В19. Укажите номер оптимальной позиции для друзей, занятых общим делом

В19. Укажите номер оптимальной позиции для друзей, занятых общим делом - student2.ru В19. Укажите номер оптимальной позиции для друзей, занятых общим делом - student2.ru В19. Укажите номер оптимальной позиции для друзей, занятых общим делом - student2.ru

В19. Укажите номер оптимальной позиции для друзей, занятых общим делом - student2.ru

В20. Укажите оптимальный вариант высказывания в конфликтной ситуации:

«К сожалению, мы действительно нарушаем сроки выполнения работ!» «Разве вы никогда не нарушали сроки выполнения работ?» «Вы должны понять, что мы нарушаем сроки выполнения работ по объективным причинам» «У всех бывают ситуации, когда сроки работ нарушаются!»

5.2 ВОПРОСЫ для устного собеседования (зачёта):

1 Этическая и психологическая составляющие в профессиональной культуре специалиста

2 Учёт особенностей темперамента в профессиональной деятельности.

3 Характер. Акцентуации характера и их учёт в профессиональной деятельности

4 Общая характеристика социально-психологических теорий личности

5 Движущие силы развития личности в теории З. Фрейда

6 Регуляция поведения работника с точки зрения бихевиоризма

7 Понимание личности с позиций гуманистического направления в теории личности

8 Мотивация труда с точки зрения иерархической модели мотивации А. Маслоу

9. Общая характеристика познавательных процессов

10 Учёт индивидуальных и возрастных особенностей внимания в профессиональной деятельности

11 Учёт индивидуальных и возрастных особенностей памяти в профессиональной деятельности

12 Учёт индивидуальных и возрастных особенностей мышления в профессиональной деятельности

13 Саморегуляция эмоциональных состояний как профилактика болезней, связанных с профессиональной деятельностью

14 Специфика и характеристика делового общения

15 Общение как обмен информацией

16 Учёт невербальных особенностей в деловом общении

17 Общая характеристика социально-психологических феноменов

18 Конформизм как социально-психологическое явление

19 Интерактивная составляющая общения

20 Конфликт как феномен социальной и духовной жизни

21Способы урегулирования конфликтных ситуаций

22 Организация как социальная группа

23 Концепция развития коллектива по А.В. Петровскому

24 Современные взгляды на место этики в деловом общении

25 Деловой этикет

26 Этикет общения по телефону

27 Корпоративная этика

28 Дресс-код. Этикетные особенности деловой одежды и внешнего вида мужчин и женщин.

29 Цели, смысл жизни и планирование профессиональной карьеры.

30 Личностный рост как повышение способности человека управлять самим собой.

Приложение 1

Словарь терминов

абсолютный порог чувствительности - величина стимула, при которой начинает возникать ощущение

адаптация - эффективное взаимодействие организма со средой

адаптация к труду - процесс приспособления субъекта труда к особенностям трудовой деятельности

альтруизм – черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь другим людям

амнезия - полное выпадение из памяти событий, фактов и ситуаций, имевших место в определенный временной отрезок жизни

антиципация – процесс предвосхищения результатов какого - либо действия или процесса

апатия-состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности

апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта

архетипы - наследственно передающиеся первичные идеи

аттенционные процессы - внимание

аттракция - процесс формирования привлекательности человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений

аутизм - утрата контактов с окружающими, уход от действительности во внутренний мир, отгороженность, замкнутость

аффект - быстро возникающее очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом

благодушие - беспечное и беззаботное эмоциональное состояние с оттенком «полного удовлетворения», без стремления к деятельности

большая диффузная группа - многочисленная, но нечетко определенная по составу, высокодинамичная и низкоинтегрированная совокупность людей, лишь локально и опосредствованно связанных друг с другом

брэнд - хорошо узнаваемая потребителем торговая марка, как правило, имеющая фирменное название, графическое решение в виде рисунка, логотипа, фирменного стиля

вербальное общение – словесное, речевое общение

вербальный имидж – мнение, сложившееся на основе информации.

