Треугольник Карпмана. Вид сбоку
Интересно, что эту модель отношений, описанную в социальной психологии, многие понимают по-своему. И я - не исключение ;-)
Она описывает проблемные отношения, и в нее, как мне кажется, могут укладываться не только взаимоотношения между людьми, но и , в некоем роде, взаимодействия с аддиктивными агентами (предметами влечения и зависимости).
Напомню, имеется три основных персонажа- Жертва, Спаситель и Преследователь.
«С точки зрения геометрии любовный треугольник
может сложиться лишь в том случае, если один из углов- тупой.»
Афоризм.
По материалам Центра НЛП в образовании А.Плигина:
1- Жертва ищет Спасителя, чтобы скинуть на него ответственность за решение своих проблем. Если Жертве это удалось- ловушка захлопнулась, треугольник образовался.
2- Жертва, проблемы которой не решаются, превращается в Преследователя, и начинает искать виновных в том, что жизнь не удалась. Виновным, конечно, оказывается бывший Спаситель, на которого обрушивается гнев и нападки бывшей Жертвы.
3- Бывший Спаситель, ставший Жертвой, недоумевает, как же так он оказался козлом отпущения в этой ситуации.
Мораль - если вам предлагают стать спасителем, то, скорее всего, для того, чтобы было потом кого обвинить в случае неудачи.
По А. Любимову «Общение в пределах этого треугольника – это весьма эффективный способ не брать ответственность за свои поступки и решения, а так же в награду за это получать сильные эмоции и право не решать свои проблемы (так как в этом всем виноваты другие).
Преследователь считает, что во всем виновата Жертва, о чем он и сообщает, либо ей самой, либо Спасителю.
Жертва считает, что виноват Преследователь, и это ей позволяет горевать о собственной судьбе, и искать того, кто бы ее спас, чтобы на время превратиться в Преследователя.
Спаситель же ищет, кого бы спасти, переведя из состояния Жертвы в состояние Преследователя».
Действительно, любые отношения образуют некую систему. Достаточно устойчивые и повторяемые взаимодействия, например, у Э. Берна, носят название «Игр» («Игры, в которые играют люди, и люди, которые играют в игры»). Треугольник Карпмана можно рассматривать как такую психологическую игру, в которой каждый получает свои «дивиденды».
Слово опять А.Любимову: «Кто за что получает доход.
Жертва получает свой доход в виде самоунижения и самобичевания, и в виде права не брать на себя ответственности за собственные поступки. Кроме того, наличие Спасателя подтверждает ее особую человеческую ценность и правоту устремлений.
Спаситель, наверное, получает самое тонкое и извращенное удовольствие – он возвышается над Жертвой, помогая ей (чего он, в полном смысле этого слова, сделать не в состоянии).
Преследователь получает свое с того, что он чувствует свою важность, доказав, что во всем виноваты все остальные, а он такой хороший. А так же от осознания собственного могущества и превосходства.
Несколько типичных треугольников.
Старый Психиатр – Клиент – Новый Психиатр.
Жена – Муж – Любовница
Муж – Жена – Подруга Жены »
Позволю себе тут выразить свое видение, как Спаситель «со стажем» ;-)
Жертва получает очень много ВНИМАНИЯ и психологической энергии, направленной на нее. Как правило, тайны «энергетического вампиризма» часто кроются здесь. Вам встречались друзья-подружки, вечно изливающие вам свои скорби, добивающиеся вашего сочувствия против «нехороших ТЕХ», и уходящие от вас веселыми и румяными, а вы почему-то чувствуете себя после этого без сил? Нет? Поздравляю! Возможно, вы не попадали в эту ловушку! ;-)
Также часто в роли Жертвы выступает зависимый член семьи, страдающий от какой-либо зависимости, включая…игровую зависимость. Чуть отвлекусь - Преследователем здесь будет не субъект, а объект- зависимости, например, игры (как в примере с игроманией), наркотик, алкоголь, сигареты (соответственно, при наркомании, алкоголизме, курении). Спасителем же будет член семьи, который упорно лечит Жертву (наркомана, игромана, алкоголика, курильщика), причем годами, а вылечить не может. Ну, это и не входит в подсознательные устремления Спасителя здесь- ведь тогда трансакция будет нарушена. Если лечить будет некого- ЗАЧЕМ ТОГДА НУЖЕН СПАСИТЕЛЬ? В ЧЕМ ТОГДА ЕГО ЦЕННОСТЬ?
