Права и обязанности практического психолога образования
Правовой основой взаимодействия психолога с другими субъектами образовательного процесса является профессиональный контракт и обязанности, определяемые нормативными документами РФ.
I. В своей профессиональной деятельности психолог обязан:
1. Руководствоваться Законом Российской Федерации «Об образовании», законодательством Российской Федерации, международными и российскими актами об обеспечении защиты прав и развития детей, нормативными документами Министерства образования РФ и региональных департаментов образования, Положением о психологической службе образования.
2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение невыполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики вопросов, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей.
3. Знать новейшие достижения психологической науки в целом, детской и педагогической психологии, практической психологии. Применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.
4. Препятствовать проведению психопрофилактической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.
5. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития.
6. Оказывать необходимую и возможную помощь работникам образования региона, администрации и педагогическим коллективам учебно-воспитательных учреждений в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, обеспечением индивидуализированного подхода к детям. Оказывать необходимую и возможную помощь детям и их родителям (замещающим их лицам) в решении их проблем.
7. Информировать работников отделов образования, администрацию и педагогические коллективы учебно-воспитательных учреждений о задачах, содержании и результатах проводимой им работы в рамках, гарантирующих соблюдение п.7 настоящего документа.
8. Вести запись и регистрацию всех видов работ по установленной форме.
II. Ответственность работника службы социально-психологической помощи:
1. Психолог несет персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций.
2. Психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документации службы, оформление их в установленном порядке.
III. В своей профессиональной деятельности психолог имеет право:
1. Самостоятельно определять приоритетное направление работы с учетом конкретных условий региона, учебно-воспитательного учреждения и т. п.
2. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов деятельности.
3. Требовать от вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
4. Отказываться от выполнения распоряжений руководителей органов образования, администрации региона, руководителей учебно-воспитательных учреждений в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющихся у него профессиональных умений и средств.
5. Знакомиться с необходимой документацией.
6. Обращаться с запросами в медицинские, правовые и другие учреждения.
7. Участвовать с правом совещательного голоса в работе различных медико-психолого-педагогических и других комиссий, решающих дальнейшую судьбу детей. В случае несогласия с решением комиссии (оставление на второй год, перевод в другую школу и т.п.) психолог имеет право донести свое особоемнение до сведения соответствующих инстанций.
8. Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценки их эффективности.
9. Проводить групповые и индивидуальные психологические обследования и эксперименты для исследовательских целей.
10. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и других изданиях.
11. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, выступлений и пр.
12. Иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией.
13. Обращаться в случае необходимости через руководство службы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью детям (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т. п.).
14. Обращаться в соответствующие учреждения и ведомства по вопросам защиты прав и интересов детей.
Права и обязанности психолога учебного заведения являются важной частью содержания профессионального контракта, заключаемого учебным учреждением в лице ее директора с психологом. Назначение контракта состоит в том, чтобы:
– прояснить ожидания каждой стороны в отношении предполагаемой психологической работы в школе;
– выяснить возможности и ресурсы каждой стороны, которые могут быть задействованы при организации школьной психологической работы;
– сформировать общие представления о функциональных обязанностях каждой стороны.
В тексте профессионального контракта могут найти свое отражение следующие вопросы [2, С. 268-269]:
– функциональные обязанности психолога (в том числе приоритетные направления деятельности, формы представления результатов, формы и сроки отчетности и т.п.);
– формы и необходимость участия психолога в различных видах педагогической деятельности, непосредственно не связанных с его функциональными обязанностями;
– возможности осуществления различных видов деятельности в дополнительные часы или в частном порядке (в том числе форма оплаты);
– участие психолога в методологической и методической педагогической деятельности: разработке педагогической концепции школы, текущих и перспективных планов экспериментальной тематической работы и пр.;
– формы организационной и материально-технической поддержки психологической деятельности со стороны администрации;
– принципы организации рабочей недели психолога: наличие и регулярность методических дней, распорядок рабочего дня, возможность обработки данных вне школы и т.п.
Работая в учебном заведении психолог имеет двойное подчинение. По административной линии он подчиняется директору учебного заведения, по профессиональной – Психологическому центру, который не только контролирует и оценивает деятельность психолога как специалиста, но и оказывает ему методическую, организационную и иную помощь, обеспечивает сотрудничество и профессиональное общение с другими практическими психологами района, округа, города.
Таким образом, психологическая служба образования, первоначально предназначенная для тестирования детей, представляет сегодня достаточно организованную систему, основной целью которой является психологическое сопровождение психического и личностного развития учащихся, психологическая экспертиза и совершенствование образовательного процесса в учебных заведениях.