внешнегрупповая дискриминация - тенденция к установлению различий в оценках «своей» и «чужой» группы в пользу «своей»

внимание - (синоним аттенционные процессы) осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием

внутригрупповой фаворитизм - тенденция оказывать предпочтение своей группе в противовес интересам другой

воля – свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психичкой и поступками

восприятие – (синоним перцепция) процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является отражение окружающего нас мира как совокупности предметов и событий

галлюцинация - расстройство восприятия, при котором человек видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует, т. е. это восприятие без объекта.

генерация альтернатив - процесс определения человеком возможных вариантов действия

группа социальная - социальная общность (множество людей), объединенных какими-либо жизненно важными для них признаками (местом пребывания, совместной деятельностью, родством, принадлежностью к социальному слою, профессии, национальности и т.д.)

группа малая – количественно ограниченная (от 2-3 до 30-40) социальная общность, объединенная совместной деятельностью, имеющая общие цели, ценности и характеризующаяся непосредственным общением её членов

групповая оценка личности (ГОЛ) - способ получения характеристики человека через взаимные оценки членов группы

групповое давление - процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида

девиантное поведение - отклонение от нормы (может быть не только отрицательным; например: путешествие в одиночку вокруг света),

дезадаптация - процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой

делегирование полномочий – управленческий приём, заключающийся в передаче подчиненным части обязанностей, прав и соответствующей ответственности из сферы действий руководителей

делинквентное поведение - противонормное сознательно осуществляемое поведение, целью которого является уничтожение, изменение, замена норм, принятых данным социальным институтом

деменция - приобретенное слабоумие

детерминация – причинно-следственная связь явлений

деятельность - процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта

диалог – форма устной речи, разговор двух людей. В деловом общении представляет собой взаимный обмен информацией и учёт каждым его участником психических состояний собеседников и их интересов

дифференциальный порог - величина физического различия между стимулами, при которой мы начинаем их различать

душа -понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философии и психологии душа — нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало.едва заметное различие - минимальное различие между физическими значениями стимулов, которое вызывает ощущение различия

жизненный путь - процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и пластичной структуры личности

задатки - врожденные особенности, лежащие в основе развития способностей

ид(в теории З. Фрейда «оно») - совокупность бессознательных побуждений

идентификация - мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления

идентификация личности с профессией - процесс адаптации личности к требованиям конкретной деятельности

идеология фирмы - система ценностей, выраженная в форме осознанных совместных целей персонала организации

измененное состояние сознания - качественный сдвиг в характере психологического функционирования

иллюзия - расстройство восприятия, при котором реальные явления или предметы воспринимаются человеком в измененном, ошибочном виде

индивидуальность – совокупность неповторимых, уникальных свойств данного человека, отличающих его от других людей

имидж- положительный образ фирмы, товара или человека, который создается средствами рекламы в сознании потребителей (людей)

имитация - формирование нового поведения путем воспроизведения чужих действий

имплицитная память - память, без осознания предмета запоминания, или бессознательная память

инсайт - моментальное научение

инстинкт - совокупность врожденных физиологических и психических реакций организма на внешние и внутренние раздражители (пищевой, оборонительный, половой, хватательный и др.)

интеллект- способность к мышлению

интроверсия – психологическая характеристика личности, проявляющаяся в ориентации человека на внутренний мир, на собственные переживания (понятие, предложенное последователем Фрейда –К.Г. Юнгом)

каузальная атрибуция - приписывание причины действий или личностным особенностям субъекта или внешним обстоятельствам. Фундаментальная ошибка атрибуции – тенденция наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать личностные факторы, влияющие на поведение наблюдаемых

интуиция – внутреннее созерцание; способность постижения явления без обоснования с помощью доказательств

классическое обусловливание - выработка условных рефлексов

когнитивные процессы – познавательные процессы (внимание, ощущения, восприятие, память, мышление, воображение)

когнитивный диссонанс- некоторое противоречие между двумя или более мнениями, убеждениями

когниция - любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения

коллективное бессознательное - совокупность всех врожденных архетипов

коммуникация – общение, передача информации

компенсаторные возможности личности – возможности по возмещению нарушенных или недостаточно сформированных свойств, функций

компетентность - осведомлённость, опытность, способность к принятию обдуманных решений в какой-то области деятельности.