То есть, Спасители- люди с заниженной самооценкой, чье мнение о себе зависит от того «Что я делаю для ДРУГИХ (Значимых Других). И здесь часто Спаситель в виде дивидендов получает чувство собственной значимости и НУЖНОСТИ МИРУ.
Если Жертвы научились из детства «Чтоб меня любили, надо постоянно попадать в какие-то передряги», то Спасители «Чтобы меня любили, надо делать что-то полезное, и лучше – забыв про собственные потребности». Это те самые УБЕЖДЕНИЯ о себе и других, что практически влияют на всю жизнь индивидуума.
Вернемся к А.Любимову: «Решить проблему можно только выйдя за пределы треугольника, а Спасителю это совершенно не выгодно. Он нужен для того, чтобы Жертва могла на время стать Преследователем. Спасатели – это типичные психологи, гуру и лучшие друзья и подруги. Кроме того, Спасатель вполне удачно разряжает свою накопленную в иных треугольниках агрессивность на Преследователя: и мораль это не осудит, и самому легче становится.
Кстати, Спаситель является наиболее значимой фигурой в треугольнике – без него он давно бы распался. Ни одна Жертва не согласилась бы на эту роль без бонуса хоть изредка побыть Преследователем – это та морковка, которая заставляет все вращаться. Но стать из Жертвы Преследователем обычно невозможно без Спасителя. Без него все как бы теряет смысл.»
Еще о Спасителях…Выходит, чуть ли не все наши врачи-бюджетники, работающие за копейки на энтузиазме, чуть ли не потомственные Спасители?
Этот вопрос я задала Маргарите Матвиенко. «Так все-таки, в деле СПАСЕНИЯ ЖИЗНЕЙ он полезен? Ведь на чьем, как не на Спасительском энтузиазме, та же скорая помощь держится? У меня много знакомых- врачей, что не уходят со скорой помощи, работают на износ, когда можно перейти и на более спокойную, и более оплачиваемую работу?»
М.Матвиенко:
«Треугольник Карпмана очень полезен. Для поддержания проблемного пространства и жизнедеятельности Матрицы. Без него людЯм делать будет нечего. Станут все свободными и что? А как же обчество? Ты только понаблюдай, как нам церковь, социум, семья и школа навязывают эти треугольники... настойчиво. У меня на эту тему материала просто ворох, только есть ли кому говорить? Большинство просто не понимает... Но в работе я активно использую эту информацию. Оказывается (это мы обнаружили http://www.srez.info ), что в основе всех наших действий лежит глубинный треугольник, который нас как личность определяет. У каждого свои отношения там намешаны и в жизни мы проявляем их все. То по очереди, то вперемешку.
И про врачей. Большинство - Спасатели. И этим поддерживают состояние болезни. К слову, тебе вопрос, как спецу. В противостоянии больной-болезнь, где должен находиться врач, чтобы быть эффективным?»
А тут уже ответ зависит от того- чем измерять эффективность:
«Папа, я за день вылечил больного, которого ты не мог вылечить 20 лет!
-Дурак, мы проучили тебя в школе и в институте, и твоих детей бы еще проучили…» Хотя это немного из другой темы ;-)
«Нас трое - ты, я и болезнь. Если ты с болезнью - победит она, если ты со мной - победит здоровье…»
Формат конечного результата. Треугольник Карпмана. (для печати)
Ю. Паршиков. (С использованием материалов М. Аткинсон и Р. Дилтца) Говорят: «Человек предполагает, Бог располагает». Это действительно так: мы не являемся ни всемогущими, ни независимыми. Вместе с тем, насколько полно мы пользуемся данными нам Богом способностями, чтобы ставить реалистичные и вдохновляющие цели и (по Его милости) достигать их? Анализ удачного и неудачного опыта при постановке целей, позволил сформулировать так называемый «формат конечного результата».
