Лекция. Ее структура и методы проведения с среднем специальном учебном заведении
Функции лекции. Информационная, стимулирующая, воспитывающая, развивающая. Организационный, дидактический, методический уровни подготовки лекции. Логико-педагогическая структура лекции.
Виды лекции и приемы их проведения. Типы лекций по общим целям, по содержанию, по дидактическим задачам, по воздействию на различные сферы личности слушателей.
Требования к конспекту лекции, организация аудитории и методика чтения лекции. Использование наглядных пособий и дополнительных средств в ходе лекции.
Проблемная лекция и эвристическая беседа в курсе психологии
Две тактики конструирования проблемной ситуации во время лекции – движение к проблеме либо от предметного содержания знаний, либо от субъективного опыта аудитории, включенного в логику решения научной проблемы.
Методический сценарий проблемной лекции с элементами эвристической беседы и анализ приемов организации.
Семинарские, практические и лабораторные занятия в курсе психологии в средних учебных заведениях
Семинары – одна из форм учебно-воспитательной работы, широко распространенная в учебных заведениях. Семинарское занятие как форма коллективной самостоятельной работы, при которой происходит углубленное обсуждение и изучение учебного материала.
Цель и задачи семинарских занятий. Роль семинарских занятий в активизации познавательной деятельности и самообразовании учащихся и студентов. Требования к вопросам семинарских занятий.
Лабораторное занятие как форма организации учебного процесса. Цель и задачи лабораторного занятия. Тематика лабораторных занятий. Разнообразие заданий лабораторных занятий. Основные методы: учебный эксперимент; наблюдение; упражнения в психологическом анализе фактов, ситуаций; беседа; работа с книгой; самостоятельные творческие доклады.
Раздел 5. Логические и психологические аспекты методики преподавания психологии
Логические аспекты методики преподавания психологии
Логическая культура преподавателя психологии. Оптимальное сочетание теоретического и эмпирического материала, тесная органическая связь между ними. Законы формальной логики. Работа над понятием в курсе психологии, содержание и объем понятия. Законы диалектической логики. Принцип единства логического и исторического. Логический и исторический методы изложения материала. Два аспекта исторического подхода к изложению, генетический метод.
Психологические аспекты методики преподавания психологии
Психологическая сущность работы преподавателя. Интерес и внимание, их роль в процессе обучения. Методические приемы, способствующие пробуждению и поддержанию интереса к предмету в процессе обучения. Роль непроизвольного, произвольного и постпроизвольного внимания в процессе восприятия и усвоения учащимися учебного материала. Значение восприятия в эффективности усвоения психологических знаний (объективные и субъективные факторы). Активизация интеллектуальной деятельности учащихся и связь ее с методами обучения.
Психологические особенности речи преподавателя.
Содержание семинарских и практических занятий
Планы семинарских занятий
ТЕМА 1. Методика преподавания психологии как наука
Цель занятия:
Систематизировать знания студентов в области методологии науки.
Помочь осмыслить содержание и задачи методики преподавания психологии. Основные элементы процесса обучения психологии.Показать связь моделей обучения с решением задач учреждений образования.
Понятия:Объект и предмет науки. Содержание и задачи методики преподавания психологии. Модели обучения. Задачи курса психологии.
Вопросы для обсуждения:
1. Методика преподавания психологии как наука, ее взаимосвязь с педагогикой, психологией и другими науками.
2. Предмет, содержание и задачи методики преподавания психологии. Основные элементы процесса обучения психологии.
3. Модели обучения. Задачи учреждений образования.
4. Место уроков психологии в новой педагогической системе. Задачи курса психологии.
1. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии [Текст] : учеб. пособие / В. Я. Ляудис ; УРАО. - 3-е изд., испр. и доп. - М., 2000. - 128 с.
2. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / В. Н. Карандашев. - СПб. : Питер, 2005. - 250 с.
Дополнительная литература.
Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Б. Ц. Бадмаев. - М. : ВЛАДОС, 2001.
ТЕМА 2. Сущность методической деятельности педагога-психолога
Цель занятия:Раскрыть сущность методической деятельности педагога-психолога. Систематизировать представления об основных процедурах методической деятельности.
Понятия:Цель, задачи, объект, предмет, результатметодической деятельности педагога-психолога.
Вопросы для обсуждения:
1. Объекты методической работы, предметы методических разработок и результаты методической деятельности.
2. Отличие методической деятельности от обучающей деятельности педагога.
3. Характеристика основных процедур методической деятельности.