компетенция – круг порученных обязанностей, сфера деятельности

конгруэнтность – соответствие невербального поведения партнёров их речевым высказываниям

константность восприятия - восприятие объектов как относительно постоянных по форме, размеру, цвету и т. д.

конфликт – острое столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом сил, мнений, сторон, интересов, целей и различных представлений о способе их достижения, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями

конформизм - изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих

креативность - интегративное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности

критерии профпригодности -мерило, правило (или норма), являющие основанием для вынесения решения о соответствии личности требованиям профессии (могут быть медицинские, психологические, психофизиологические и т.д.)

лидерство - феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов

личность- феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Человек, обладающий минимально необходимым объемом социального опыта. Личностью, т. е. социальным существом, включающимся в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития, мы можем назвать взрослого нормального человека, но не новорожденного и не умалишенного.

локус контроля - характеристика того, где люди преимущественно располагают (локализуют) факторы контроля над собственным поведением и значимыми для них событиями

малая группа - небольшое по размеру (от 2-3 до 30-40 чел.) объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием

манипуляции – скрытое управление поведением человека, совершаемое ради какой-либо выгоды того, кто управляет. Человека, который в своих интересах управляет поведением другого помимо его воли, называют манипулятором.

менталитет - глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, совокупность установок и предпочтений индивида или социальной группы, определяющая действия, мысли и чувства людей, а также их восприятие мира

механизмы психологической защиты - способы сохранения человеком своего душевного равновесия. Выделяют (З. Фрейд и его последователи) такие механизмы психологической защиты как отрицание, замещение, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация, замещение и т.д.

микросреда – часть природной и социальной среды, с которой непосредственно взаимодействуют личность или другие субъекты в процессе своей жизнедеятельности

монотония - однообразие деятельности

мораль (от лат. обычаи, нравы) - один из важнейших общественных институтов и основных способов нормативной регуляции деятельности и поведения людей; совокупность принципов или правил морального поведения (т.е. поведения, регулируемого с помощью норм, основанных на представлениях о добре и зле, справедливом и несправедливом отношении к другим, правильном и неправильном поведении)

мотив – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей человека; определяют активность субъекта и направленность его деятельности

мотивация - совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность

мнестический – относящийся к памяти

мышление - опосредованное и обобщенное познание объективной реальности

направленность личности - система устойчивых предпочтений и мотивов личности, задающая главные тенденции поведения личности

наркомания - болезнь, которая возникает в результате систематического употребления наркотиков и проявляется в психической, а иногда и физической зависимости от них

настроение - слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна

научение - формирование нового индивидуального опыта в процессе активного взаимоотношения организма со средой

невербальное общение – несловесная сторона общения с помощью мимики, визуальных контактов, жестов и т.д.

невроз – нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека и проявляется, в основном, психогенно обусловленными эмоциональными и соматовегетативными расстройствами при отсутствии психотических явлений

нейротизм - свойства личности, связанные с высокой раздражительностью и возбудимостью

образ жизни - совокупность устоявшихся типичных форм жизнедеятельности

общение - реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы взаимодействия людей, состоящей в обмене информации познавательного, эмоционально-оценочного или другого плана

одаренность - индивидуальное сочетание способностей, от которых зависит успешность деятельности

олигофрения (умственная отсталость) - наследственное, врожденное или приобретенное в первые годы жизни слабоумие, выражающееся в общем психическом недоразвитии (с преобладанием в первую очередь интеллектуального дефекта) и в затруднении вследствие этого социальной адаптации

онтогенез - развитие индивидуальных организмов

оперантное обусловливание - научение, в ходе которого приобретение нового опыта и реализация его в поведении приводят к достижению определенной цели (теория Б-Ф. Скиннера, представителя бихевиоризма)

организационная культура - набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях

организационная психология - наука, изучающая социально-психологические закономерности поведения людей в организациях, а также социально-психологические характеристики самих организаций

организационный конфликт - интерактивное состояние, проявляемое в разногласиях, различиях или несовместимостях между индивидами и группами

ощущение - процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений

память - способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении

паника - стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха

парадигма - тип исследования, принятый определенной группой специалистов за образец.