Формат конечного результата – это своего рода шаблон, совокупность условий, соблюдение которых необходимо для того, чтобы поставленная цель оказалась достижимой. Еще раз отметим, что это – необходимые условия, но не достаточные. Для того, чтобы цель воплотилась в жизнь, должны присутствовать факторы мотивации. Кроме того, всегда есть вероятность наступления форс-мажорных обстоятельств.
Итак, каковы же компоненты формата конечного результата?
Представим его в виде последовательности ячеек, содержащих проверочные условия. В ходе коучинговой сессии на стадии формулирования цели мы должны поставить галочки на каждой из этих ячеек. Коуч делает это, задавая открытые вопросы клиенту (или себе при «самокоучинге»). Это можно делать в любом порядке, как то диктует естественное течение коуч-сессии. Можно даже отвлекаться на другие темы. Но важно помнить, что цель можно считать корректно сформулированной только тогда, когда каждое из условий формата конечного результата выполнено. Теперь расшифруем эти условия. Цель должна быть:
Сформулирована в позитивных терминах
Помните, одно из буквальных значений слова «коуч» – это «дилижанс»? Возьмем более современную версию этого – такси. Какой первый вопрос задает водитель, когда пассажир садится в такси? Водитель спрашивает: Куда вы едете?» Вы можете ответить: «Мне так здесь не нравится! У меня здесь масса проблем! Здесь просто ужасно находиться!» Однако, терпеливо выслушав вас и признав ваши неудобства, водитель в конечном счете должен будет вежливо повторить вопрос: «Так куда вы хотите ехать?» Вы можете ответить так: «Ну, я не хочу ехать в «Макдональдс», а в зоопарке мне уже не понравилось, когда я был там в прошлый раз. И конечно же, я не собираюсь ехать туда, где так неуютно». И снова водитель может любезно признать ваши тревоги, но все же должен будет спросить: «Так куда же вы в таком случае хотите ехать?»
Для того, чтобы стать успешным коучем, необходимо выработать в себе эту привычку: деликатно, но настойчиво просить клиента формулировать свои цели в позитивных терминах. Наше сознание хранит информацию, мыслит и чувствует в позитивных, сенсорно выражаемых терминах. Негативные формулировки существуют лишь в словах. Вот например, я вам сейчас прикажу: «Только не думайте о белой обезьяне!» О чем Вы подумали? Правильно. Поэтому, мне нужно было бы переформулировать свою цель позитивным образом: «Пожалуйста, подумайте о красном крокодиле!»
Позитивное мышление чрезвычайно важно во всех областях жизни. Например, воспитывая детей, мы здесь и рядом говорим: «Нельзя! Так не сиди! Это не делай!» Как реагирует на это ребенок? Замешательством: «А что делать?» Негативные формулировки обязательно нужно подкреплять позитивными альтернативами: «Не кидайся камнями! Камни можно кидать только в эту сторону, и когда кругом никого нет».
В этой связи, любопытно утверждение из «Бхагавад-гиты» о том, что даже плоды духовной практики, сформулированные в негативных терминах – как отрицание страданий или преходящей материальной реальности или слияние с безличным «духом» – на практике оказываются труднодостижимыми. И что сознание, даже в просветленном состоянии, действует в позитивных терминах, оперируя сенсорно выражаемыми, «личностными» характеристиками Абсолютной Истины.
Итак, первое условие формата конечного результата заключается в том, что он должен быть сформулирован в позитивных терминах.
C(ontrolable) – Лежит в сфере контроля
Иногда мы ставим себе задачи, которые лежат вне рамках нашего контроля. Нам просто очень хочется, чтобы это произошло, и поэтому мы ставим перед собой такие задачи. Чаще всего это связано с желанием изменить кого-то другого. Даже если другой человек сильно внешне-референтен, и поддается влиянию окружения, в конечном итоге за ним остается свобода выбора, и раньше или позже он обязательно этот выбор сделает. Причем, чем больше ему что-то навязывали, тем больше вероятность того, что он «взбунтуется». С другой стороны, мы в принципе можем создать такое окружение, которое будет мотивировать человека на определенное поведение. Конечно, для этого нужно обладать соответствующими знаниями и навыками.
