешенность или осторожность в принятии решений; 7) глубина мышления - способность к обобщениям высокого ранга, раскрывающим сущность явлений; 8) широта мышления - способность интегрирования сведений из различных областей знаний; 9) гибкость или ригидность ума – способность (неспособность) выйти за пределы ситуативных ограничений и принимать нестандартные решения; 10) критичность - адекватная оценка условий решения задачи и правильности собственных действий |
IV. Воображение - психический процесс конструирования новых образов при включении опыта в новые ситуации | По способам активности: активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное По результатам: воссоздающее и творческое По глубине синтетичности: агглютинация, аналогия, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация | 1) Активизация в ситуации неопределенности, эвристичность, 2) реконструкция элементов опыта, 3) синтезирование новых отношений" 4) схематизация, 5) типизация, 6) антиципация посредством интерполяции, экстраполяции и рефлексии | 1) Образность воссоздающего воображения (взаимосвязь сигнальных систем); 2) рефлексивные возможности; 3) способность к интерпо-ляции и экстраполяции, к высоковероятностным предположениям; 4) способность предвидения событий и их эмоционального переживания; 5) подчинение настоящего перспективным целям, романтизм, мечтательность, 6) творческие возможности индивида |
V. Память - Психичес-кое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, переходящее и информаци-онно-регуля ционньй фонд поведения | По форме психической активности: произвольная и непроизвольная По процессам: эапечатление, сохранение, воспроизведение, забывание По видам: a) пo анализаторам: зрительная, слуховая, двига- тельная, органическая и др.; б) по сигнальным системам и роли подкорковых образований: образная, логическая, эмоциональная; в) по способам запоминания: прямая и опосредованная По системам: сенсорная, кратковременная, оперативная, долговременная | I. Закономерности непроизвольного запоминании: 1) зависимость от силы раздражители, повышенная ориентация па его начало и конец; 2) зависимость от индивидуальной значимости раздражителя; 3) зависимость от эмоциогенных свойств раздражителя; 4)зависимость от включенности объекта в структуру деятельности II. Закономерности произвольного запоминания: 1) осознание значимости, цели запоминания; 2) осознание смысла воспринимаемого; 3) установление структурно-логических взаимосвязей в материале запоминания; 4) логическая реконструкция материала - обобщение, система-тизация, схематизация, установление смысловых ассоциаций | 1) Ведущий вид памяти -зрительная, слуховая, двигательная, словесно-логическая, образная, эмоциональная; 2) быстрота запоминания; 3) прочность сохранении. 4) объем и точность запоминания; 5) мобилизационная готовность к правильному воспроизведению; 6) суггестивность-суггестивность (подверженность или неподверженность внушающим воздействиям при воспроизведении), уверенность воспроизведения; 7) профессиональная направленность |