перенос - влияние раннее приобретенного индивидуального опыта на его последующее формирование

перцептивный– относящийся к восприятию

подкрепление - предмет или событие, значимые для организма

познавательные процессы – процессы, с помощью которых осуществляется познавательная деятельность человека: внимание, ощущения, восприятие, память, мышление, воображение

поступок - действие, совершение которого связано со сменой состояния, а также условий и характера деятельности

потребности – состояние нужды, объективной необходимости

предпринимательство - целесообразная деятельность индивида или группы ассоциированных индивидов, предпринятая с целью создания, сохранения, увеличения прибыли

принятие решения - совокупность психических процессов, основными функциями которых являются определение возможных вариантов действия, оценка их полезности и вероятностей, выбор одного из возможных вариантов действия и оценка правильности сделанного выбора

профессиограмма - описание различных объективных характеристик профессии

профессиография - комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии

профессионал - специалист в определенной области трудовой деятельности

профессионализация - формирование специфических видов трудовой активности человека

профессиональная деформация личности - гипертрофированное развитие профессиональных особенностей личности

профессиональная надежность субъекта труда - уровень безотказности, безошибочности и своевременности рабочих операций

профессиональная ориентация - система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии

профессиональная пригодность - соответствие человека требованиям конкретной трудовой деятельности

профессиональное самоопределение - выбор профессии и последующее формирование человека как профессионала

профессиональный отбор - выявление лиц, соответствующих по своим индивидуальным качествам требованиям конкретной специальности

профессия - совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями

психика человека – совокупность всех присущих человеку психических процессов, состояний, свойств так или иначе отражающих объективную природную и социальную действительность; отражательно-регуляционная способность субъекта

психические свойства - индивидуально-психологические особенности (темперамент, характер, задатки), определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром

психическое состояние - внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени ( например, эмоции, воля)

психогигиена - часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья человека

психограмма - описание психологических характеристик деятельности

психодиагностика - наука о распознавании и измерении психологических особенностей человека

психологическая готовность - психическое состояние, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на выполнение конкретной деятельности

психологическая коррекция - восстановление психических функций, а также устранение или компенсация психических аномалий развития с помощью восстановительного обучения

психологический отбор - оценка психических и психофизиологических качеств человека, требуемых конкретной профессией

психологический стресс - состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизации поведения

психологическое консультирование - оказание помощи в определении, уточнении и решении проблем клиента

психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики

психология рекламы - наука, изучающая психические процессы в условиях взаимодействия рекламиста и потребителя с целью эффективного удовлетворения нужд и запросов потребителя

психология трудовой деятельности - отрасль психологической науки, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда

психопатия - аномалия характера, которая определяет психический облик, накладывая отпечаток на весь душевный склад, в течение жизни не подвергается сколько-нибудь резким изменениям и мешает приспосабливаться к социальной среде

психотерапия - планируемый процесс психологического воздействия, направленный на редукцию болезненной симптоматики как с помощью научения, так и путем структурной перестройки личности

работоспособность - возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества

распознавание образов - процесс отнесения образов восприятия к некоторой категории

реактивный психоз - расстройство психики, возникающее под влиянием психической травмы и проявляющееся целиком или преимущественно неадекватным отражением реального мира с нарушением поведения, изменением различных сторон психической деятельности с возникновением не свойственных нормальной психике явлений (бред, галлюцинации и др.)

резюмирование – подведение итогов беседы. соединение её фрагментов в единое смысловое целое; применяется в ходе и в конце беседы

рефлексивное слушание – активное слушание собеседника, постоянное реагирование на его речь, с применением уточняющих вопросов, перефразированием, резюмированием и т.д.