Также это может быть связано с задачами, на решение которых у нас нет властных полномочий. Например, это может быть в рамках организационной структуры – когда у нас нет полномочий подписывать какие-нибудь договора или распоряжаться финансами. Это может быть в рамках социальной структуры – например, когда у нас нет моральных прав требовать от окружающих определенного поведения, когда мы сами не являемся примером этого. Это может быть в рамках вселенской «администрации» – например, мы не можем контролировать, сколько в этот год выпадет дождя.
Сверяя свою цель с форматом конечного результата, необходимо составить (или представить себе мысленно) два списка – факторов, которые в настоящий момент находятся вне сферы нашего контроля, и те, что находятся под контролем. Непосредственно мы можем контролировать, по большому счету, только себя – свои мысли, желания, чувства, действия. И таким образом, мы можем также косвенно влиять на окружение.
Выписав два этих списка, следует подумать, какие факторы находятся не под контролям лишь в настоящий момент, и, совершив дополнительные действия или развив дополнительные навыки, мы сможем перевести эти факторы в сферу нашего контроля.
Лишь после этого, взвесив два списка, мы сможем оценить уровень правдоподобности того, что сможем решить задачу, и решить, приемлем ли он для нас.
Следующие пять букв SMART являются остроумной английской аббревиатурой от ( Specific , Measurable , Attainable , Relevant , Timed ). Слово SMART переводится а английского как «умный», «мыслящий»
S(pecific) – Конкретная
Цель, которую мы перед собой ставим, должна быть конкретной. То есть, она должна непосредственно восприниматься нашими органами чувств. Как он выглядит – форма, размер, цвет, яркость, фокус, перспектива? Как этот результат «звучит» - слова, мелодии, высота, частота повторяемости, приближается или удаляется? Каков этот результат на вкус, запах, ощупь? Какие конкретно эмоции мы хотим испытывать? Какие движения руками, ногами и т.д. мы соб ира емся совершать? Коучинг – это прагматическая вещь, помогающая людям достигать конкретных результатов. Размышления об абстрактных философских понятиях – это тоже вещь хорошая, но с ней следует обратиться к кому-нибудь другому.
M(easurable) – Измеримая
Мало конкретно сформулировать свою цель. Необходимо задать количественные характеристики, описывающие конечный результат. Количественно измерить можно все. Есть поговорка: «то, что не измеряется, не делается». Мы уже видели, что даже внутренние чувства и ощущения можно измерить, пользуясь техникой шкалирования.
A(ttainable) – Достижимая
Цель должна быть не только конкретной, измеримой и теоретически достижимой. Мы должны реально обладать (или потенциально обладать) ресурсами, необходимыми для ее достижения. Такими как: деньги, помещения, оборудование, кадры, навыки, знания, свободное время, организация и т.д. До тех пор, пока мы не имеем четкого представления, где и как мы все это возьмем, угадайте, каковы шансы достижения желаемого результата?
R(elevant) – Востребованная
Можно затратить кучу энергии или времени и реализовать поставленную цель. Но это – только начало. Важно сохранить полученный результат. Если он нужен только Вам, то Вы должны быть в состоянии и поддерживать его дальше. Если Вы считаете, что он нужен кому-то другому, то необходимо убедиться, что эти другие захотят и будут в состоянии поддерживать этот проект.
• Почему важна проверка параметра релевантности или востребованности Вашей цели в планируемом месте и окружении?
T(imed) – В конкретных временных рамках
В рамках формата конечного результата должны быть установлены конкретные реалистичные сроки, в рамках которых Вы хотели бы добиться поставленной цели. Это последний параметр «конкретизации» поставленной цели.
E(cological) – Экологичная
Последним параметром формата конечного результата является экологичность. Любое состояние, и наше нынешнее, в частности, имеет какие-то свои преимущества, что-то позитивное. Проверяя цель на экологичность, нам следует задать себе (или клиенту) вопрос, что такого есть в нынешней ситуации, что важно было бы сохранить в будущем.