рефлексия - осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению

речь - использование языка

ролевое поведение – поведение, заданное той или иной социальной ролью

самоконтроль - совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя

сенестопатия - неопределенные, часто трудно локализуемые, мигрирующие ощущения, возникающие в различных частях тела или внутренних органах и не связанные с какими-либо телесными заболеваниями

сензитивные периоды - интервалы онтогенеза, в течение которых организм наиболее чувствителен к определенным воздействиям среды

синестезия - особенности чувственного восприятия, заключающиеся в том, что внешний раздражитель, адресованный к одному анализатору, вызывает одновременно ответ какого-то другого или нескольких анализаторов

слухи - форма искаженной информации о значимом объекте, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности

соотношение Вебера - отношение едва заметного различия к величине исходного стимула равно некоторой константной для каждой сенсорной модальности величине

социализация - овладение индивидом в процессе взаимодействия с социальной средой механизмами социального поведения и усвоение его норм, имеющих адаптивное значение

социальная адаптация- процесс эффективного взаимодействия с социальной средой

социальная психология - наука о психических явлениях (процессах, состояниях и свойствах), характеризующих индивида и группу как субъектов социального взаимодействия

социальная установка - состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное ее прошлым опытом

социальный институт - начало, организующее членов общества в систему отношений, ролей и статусов (семья, школа и т.д.)

социометрия - процедура, предполагающая опрос каждого члена малой группы с целью установления возможности его участия (или неучастия) в определенном виде совместной деятельности или ситуации (позволяет выявить статус личности в данной группе)

социоэкономика - экономика, опирающаяся при объяснении закономерностей экономического поведения на психологические, социологические, культурные и антропологические знания об индивидуальном и социальном поведении, о процессах принятия решения и процессах сравнения, нормах и ценностях

специальность - конкретная форма деятельности в рамках определенной профессии

способности – совокупность природных и социальных свойств, проявляющихся в успешности освоения и реализации деятельности

стереотипы – сложившиеся в сознании человека устойчивые представления о тех или иных явлениях, привычное отношение к ним

стратегия выбора - совокупность правил, с помощью которых человек обрабатывает информацию о возможных последствиях альтернативных вариантов

сублимация - направление энергии инстинкта на выполнение видов деятельности, не связанных с прямым удовлетворением потребности

субъект - человеккак источник познания и преобразования (распорядитель своих душевных сил)

субъект труда - это активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа

суперэго - психическая структура (в теории З. Фрейда), содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности общества

темперамент -индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента (холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический)

толпа - стихийно возникшее (или утратившее организованность) и характеризующееся отсутствием общей для всех осознанной цели многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения

трансактный анализ – в концепции американского психолога Э. Берна – это анализ взаимоотношений людей, в точки зрения их психологических (эго) состояний («родителя», «взрослого», «ребёнка»)

труд - деятельность по преобразованию окружающего мира с целью удовлетворения потребностей человека

удовлетворенность трудом - характеристика эмоционального отношения человека к выполняемой им производственной деятельности

универсум - человек как универсум эквивалентен актуальной и потенциальной бесконечности, в ней человек предстает как микрокосм, как часть Вселенной

установка - направленность сознания субъекта на определенную активность

утомление - временное нарушение ряда психических и физиологических функций в результате рабочей нагрузки

цель -субъективный образ желаемого будущего

ценности –представления человека о том, к чему следует стремиться, ради чего нужно тратить силы

физиогномика - учение о связи между внешним обликом человека и его характером

филогенез - эволюция биологических видов

фобия - навязчивый страх

функциональная надежность субъекта труда - свойство функциональных систем человека обеспечивать его динамическую устойчивость в выполнении профессиональной задачи в течение определенного времени и с заданным качеством

характер - совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека, проявляющихся по отношению к другим людям, к порученному делу, к себе

характеристика –официальный документ, в котором содержится оценка деловых и личных

качеств личности. В характеристике указываются анкетные данные, должность

сотрудника, время работы в данной организации, квалификация, сведения об отношении к работе, профессиональном росте, чертах характера, особенностях темперамента, моральных качествах и т. д.

ценность – то, что имеет значение для жизнедеятельности отдельного человека и других субъектов, для удовлетворения их потребностей и реализации их интересов.

черта - предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях

чувствительность - способность реагировать на сигнальные раздражения

чувство - выражение человеком долговременного оценочного отношения

шизофрения - психическое расстройство неясной этиологии, для которого характерно прогрессирующее или приступообразное течение, обычно завершающееся однотипной картиной изменения личности (дефекта) с дезорганизацией психических функций (мышления, эмоций, психомоторики - всего поведения в целом) при сохранности памяти и приобретенных ранее знаний

эволюция - процесс накопления изменений в структуре взаимодействующих объектов и отбора новых форм по их адаптивной ценности

эвристика - метод поиска, который со значительной вероятностью позволяет отбирать наиболее удачные способы решения задачи

эго – (в теории З. Фрейда) совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики

эйфория - веселое, «лучезарное» и радостное состояние

экономическая психология - дисциплина, изучающая психологические механизмы и процессы, лежащие в основе экономического поведения

экстаз - наивысший уровень «приподнятости» эмоций, экзальтация

экстраверсия– психологическая характеристика, отражающая ориентацию на человека на внешний мир, на объект

эмоция - переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо

эмпатия – сопереживание

этика – учение о морали и нравственности; важнейшие категории этики: «добро, «зло», «справедливость», «благо», «свобода», «ответственность», «долг», «справедливость», «совесть», «честь».

этикет – установленный порядок и внешние формы поведения. Деловой этикет представляет собой совокупность правил и форм поведения при взаимодействии в процессе делового общения. Правила этикета заключают в себе эстетические и нравственные характеристики.

этноцентризм - свойство сознания этнической группы, связанное с преувеличением положительно оцениваемых характеристик собственной этнической группы, ценности и нормы которой выступают центром, критерием оценки всех других групп

Я-концепция - сложный составной образ или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений

Приложение 2

Познавательные процессы: сущность, классификация, закономерности, индивидуально-типологические особенности