Позитивные побочные проявления очевидно негативных действий лучше всего проиллюстрировать на примере вредных привычек (курение, переедание, алкоголизм и т.д) Например, многие люди курят, чтобы успокоиться, когда они возбуждены. Огромное число курильщиков прибегает к сигарете, чтобы отдохнуть. Если курильщик отказывается от своей привычке и не находит ей никакой замены или альтернативного способа расслабиться и отдохнуть, он испытывает значительные трудности и дискомфорт.
Если позитивный побочный эффект настоящего состояния не учтен в желаемом состоянии, люди часто начинают выполнять замещающие действия, которые могут иметь столь же негативное воздействие. Например, вместо курения люди могут начать предаваться обжорству или пьянству, когда они возбуждены, или проявлять какую-либо другую форму «замещения симптома». Многие люди склонны к промедлению, чтобы избежать потенциально неудобных последствий тех или иных действий. Поэтому последствия любого ожидаемого результата, особенно в компаниях, организациях и семьях, должны быть подробно рассмотрены, чтобы люди подготовились к ним и адекватно на них отреагировали. Коуч должен исследовать не только выгоды, связанные с достижением намеченного результата, но и потери, которые будет нести клиент, а также система, к которой он принадлежит. Иногда ударная волна, пронесшаяся через систему в результате изменения в поведении одного члена, может создать более сложные ситуации, чем первоначальные.
Другими словами, если мы хотим, чтобы достижение нашей цели имело длящиеся позитивные последствия, как минимум, все должны остаться «при своих». Мы уже говорили о важности перехода от кажущейся дихотомии или/или к интегрирующему и/и. Иногда кажется, что кто-то обязательно пострадает в результате наших действий, например, конкуренты. Но это не факт. Если конкуренты занимаются по-настоящему своим делом, то ваш успех подстегнет их к дальнейшему развитию. А если это – не их дело, то, возможно повернет их к развитию своего, уникального направления, в котором они будут «Королями». Конечно же при оценке экологичности мы должны рассуждать очень мудро и быть честными сами с собой, потому что неэкологичные решения раньше или позже обязательно окажутся неэффективными.
Это известно в психологии под феноменом «треугольника судьбы» или «треугольника Карпмана».
Эти роли очень распространены во взаимоотношениях: партнер – партнер, начальник – подчиненный, консультант – клиент и т.д. Эта модель часто проявляется в процессе нашего общения в семье, на работе, в быту.
Поясним на примере, о чем идет речь. Ко врачу приходит пациент и жалуется на болезнь (роль жертвы). Врач, ответственно относящийся ко своим обязанностям, читает карту больного и, ставя перед собой цель помочь пациенту , говорит: «Тот, кто вам все это выписывал, ничего не смыслит в медицине. Я-то точно знаю, что вам поможет (роль избавителя)». Кто-то может спросить: «А может быть предыдущий специалист действительно не компетентен?» Может быть. Только речь идет не о компетенции специалиста, а об установленной модели взаимоотношений. Сформировалась модель с тремя ролями: «жертва», «преследователь» и «избавитель».
Теперь, если вы или ваш клиент включаетесь в подобную модель отношений, то раньше или позже наступит момент, когда роли поменяются местами. И пациент, который не соблюдал режим и методику лечения, придя к заведующему отделением с жалобой на врача, выступит в роли преследователя. А заведующий, если ему важно мнение о клинике, отстаивая компетентность врача, выступит в роли избавителя. Или, пообещав решить этот вопрос, уволит врача, который выступит в роли жертвы. Этот треугольник будет вращаться, а конфликт – расти как снежный ком, вовлекая все новых и новых людей.
Коучинг – это содействие раскрытию собственного потенциала клиента – его самостоятельному индивидуальному росту: не в сравнении с другими, не за счет других, и не для того, чтобы понравиться другим.
Ну, вроде бы и все. В заключение, небольшое упражнение. Попробуйте перечислить для себя от 5 до 10 трудных ситуаций, с которыми вы успешно справились. Затем выпишете 5-10 ситуаций, с которыми вам не удалось так хорошо справиться. Сверьте каждую из ситуаций с форматом конечного результата. Что у вас получилось?