Познава­тельный процесс Классификации явлений (в пределах каждого познавательный процесса) Закономерности Индивидуально-типологические особенности
I. Ощущение - психический процесс отраже­ния элемен­тарных физико-химических свойств действительности, непосредственно воздействующих на орга­ны чувств   Но расположению рецепторов: 1) экстерорецептивные 2) проприорецептивные 3) интерорецептивные   По взаимодействию рецепторов с раздражителем: 1) дистантные. 2) контактные   По органам чувств: зрительные, слуховые, кинестезические, тактильные, обонятельные, вкусовые, температурные, болевые, орга­нические, статистические, вибрационные I. Пороги чувствительности: 1) нижний порог абсолютный чувствительности (минимальная величина интенсивности воздействия, необходимая для проникновения ощущения); 2) верхний порог абсолютной чувствительности (максимальная величина доболевой) интенсивности воздействия); 3) разностный порог (минимальное различие в интенсивности двух однотипных воздействий, необходимое для его ощущения) II. Закономерности измене­ния чувствительности: 1) адаптация. 2) сенсибилизация, десенсибилизация, 3) контраст. 4) синэстезия 1) Сензитивность - природно-обусловленная повышенная чувствительность отдельных анализаторов, 2) сенсибилизированность повышение чувствительности под влиянием опыта, профессиональной деятельности. 3) сенсорная организация - комплекс врожденных и приобретенных особенностей индивида, проявляющихся в доминировании ведущего анализатора в скорости развития нервных процессов и длительности их действия, в силе сенсорной реакции, в интенсивности эмоционального тона  
II. Восприятие - психический процесс непосредственного отражения предметов и явлений в целостном виде на основе опознания их отличитель ных признаков По форме психической активности: преднамеренное и непреднамеренное   По анализаторам: зрительные, слуховые, осязательные   По специфичности отражаемой формы существования материи: восприятие пространства и времени По структуре: симультанное, сукцессивное 1) Осмысленность (категориальная идентификация объекта). 2) целостность. 3) предметность. 4) структурность. 5) избирательность, 6) апперцептивность, 7) константность 1) Обусловленность избирательности восприятия опытом, профессиональной ориентацией, установками и интересами индивида; 2) обусловленность восприятия индивидуально-типологическими особенностями нервной деятельности – синтетичность (обобщенность) или аналитичность (детализированность) восприятия, его динамика, точность, пороги остроты и глубины зрения, пространственного различения, эмоциональность восприятия
III. Мышление - психический процесс опосредованного и обоб-щенного отражения закономер-ных связей, существен-ных для решения проблемных задач По операционным компонентам: сравнение, обобщение. абстракция, классификация, систематизация, конкретизация   Но формам мышления: суждение, умозаключение, понятие   По видам: Наглядно-действенное, наглядно-образное, теоретически-абстрактное   По содержанию: практическое, научное, художественное   По стандартности-нестан­дартности и операциональным процедурам: алгоритмическое, эвристичес­кое, дискурсивное (рассудоч­ное), интуитивное В зависимости от глубины обобщенности: эмпирическое, теоретическое 1) Проблематичная направленность, 2) анализ через синтез, 3) обобщенность, 4) селективность, 5) антиципирован-ность, 6) рефлексивность, 7) взаимосвязь осознанного и неосознанного, 8) структурность 1} Особенности динамики сигнальных систем (мыслительный, художественный или смешанный тип высшей нервной деятельности); 2) сочетание и уровень развития различных видов мышления. Развитость отдельных мыслительных операций. Сформированность умственных действий при решении задач определенного класса; 3) креативные возможности личности - способность видеть проблемы; 4) целенаправленная организованность» - способность подчинять поисковые действия цели; 5) антиципационные и селективные возможности - способность предвосхищать возможные решения проблем, избирательно анализировать необходимые знания; 6) импульсивность, уравновешенность или осторожность в принятии решений; 7) глубина мышления - способность к обобщениям высокого ранга, раскрывающим сущность явлений; 8) широта мышления - способность интегрирования сведений из различных областей знаний; 9) гибкость или ригидность ума – способность (неспособность) выйти за пределы ситуативных ограничений и принимать нестандартные решения; 10) критичность - адекватная оценка условий решения задачи и правильности собственных действий
IV. Воображение - психический процесс конструирования новых образов при включении опыта в новые ситуации По способам активности: активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное   По результатам: воссоздающее и творческое По глубине синтетичности: агглютинация, аналогия, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация 1) Активизация в ситуации неопределенности, эвристичность, 2) реконструкция элементов опыта, 3) синтезирование новых отношений" 4) схематизация, 5) типизация, 6) антиципация посредством интерполяции, экстраполяции и рефлексии 1) Образность воссоздающего воображения (взаимосвязь сигнальных систем); 2) рефлексивные возможности; 3) способность к интерпо-ляции и экстраполяции, к высоковероятностным предположениям; 4) способность предвидения событий и их эмоционального переживания; 5) подчинение настоящего перспективным целям, романтизм, мечтательность, 6) творческие возможности индивида
V. Память - Психичес-кое отражение прошлого взаимодей­ствия чело­века с действительностью, переходящее и информаци-онно-регуля ционньй фонд поведения По форме психической ак­тивности: произвольная и непроизвольная   По процессам: эапечатление, сохранение, воспроизведение, забывание   По видам: a) пo анализаторам: зрительная, слуховая, двига- тельная, органическая и др.; б) по сигнальным системам и роли подкорковых образований: образная, логическая, эмоциональная; в) по способам запоминания: прямая и опосредованная   По системам: сенсорная, кратковременная, оперативная, долговременная I. Закономерности непроизвольного запомина­нии: 1) зависимость от силы раздражители, повышенная ориентация па его начало и конец; 2) зависимость от индивидуальной значимости раздражителя; 3) зависимость от эмоциогенных свойств раздражителя; 4)зависимость от включенности объекта в структуру деятельности II. Закономерности произвольного запоминания: 1) осознание значимости, цели запоминания; 2) осознание смысла воспринимаемого; 3) установление структурно-логических взаимосвязей в материале запоминания; 4) логическая реконструкция материала - обобщение, система-тизация, схематизация, установление смысловых ассоциаций 1) Ведущий вид памяти -зри­тельная, слуховая, двигатель­ная, словесно-логическая, образная, эмоциональная; 2) быстрота запоминания; 3) прочность сохранении. 4) объем и точность запоминания; 5) мобилизационная готовность к правильному воспроизведению; 6) суггестивность-суггестивность (подверженность или неподверженность внушающим воздействиям при воспроизведении), уверенность воспроизведения; 7) профессиональная направленность

Наши рекомендации